02.10.2018
В В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно
внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача
педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации
работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные
педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной
стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не
над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Термин
«технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение,
совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья,
материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
«педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т.
Лихачёв).
Существует классификация
педагогических технологий.
После введения ФГОС ДО
в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка,
основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные
процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Сегодня любое
дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать
свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе
адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов
педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат»,
поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом
педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность
ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие
изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и
постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами
новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности
ребенка.
Основные требования
(критерии) педагогической технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность -
опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми
признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость –
возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с
целью коррекции результатов.
Эффективность –
современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях,
должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам,
гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость –
возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии
в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент
должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего
ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура
образовательной технологии
Структура образовательной
технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная
часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи,
которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная
часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная
часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм
работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения
материала, диагностика обучающего процесса.
Педагогическая технология - это такое
построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия
представлены в определенной последовательности и предполагают достижения
прогнозируемого результата.
В своей профессиональной деятельности я
использую следующие технологии:
Здоровье сберегающие технологии - с целью укрепления здоровья детей
Дыхательная гимнастика, игровой и точечный массаж, динамические паузы
Технология проектной деятельности - использование метода проектов – тематическое планирование.
Технология исследовательской деятельности - вид интеллектуально-творческой деятельности на основе
поисковой активности и на базе исследовательского
поведения
ИКТ - использование
ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности
Личностно – ориентированная
технология - направлена на развитие и саморазвитие
личности ребёнка
Игровая технология - организованная образовательная деятельность, режимные
моменты, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность.
Технология ТРИЗ Направленна на развитие творческих
способностей
Технология проблемного обучения создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает
знания
Технология развивающего обучения - направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого
ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в
процессе обучения
Технология портфолио - показатель системы оценки качества образования, наглядно
представляющий целостную картину о степени сформированной личности
Здоровье сберегающие
технологии
Целью здоровье
сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому
образу жизни.
Здоровье сберегающие педагогические
технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на
разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека
невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье
сберегающих педагогических технологий зависит:
• от
типа дошкольного учреждения,
• от
продолжительности пребывания в нем детей,
•
от программы, по которой работают педагоги,
•
конкретных условий ДОУ,
•
профессиональной компетентности педагога,
• показателей
здоровья детей.
Выделяют
(применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровье сберегающих технологий:
1. медико-профилактические
(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга
здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических
мероприятий, здоровье сберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление
здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,
дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и
социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии
психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом
процессе ДОУ);
4.
здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья,
на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования
здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для
глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные
(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного
воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных
занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия),
самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,
сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К
числу здоровье сберегающих педагогических технологий следует отнести и
педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой
понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных
инструментальных и методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей.
Технологии проектной
деятельности
Цель: Развитие и обогащение
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Я активно использующие
проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают,
что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше
узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
• «игровые»
— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,
драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные»,
направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и
общественной жизнью;
•
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои
впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина),
музыкальной (игра на рояле) формах;
•
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта:
сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1. по
доминирующему методу:
·
исследовательские,
·
информационные,
·
творческие,
·
игровые,
·
приключенческие,
·
практико-ориентированные.
2. по
характеру содержания:
·
включают ребенка и его семью,
·
ребенка и природу,
·
ребенка и рукотворный мир,
·
ребенка, общество и его культурные
ценности.
3. по
количеству участников:
·
индивидуальный,
·
парный,
·
групповой,
·
фронтальный.
4. по
продолжительности:
·
краткосрочный,
·
средней продолжительности,
·
долгосрочный.
Технология
исследовательской деятельности.
Цель исследовательской
деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые
компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Применение
технологии в клубном часе "Любознайка"
Методы и приемы организации
экспериментально – исследовательской
деятельности:
·
- эвристические беседы;
·
- постановка и решение вопросов
проблемного характера;
·
- наблюдения;
·
- моделирование (создание моделей об
изменениях в неживой природе);
·
- опыты;
·
- фиксация результатов: наблюдений,
опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
·
- «погружение» в краски, звуки, запахи и
образы природы;
·
- подражание голосам и звукам природы;
·
- использование художественного слова;
·
- дидактические игры, игровые обучающие и
творчески развивающие
·
ситуации;
·
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской
деятельности
1. Опыты
(экспериментирование)
·
Состояние и превращение вещества.
