Страничка Логопеда Бурдуковская Надежда Александровна
21.09.2021
Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика"
Буклет "Играем с мячом - развиваем речь"
06.03.2025
Всем известно, что игра – основной вид деятельности детей и один из важных приёмов работы с детьми дошкольного возраста. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Интересная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Ряд исследований подтверждает, что формирование положительных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.
Не менее важным фактором является то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения. Она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
Игры с мячом способствуют формированию у детей навыков правильного произношения, развитию лексико-грамматического строя, связной речи и т.д.
В данном буклете подобраны игры с мячом, в которые можно играть дома родителям с детьми.
Мастер-класс для родителей: "Играем с мячом - развиваем все компоненты речи""
15.05.2025
Цель: сформировать у родителей представление о значении и взаимосвязи развития двигательных и речевых навыков у детей раннего возраста.
Задача: познакомить родителей с играми и упражнениями с использованием мяча, улучшающих функционирование речевых органов и оказывающих положительное влияние на выработку правильных речевых навыков у детей раннего возраста.
Оборудование: мячи среднего размера, массажные мячики, су-джок мячи, листы бумаги, вата (все по количеству участников).
Ход мероприятия:
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам поговорить о развитии речи малышей, а так же поиграть в игры, которые вы сможете использовать дома, помогая развиваться своим детям. В раннем детстве происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка. Малыш учится владеть своим телом, речью, действовать с предметами. Ученые подтвердили тесную связь между развитием движения и речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Овладеть телом и речью малышам помогают разнообразные подвижные игры и упражнения. Сегодня я познакомлю вас с играми, которые будут связаны с одним предметом, отгадайте, что это за предмет?
Звонкий, громкий и прыгучий,
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе.
Мяч – самая простая и в то же время универсальная игрушка. Когда малыш играет с мячом, у него работают все группы мышц. Ребенок осваивает основные движения, что необходимо для его полноценного развития. Также мяч развивает ориентировку в пространстве, ловкость, глазомер, быстроту реакции, координацию движений. К тому же движения пальцев и кистей рук (захват мяча, удерживание, подача) стимулируют определенные зоны мозга, способствуя развитию речи малыша. Мяч сопровождает человека почти с самого рождения, только меняются и усложняются игры с ним, соответствуя возрасту. Уже в 4-5 месяцев малыш учится хватать и держать предметы. Если внутри мяча будет пищалка, малыш, пытаясь извлечь звук, будет учиться сжимать — разжимать пальчики, как раз развивает моторику. (Логопед демонстрирует родителям такой мяч)
Как же научить малыша играть с мячом? Не забывайте о возрасте ребенка, сочетайте наглядность показа с понятным объяснением: «Смотри. Я возьму мячик двумя руками. Какой красивый мяч! Я брошу его высоко-высоко».
- «Ай да мячик» (от 6 до 9 месяцев).
Напевая песенку, бейте мячом об пол: «Ай, да мячик, ай, да мячик! Как легко, легко он скачет. Прыг-скок, прыг-скок, покатился в уголок!» Бросьте мячик так, чтобы он катился в противоположную сторону от ребёнка, но оставался в зоне его видимости. Спросите: «Где мячик?»
- «Мяч, катись!» (10-12 месяцев).
Для обучения навыка катания лучше использовать наклонную поверхность (конец доски закрепить на стуле) и маленькие шарики. Покажите малышу, как можно брать мячик и скатывать его с горки. Когда освоите, усложните, один скатывает мячик, а другой ловит и складывает в корзину. Потом меняйтесь. (Логопед демонстрирует игру и предлагает родителям повторить)
- В 1-1,6 года кроха будет не кидать, а класть мяч в корзину (тазик). Это нормально. Не теряйте терпения, показывайте нужное действие снова и снова. Чтобы ребенок научился управляться с мячом ловко, свободно, нужно показать ему, не раз и не два, основные приемы игры: как его бросать, прокатывать по полу или под препятствиями, подбрасывать, сбивать, забрасывать в корзину. Вместо кегли можно использовать пластиковые бутылочки 0,5 литров. Расставьте их в ряд (2-3 штуки) и покажите малышу, как можно толкнуть мяч, чтобы он прокатился и сбил «кегли». Выполняйте действие двумя руками, присев на корточки – пусть ребёнок копирует ваши движения. (Логопед предлагает родителям воспроизвести эти действия)
