21.10.2024
29.11.2022
Примерные задания для
диагностики музыкальных способностей
Диагностика метрического чувства
«Шаги великана, Саши и гнома»
Цель: выявление уровня развития
чувство метра.
Стимулирующий материал: часы-будильник
(метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки.
Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16
следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например
по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с
тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в
руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом
ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на
звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького
друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на
ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов
«тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).
Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном
темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре
такта как великан.
Критерии оценки:
3 балла – точное обозначение шагов
«великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем
шагам, всего 16 приставных шагов);
2 балла – воспроизведение шагов с двумя,
тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2
до 8 несвоевременных шагов из 16);
1 балл – сбивчивое метрическое исполнение
шагов (от 9 до 12 несовпадений).
Диагностика чувство ритма
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель: Прохлопай
пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале
показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания
ребенком смысла задания).
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень ритмической
регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных
длительностей.
2 балла – средний уровень ритмической
регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и
ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.
3 балла – высокий уровень ритмической
регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Диагностика звуковысотного слуха
«Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности
звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.
Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись
в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка
– котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи
когда мяукает кот, а когда котенок.
Исполняются последовательно звуки.
№ задания |
Предъявляемые звуки |
Присуждаемый балл |
Правильный ответ |
1.1. |
Ми1 – соль2 |
1 |
Кот – котенок |
1.2. |
Соль2 – фа1 |
2 |
Котенок – кот |
1.3. |
Фа1 – фа2 |
3 |
Кот – котенок |
2.1. |
Фа2 – соль1 |
1 |
Котенок – кот |
2.2. |
Ми2 – соль1 |
2 |
Котенок – кот |
2.3. |
Ля1 – ми2 |
3 |
Кот – котенок |
3.1. |
Ля1 – ре2 |
1 |
Кот – котенок |
3.2. |
Ре2 – си1 |
2 |
Котенок – кот |
3.3. |
До2 – си1 |
3 |
Котенок – кот |
Алгоритм предъявления теста и критерии
оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание
2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание
упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если
же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по
каждому блоку.
Диагностика динамического чувства
Чувство динамики определяется адекватной
слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном
его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении
(диминуэндо) динамики звучания.
Цель: определение способности адекватной
аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и
вокально-инструментального стимула.
Музыкальный руководитель: Давай поиграем с
тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как
я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова
«Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано»
оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно
усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане.
(исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в
динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо»
оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
1 набранный балл – слабый уровень развития
динамического чувства, оценивается как 1 балл.
2 – 3 набранных балла - средний уровень
развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.
4 – 5 набранных баллов - высокий уровень
развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.
Диагностика ладово-мелодического чувства
«Девочки-припевочки»
Цель: выявить уровень развития
ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые
функции мелодии.
Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки
веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку
пела веселая, а какую грустная девочка.
Составляют попевки, по принципу
контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три
мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень развития
ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или
определил правильно только одну.
2 балла – средний уровень развития
ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.
3 балла – высокий уровень развития
ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.
Диагностика
музыкальной деятельности
Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам
музыкальной деятельности :
·
Восприятие
·
Развитие музыкального слуха и голоса
·
Пение
·
Музыкально-ритмические движения
·
Музицирование
·
Музыкальное творчество
Примерные задания для
диагностики музыкальной деятельности
I Младшая группа
Исследуемый показатель |
Задания |
Оценка |
Репертуар |
|
Начало года |
Конец года |
|||
1.Восприятие |
1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню) |
3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером
произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке |
«Медведь идет» Е.Тиличеевой |
«Белочка» М.Красева |
2.Пение |
2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении |
3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука 2 балла – проговаривает слова песни в ритме 1 балл – не подпевает |
«Петушок» р.н.п. обр. Красева |
«Белые гуси» М.Красева |
3.Чувство ритма |
3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5
звуков) |
3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки |
П/и «Ударим в ладошки» |
П/и «Повторяй за мной» |
3.1.Соответствие движений характеру музыки |
3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
«Ноги и ножки» В.Агафонниковой |
«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
II Младшая группа
Исследуемый показатель |
Задания |
Оценка |
Репертуар |
|
Начало года |
Конец года |
|||
1.Восприятие |
1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться
на музыку |
3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером
произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл - равнодушен к звучащей музыке |
"Зайка" р.н.м. Обр.