·
Движение воздуха, воды.
·
Свойства почвы и минералов.
·
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование
(классификационная работа)
·
Виды растений.
·
Виды животных.
·
Виды строительных сооружений.
·
Виды транспорта.
·
Виды профессий.
ИКТ в работе
современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к
занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет,
принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного
материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других
мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой,
наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать
один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower
Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и
педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских
собраний
Личностно -
ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии
ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка,
обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных
и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология
реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых
образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий
личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве,
позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать
себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий
самостоятельными направлениями выделяются:
• гуманно-личностные
технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с
ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в
комнатах психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений,
украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм,
оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный
залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому
развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе
занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к
ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных
дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
• Технология
сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,
равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия
развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.
Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты,
праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе
гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной
ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,
демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Детство»,
«От рождения до школы».
Сущность технологического
воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных
исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные
ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны
конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также
создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет
воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического
подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен
гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в
технологическом подходе к обучению выделяются:
• постановка
целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на
достижение результата;
• подготовка
методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными
целями и задачами;
• оценка
актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на
достижение целей;
• заключительная
оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии
противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к
ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
Игровая технология
Строится как
целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются
последовательно:
·
игры и упражнения, формирующие умение
выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
·
группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам;
·
группы игр, в процессе которых у
дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
·
группы игр, воспитывающих умение владеть
собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых
технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры
может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для
реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии,
разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и
пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы,
используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он
получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту
диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с
помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии
тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы
детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные
образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство
педагогической коррекции поведения детей.
Игровые технологии – являются фундаментом
всего дошкольного образования. Игровые педагогические технологии – это
различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и
соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не
переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а
дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и
сопереживании взрослого.
Целевые ориентиры игровых технологий:
·
Дидактических (расширение кругозора,
познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);
·
Развивающих (развитие внимания, памяти,
речи, мышления, воображения, фантазий);
·
Самостоятельности, воли, формирование
нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности;
·
Социализирующих (приобщение к нормам и
ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).
Реализация игровых ситуаций в
образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
·
- дидактическая цель ставится перед детьми
в форме игровой задачи;
·
- деятельность подчиняется правилам игры;
·
- учебный материал используется в качестве
ее средства;
·
- в деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
·
- успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология строится как целостное
образование. В нее включаются последовательно:
·
- игры и упражнения, формирующие умение
выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
·
- группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам;
·
- группы игр, воспитывающих умение владеть
собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. ;
·
- группы игр, в процессе которых у ребенка
развивается умение отделять вымысел от реального.
Таким образом, игровые
технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми занимаются
игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим
поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и
менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают
гнев, избавляются от страха.
Игровые технологии помогают
стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и
умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными,
предоставляли ребенку возможность творчества.
Одной из таких технологий являются игры
Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Отличительной особенностью развивающих игр
Воскобовича являются:
1. Многофункциональность.
С помощью игр можно решать большое
количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или
буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в
пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление,
внимание, память, воображение.
2. Вариативность.
В рамках одной игры можно усложнять задачу
для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре
разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из
которых она сделана.
3. Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность
придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Сочетание вариативности и творчества
делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени,
превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
4. Широта использования.
Уникальность развивающих игр Воскобовича
состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных
учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах,
институте родителей.
5. Широта возрастного диапазона участников
игры.
С одной и той же игрой могут заниматься
дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.
6. Универсальность использования
Универсальность по отношению к
образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В.
Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга»,
«Развитие» и т. д.
Игры, направленные на
логико-математическое развитие: Эта группа, пожалуй, самая многочисленная и к
ней можно отнести следующие игровые пособия: "Геоконт-конструктор",
"Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича",
"Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Кораблик
«Брызг-Брызг», Плюх-Плюх", "Математические корзинки",
"Восьмерка", эталоны цвета "Лепестки" и эталоны форм
"Фонарики" и другие.
