диагностика

21.10.2024

Диагностика музыкальных способностей.docx (скачать)
Диагностика музыкальных способностей.docx (скачать)
Диагностика музыкальных способностей на 23-24 уч год.pdf (скачать) (посмотреть)
Диагностика музыкальных способностей.pdf (скачать) (посмотреть)
Диагностика музыкальных способностей.xlsx (скачать)

29.11.2022

Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

Диагностика  метрического чувства

«Шаги великана,  Саши и гнома»

Цель: выявление уровня  развития чувство метра.

Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

Музыкальный руководитель:  Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

Критерии оценки:

3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

Диагностика чувство ритма

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

Критерии оценки:

1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного слуха

«Кот и котенок»

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

Исполняются последовательно звуки.

№ задания

Предъявляемые звуки

Присуждаемый балл

Правильный ответ

1.1.

Ми1 – соль2

1

Кот – котенок

1.2.

Соль2 – фа1

2

Котенок – кот

1.3.

Фа1 – фа2

3

Кот – котенок

2.1.

Фа2 – соль1

1

Котенок – кот

2.2.

Ми2 – соль1

2

Котенок – кот

2.3.

Ля1 – ми2

3

Кот – котенок

3.1.

Ля1 – ре2

1

Кот – котенок

3.2.

Ре2 – си1

2

Котенок – кот

3.3.

До2 – си1

3

Котенок – кот

Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Цель:  определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

Диагностика ладово-мелодического чувства

«Девочки-припевочки»

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

 Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии.  Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Критерии оценки:

1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

Диагностика музыкальной деятельности 

Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности :

·    Восприятие

·    Развитие музыкального слуха и голоса

·    Пение

·    Музыкально-ритмические движения

·    Музицирование

·    Музыкальное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

I Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1.Восприятие

1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню)

3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

«Медведь идет»

Е.Тиличеевой

«Белочка» М.Красева

2.Пение

2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении

3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука

2 балла – проговаривает слова песни в ритме

1 балл – не подпевает

«Петушок» р.н.п. обр. Красева

«Белые гуси» М.Красева

3.Чувство ритма

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

П/и «Ударим в ладошки»

П/и «Повторяй за мной»

3.1.Соответствие движений характеру музыки

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Ноги и ножки» В.Агафонниковой

«Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

                       

II Младшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1.Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

1 балл  - равнодушен к звучащей музыке

"Зайка" р.н.м. Обр. Александрова

"Котик заболел",

"Котик выздоровел"

Гречанинов

1.2. Узнавание знакомой песни

3 балла – по мелодии

2 балла – по словам

1 балл – не узнал

«Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

«Зима прошла» Н. Метлова

2.Пение

2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – интонирует всю мелодию

2 балла – частично интонирует мелодию

1 балл – не интонирует

«Колыбельная зайчонка» Карасевой

«Солнышко» Гомоновой

3.Чувство ритма

3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – беспорядочные хлопки

Д/и «Повторяй за мной»

Д/и «Три медведя»

3.2.Соответствие движений характеру музыки

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Медведи»

Е.Тиличеевой

«Марш» Э.Парлова

«Пляска с платочками» Т. Ломовой

«Бег» Т.Ломовой

3.3.Соответствие движений ритму музыки

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Сапожки» р.н.м.

«Топающий шаг» Раухвергера

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

     

Средняя группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение

1 балл  - не чувствует характер музыки

П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

Чайковский «Подснежник»

1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 балла – узнал самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не узнал

«Спи моя радость усни» В.А.Моцарт

«Солнышко» Е.Гомоновой

1.3. Наличие любимых произведений

3 балла – есть любимые мелодии

2 балла – одна любимая мелодия

1 балл нет любимых мелодий

2. Звуковысотный слух

2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

«Василек» Р.н.п.

«Конь» Тиличеевой

2.2. Определение регистров

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл не определил

Д/и «Кто поет?»

Д/и «Веселые гудки»

2.3. Определение направления мелодии

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл не определил

Д/и «Лесенка»

Д/и «Лесенка»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Листики» Гомоновой

«Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)

3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Курица» Тиличеевой

«Барабан» Тиличеевой

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  попевки на ударных инструментах

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочноХочу такой сайт

«Василек» Р.н.п.