Александрова |
"Котик заболел", "Котик выздоровел" Гречанинов |
1.2. Узнавание знакомой песни |
3 балла – по мелодии 2 балла – по словам 1 балл – не узнал |
«Петушок» р.н.п. обр. М.Красева |
«Зима прошла» Н. Метлова |
|
2.Пение |
2.1.Пение знакомой песни в сопровождении |
3 балла – интонирует всю мелодию 2 балла – частично интонирует мелодию 1 балл – не интонирует |
«Колыбельная зайчонка» Карасевой |
«Солнышко» Гомоновой |
3.Чувство ритма |
3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5
звуков) |
3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки |
Д/и «Повторяй за мной» |
Д/и «Три медведя» |
3.2.Соответствие движений характеру музыки |
3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
«Медведи» Е.Тиличеевой «Марш» Э.Парлова |
«Пляска с платочками» Т. Ломовой «Бег» Т.Ломовой |
|
3.3.Соответствие движений ритму музыки |
3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует |
«Сапожки» р.н.м. |
«Топающий шаг» Раухвергера |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Средняя группа
Исследуемый показатель |
Задания |
Оценка |
Репертуар |
|
Начало года |
Конец года |
|||
1. Восприятие |
1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки |
3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение 1 балл - не чувствует характер музыки |
П.И.Чайковский «Игра в лошадки»
(«Детский альбом») |
Чайковский «Подснежник» |
1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту |
3 балла – узнал самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не узнал |
«Спи моя радость усни» В.А.Моцарт |
«Солнышко» Е.Гомоновой |
|
1.3. Наличие любимых произведений |
3 балла – есть любимые мелодии 2 балла – одна любимая мелодия 1 балл нет любимых мелодий |
|||
2. Звуковысотный слух |
2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий |
3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает |
«Василек» Р.н.п. |
«Конь» Тиличеевой |
2.2. Определение регистров |
3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил |
Д/и «Кто поет?» |
Д/и «Веселые гудки» |
|
2.3. Определение направления мелодии |
3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл не определил |
Д/и «Лесенка» |
Д/и «Лесенка» |
|
3. Пение |
3.1. Пение знакомой песни в сопровождении |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии |
«Листики» Гомоновой |
«Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008) |
3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует |
«Курица» Тиличеевой |
«Барабан» Тиличеевой |
|
4. Чувство ритма |
4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных
инструментах |
3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр |
«Василек» Р.н.п. |
«Труба» Тиличеевой |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями |
3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
«Парная пляска» Т. Беренс |
«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой |
|
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) |
3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует |
«Поскачем» Т.Ломовой |
«Побегаем, попрыгаем» Соснина |
|
5. Музыкальное творчество |
5.1. Выразительность движений в знакомом танце |
3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально |
«Пляска с листочками» Т.Беренс |
«Полька» Штальбаум |
5. 2. Импровизация |
3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился |
П/и «Воробушки и кошка» |
П/и «Кошка и мышки» |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Старшая группа
Исследуемый показатель |
Задания |
Оценка |
Репертуар |
|
Начало года |
Конец года |
|||
1. Восприятие |
1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки |
3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом 2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с
трудом 1 балл - не чувствует характер музыки, не высказывается |
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» |
Г.Свиридов «Парень с гармошкой» |
1.2. Определить жанр музыкального произведения |
3 балла – самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не определил |
Д/и «Музыкальный светофор» |
Д/и «Три кита» |
|
1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению |
3 балла – выбрал правильно самостоятельно 2 балла – выбрал правильно с помощью 1 балл – выбрал не правильно |
П.И.Чайковский «Новая кукла» |
П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей» |
|
2. Звуковысотный слух |
2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий |
3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает |
«Цирковые собачки» Тиличеевой |
«Дятел» Н.Леви |
2.2. Определение регистров чистых и смешанных |
3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил |
Д/и «Кто поет?» |
Д/и «Веселые гудки» |
|
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков |
3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил |
Д/и «Сколько нас?» |
Д/и «Сколько нас?» |
|
3. Пение |
3.1. Пение знакомой песни в сопровождении |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии |
«Дождик» А.Понамаревой |
«Зима проходит» р.н.п. (М/р 1/2008) |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме |
«А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной (М/П №4 2008) |
«Весна» И.Меньших (М/р2/2008) |
|