- «Колобок» (от 1 года 6 месяцев до 2 лет).
На мячик можно наклеить глазки и ротик – это ваш Колобок. Поставьте посреди комнаты «пенёк» — перевёрнутый тазик. Ребёнок берёт в руки «колобка» и прокатывает его вокруг «пенька». А взрослый проговаривает: «Колобок, не ленись, не ленись, вокруг пенёчка прокатись, прокатись». В какой-то момент вы воскликнете: «Зайчик идёт!» Малыш должен поднять мячик вверх (колобок убегает от зайца) и т.д. (Логопед предлагает родителям поиграть в игру).
Игра с мячом на ориентировку в пространстве.
Логопед:
В правую руку свой мячик возьмите,
Над головою его поднимите,
И перед грудью его подержите.
К левой ступне не спеша положите.
За спину спрячьте, затылка коснитесь.
Руку смените и всем улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на животик – приятненько мне.
(Родители выполняют действия в соответствии с текстом)
Игры с мячом для развития мелкой моторики
- Массаж су-джок мячом.
Логопед:
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож.
(Родители катают су-джок между ладонями)
На спине иголки
(Родители катают шарик по большому пальцу вперед-назад)
Очень-очень колкие.
(Катают шарик по указательному пальцу)
Хоть и ростом ёжик мал,
(Катают шарик по среднему пальцу)
Нам колючки показал,
(Катают шарик по безымянному пальцу)
А колючки тоже
(Катают шарик по мизинцу вперед-назад)
На ежа похожи
(Катают су-джок между ладонями)
- «Крепко мячик свой сожми и по дорожке прокати» – катить мячик по нарисованной дорожке.
- Упражнение с массажным мячом.
Логопед:
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
(Родители выполняют движения в соответствии с текстом)
- Упражнение «Мяч – в корзину».
Логопед предлагает родителям скомкать листы бумаги одновременно левой и правой рукой «сделать мячи». Затем забросить их по очереди левой и правой рукой в корзину.
Упражнение на развитие дыхания.
Логопед предлагает родителям сделать маленькие «мячики» из ваты, а затем задуть их в «ворота».
Игры с мячом для правильного произношения звуков и развитие фонематического слуха.
- Игра «Звуки поем мы с мячом моим вдвоем».
Игра проводится парами. Логопед предлагает родителям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мячик по столу своему соседу.
- Игра «Бросай и звук (слог, слово) называй».
Теннисный мяч перекладывается из руки в руку с одновременным произнесением звука (слогов, слов). Например: «п-б»; «ка-та»; «ли-са»; «Ма-ша»; «мак-бак» и т.д.
Игры с мячом на расширение словаря и лексико-грамматического строя речи.
Родители выстраиваются в круг, логопед ведущий (находится в центре круга) бросает мяч каждому по очереди, называя задание. Проводятся игры:
- «Скажи наоборот» (антонимы)
- «Мяч бросай – фрукты (овощи, животных, игрушки) называй» (обобщения)
- «Назови ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы)
- «Кто так голос подает?» («Кто рычит?»; «Кто мычит? и т.д.)
Логопед: Уважаемые родители, наша встреча подходит к концу. Существует огромное количество игр и упражнений с мячом, помогающих развивать речь. И играть в них будет полезно вашим детям в любом возрасте. Важно помнить: без взрослого у маленького ребёнка игры не будет. Малыш лишь повертит мячом, попробует на зуб, бросит на пол и забудет. Сильнейшим стимулом детского развития является подражание родителям и совместные занятия (в завершении логопед предлагает родителям сказать друг другу пожелания, передавая мяч. Затем логопед вручает гостям буклеты по теме мастер-класса).
Подведение итогов: Был ли вам полезен мастер-класс? Что вы узнали для себя нового? Что вам понравилось или, может быть, было непонятным или неинтересным?
25.02.2025

Развлечение с русскими народными играми. Второй день масленицы "Заигрыш"
Просмотров всего: , сегодня:
15.02.2024

Просмотров всего: , сегодня:
16.12.2022

Просмотров всего: , сегодня:
07.11.2022

В рамках клубного часа совместно со специалистами (музыкальный руководитель, психолог), была проведена станция где дети вспомнили символы России (герб, гимн, флаг)
Просмотров всего: , сегодня:
19.09.2022

Квест-игра на прогулке с заданиями
Просмотров всего: , сегодня:
23.05.2022

Просмотров всего: , сегодня:
01.03.2022

"5 февраля в нашем детском саду прошла викторина на тему : "Наша армия", где участвовали дети подготовительных группы.
Просмотров всего: , сегодня:
21.02.2022

Презентация о том "что такое адвент-календарь?" и положение о проведении конкурса "Новогодний адвент-календарь"
Просмотров всего: , сегодня:
20.01.2022
Просмотров всего: , сегодня: