Советы родителям.

26.11.2022

играем дома и развиваем фонематический слух

26.11.2022

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?   С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Фонематическое восприятие

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Игры на различие не речевых звуков, на ритм.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки  или баночки, коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игры на различие речевых звуков по тембру, силе, высоте голоса.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.Хочу такой сайт

Игры на различие сходны по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Передребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игры на различие слогов с парными согласными.

Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Игры на различие звуков.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему (звук)

Игра на развитие навыков анализа и синтеза слов.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о).

Играете дома с ребенком, следите за его речью и все будет в порядке. Также следите за своей речью, всегда говорите с ребенком правильно, на равных, как с человеком. Если слово кушать, так надо и говорить, не ням-ням. Не упрощайте слова.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».