«Труба» Тиличеевой

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Парная пляска» Т. Беренс

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Поскачем» Т.Ломовой

«Побегаем, попрыгаем» Соснина

5. Музыкальное творчество

5.1. Выразительность движений в знакомом танце

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Пляска с листочками» Т.Беренс

«Полька» Штальбаум

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Воробушки и кошка»

П/и «Кошка и мышки»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

             

Старшая группа

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

1 балл  - не чувствует характер музыки, не высказывается

П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»

Г.Свиридов

«Парень с гармошкой»

1.2. Определить жанр музыкального произведения

3 балла –  самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не определил

Д/и «Музыкальный светофор»

Д/и «Три кита»

1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

3 балла – выбрал правильно самостоятельно

2 балла – выбрал правильно с помощью

1 балл – выбрал не правильно

П.И.Чайковский

«Новая кукла»

П.И. Чайковский

балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»

2. Звуковысотный слух

2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

«Цирковые собачки» Тиличеевой

«Дятел» Н.Леви

2.2. Определение регистров чистых и смешанных

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл - не определил

Д/и «Кто поет?»

Д/и «Веселые гудки»

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл  - не определил

Д/и «Сколько нас?»

Д/и «Сколько нас?»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Дождик» А.Понамаревой

«Зима проходит» р.н.п.

(М/р 1/2008)

3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной

(М/П №4 2008)

«Весна» И.Меньших (М/р2/2008)

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

 

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Смелый пилот» Тиличеевой

«Артистка» Кабалевский

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

Д/и «Веселые подружки»

Д/и «Передай ритм»»

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой

«Потопаем-покружимся»

Т.Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«На лошадке» В.Витлина

«Веснянка» (у.н.м)

5. Музыкальное творчество

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Ах, вы сени» р.н.м.

«Во саду ли, в огороде» р.н.п.

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и «Заинька, выходи»

П/и «Кошка и мышка»

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 3

   

Подготовительная  группа

 

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

Репертуар

Начало года

Конец года

1. Восприятие

1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно

2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

1 балл  - ребенок не смог дать характеристику  муз.

П.И.Чайковский «Спящая красавица»

«Вальс»

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

3 балла –  выбрал правильно и обосновал свой выбор

2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

1 балл – не смог выбрать правильно

Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история»

П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»

1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по

3 балла – назвал самостоятельно

2 балла – назвал с помощью

1 балл – не назвал

Д/и «Удивительный светофор»

П/и «Три кита»

2. Звуковысотный слух

2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

Д/и «Домик крошечка»

Д/и «Музыкальные птенчики»

2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических  инструмента

3 балла – побрал самостоятельно

2 балла – подобрал с помощью

1 балл - не подобрал

«Горошина» Карасевой

П/и «Оркестр»

2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

3 балла – определил верно (самостоятельно)

2 балла – определил верно (с помощью)

1 балл  - не определил

Д/и «Сколько нас поет?»

Д/и «Сколько нас поет»

3. Пение

3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

«Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко

«Про меня и муравья» В.Степанова

3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова в ритме

«Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006)

«Упрямые утята» Е.Крылатова

3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

2 балл – интонирует только общее направление мелодии

1 балл – не интонирует

«Как под наши ворота» р.н.п.

«Кузнец» Арсеевой

4. Чувство ритма

4.1. Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инст

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

«В школу» муз.

Тиличеевой

«На зеленом лугу» р.н.м.

4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

3 балла - соответствуют

2 балла – частично соответствуют

1 балл – не соответствуют

«Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского

«Полька» Т.Ломовой

4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использ. смены ритма)

3 балла – соответствует

2 балла – частично соответствует

1 – не соответствует

«Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля

«Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

5. Музыкальное творчество

5.1. Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

«Я на камушке сижу» р.н.п.

«Как на тоненький ледок» р.н.п.

5. 2. Импровизация

3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

2 балла – с помощью

1 балл – не справился

П/и “Пугало»

Т.Бокач

«Кадриль» (аудио),

Низкий уровень 1 – 1,7

Средний уровень 1,8 – 2,4

Высокий уровень 2,5 – 

таблица для диагностики

24.09.2024

Диагностика инициативности и самостоятельности ребёнка в музыкальной деятельности (на музыкальном занятии)

Инициативность/самостоятельность

Частота музыкальных инициатив

Инициативность в деятельности

Диапазон музыкальных интересов, самостоятельность

часто

редко

не проявляет

инициатор

активно подключается к другим детям

индифферентен

варьируются в зависимости от ситуации, широкий

стабильный

однообразный, репродуктивный

В процессе слушания музыки

                 

В исполнительской деятельности:

– пении

– музыкально-ритмических движениях

– игре на детских музыкальных инструментах

                 

В музыкальном творчестве

                 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».