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует |
«Смелый пилот» Тиличеевой |
«Артистка» Кабалевский |
|
4. Чувство ритма |
4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии |
3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно |
Д/и «Веселые подружки» |
Д/и «Передай ритм»» |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями |
3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой |
«Потопаем-покружимся» Т.Ломовой |
|
4.3. Соответствие движений ритму |
3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует |
«На лошадке» В.Витлина |
«Веснянка» (у.н.м) |
|
5. Музыкальное творчество |
5.1. Исполнение движений в свободной пляске |
3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально |
«Ах, вы сени» р.н.м. |
«Во саду ли, в огороде» р.н.п. |
5. 2. Импровизация |
3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился |
П/и «Заинька, выходи» |
П/и «Кошка и мышка» |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 – 3
Подготовительная группа
Исследуемый показатель |
Задания |
Оценка |
Репертуар |
|
Начало года |
Конец года |
|||
1. Восприятие |
1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер,
жанр, ритм, темп, динамика) |
3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно 2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого 1 балл - ребенок не смог дать характеристику муз. |
П.И.Чайковский «Спящая красавица» «Вальс» |
П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов» |
1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к
картинке |
3 балла – выбрал правильно и обосновал свой выбор 2 балла – выбрал правильно, но не обосновал 1 балл – не смог выбрать правильно |
Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» |
П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже» |
|
1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по |
3 балла – назвал самостоятельно 2 балла – назвал с помощью 1 балл – не назвал |
Д/и «Удивительный светофор» |
П/и «Три кита» |
|
2. Звуковысотный слух |
2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато,
стаккато) |
3 балла – правильно ощущает тонику 2 балла – 1,2 ошибки 1 балл – не ощущает |
Д/и «Домик крошечка» |
Д/и «Музыкальные птенчики» |
2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента |
3 балла – побрал самостоятельно 2 балла – подобрал с помощью 1 балл - не подобрал |
«Горошина» Карасевой |
П/и «Оркестр» |
|
2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков |
3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил |
Д/и «Сколько нас поет?» |
Д/и «Сколько нас поет» |
|
3. Пение |
3.1. Пение знакомой песни в сопровождении |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – чисто интонирует только отрезки 1 балл – интонирует только общее направление мелодии |
«Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко |
«Про меня и муравья» В.Степанова |
3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию 2 балла – интонирует направление мелодии 1 балл – проговаривает слова в ритме |
«Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006) |
«Упрямые утята» Е.Крылатова |
|
3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением |
3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балл – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует |
«Как под наши ворота» р.н.п. |
«Кузнец» Арсеевой |
|
4. Чувство ритма |
4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на
ударных инст |
3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – действует беспорядочно |
«В школу» муз. Тиличеевой |
«На зеленом лугу» р.н.м. |
4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями |
3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
«Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского |
«Полька» Т.Ломовой |
|
4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использ. смены ритма) |
3 балла – соответствует 2 балла – частично соответствует 1 – не соответствует |
«Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля |
«Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой |
|
5. Музыкальное творчество |
5.1. Исполнение движений в свободной пляске |
3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально 2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально |
«Я на камушке сижу» р.н.п. |
«Как на тоненький ледок» р.н.п. |
5. 2. Импровизация |
3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно 2 балла – с помощью 1 балл – не справился |
П/и “Пугало» Т.Бокач |
«Кадриль» (аудио), |
Низкий уровень 1 – 1,7
Средний уровень 1,8 – 2,4
Высокий уровень 2,5 –
24.09.2024
Диагностика инициативности и самостоятельности ребёнка в музыкальной деятельности (на музыкальном занятии)
Инициативность/самостоятельность |
Частота музыкальных инициатив |
Инициативность в деятельности |
Диапазон музыкальных интересов, самостоятельность |
||||||
часто |
редко |
не проявляет |
инициатор |
активно подключается к другим детям |
индифферентен |
варьируются в зависимости от ситуации, широкий |
стабильный |
однообразный, репродуктивный |
|
В процессе слушания музыки |
|||||||||
В исполнительской деятельности: – пении – музыкально-ритмических движениях – игре на детских музыкальных инструментах |
|||||||||
В музыкальном творчестве |