Самой известной игрой этой группы
считается "Геоконт-конструктор". Пособие представляет собой игровое
поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры, имеющие буквенные
обозначения. В точках их пересечений закреплены специальные пластмассовые
гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальной координатной
сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес. Натягивая разноцветные
резиночки-паутинки, входящие в игровой комплект, на чудо-гвоздики, ребенок
может экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры и
силуэты. Делать это можно как следуя предложенным образцам, так и воплощая
собственные задумки.
Такая нехитрая манипуляция с резинками и
точками координат знакомит малыша с начальными геометрическими знаниями,
развивает сенсорные и познавательные способности. Учит называть отрезки,
простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя,
трансформировать сложные геометрические фигуры. Вариантов игры с этим пособием
множество. Например, ребенок может создавать фигуры по шифру. Для этого, вы
незаметно для ребенка создаете на Геоконте свой силуэт, и записываете на
листочке его буквенно-цифровое обозначение. А ребенок, должен будет,
ориентируясь по вашим координатам, воссоздать задуманное вами изображение.
Еще одна интересная игра - головоломка -
Квадрат Воскобовича или как его называют "Вечное оригами". Это
квадратная основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из плотного
картона. Складывая ее по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок может
создавать различные фигуры.
Целью всех игр, объединенных в эту группу,
является их направленность на развитие мыслительных операций. В ходе игры дети
манипулируют свойствами предметов, геометрическими фигурам и цифрами.
Игры подобного рода психологически
комфортны. Ребенок складывает раскладывает, упражняется, экспериментирует,
творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны,
увлекательны. Играя в них, дети становятся раскрепащенными, уверенными в себе,
подготовленными к обучению в школе.
Развивающие игры Воскобовича способствуют:
Эффективному развитию психических
процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Постоянное и
постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности;
Творческому развитию детей. Игра
стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его
личностного развития;
Развитию речи. Пополняется и
активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается
связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического
слуха;
Социально-нравственному развитию. В игре
устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет
чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, помогать в беде и т. д.
Художественному воспитанию. Совершая
какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей
уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи
окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче
художественного образа.
Игры Воскобовича необыкновенные пособия,
которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их
простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и
образовательных задач неоценимы в работе с детьми.
Технология «Развивающих игр Воскобовича» в
первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в
котором развиваются сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие
«развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей:
памяти, восприятия, мышления.
Проблема развития интеллектуальных и
творческих способностей дошкольников была и остается в центре внимания
психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.
Но важно правильно подобрать методику, которая помогла бы решить задачу по
развитию интеллекта дошкольников и заинтересовать не только педагогов, но и
детей.
Методика Татьяны
Григорьевны Харько «Сказки Фиолетового Леса» (сама автор данной методики
является генеральным директором ООО «Центр развивающих игр и методик») с
использованием развивающих игр Воскобовича полностью разработана с учетом
Федеральных образовательных стандартов. Она разработана таким образом, что
происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В
игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития
частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям
предоставляется возможность выполнять физические упражнения, участвовать в
экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем
и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того,
использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения
сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах
поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбирать
подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как себя
вести за столом и т. д.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских
задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные
формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и
обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,
ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не
упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в
детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как
гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная
задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить
ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми –
доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось
бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных
положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та
среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих
перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к
идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно
применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог
недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода
выявления противоречий:
• Первый
этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо
предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
• Второй
этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или
явления в целом.
• Лишь
после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить
к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские
занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и
способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой
педагогики.
Технология проблемного
обучения в детском саду
Существуют четыре уровня
проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему
(задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети
самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет
ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель
помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно
формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её
решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её
самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её
решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается
способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно
находить правильный ответ.
Первым этапом процесса
решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с
актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для
решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для
нахождения неизвестного?».
На втором этапе
происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее
неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез,
поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних
условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения
проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.
Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с
практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы
доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей
интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные
ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не
бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к
получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Технология развивающего
обучения
Предполагает
взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной
деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации
учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология
развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей
ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии
развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта
процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Технология «Портфолио
педагога»
Современное образование нуждается в новом
типе педагога:
• творчески
думающим,
• владеющим
современными технологиями образования,
• приемами
психолого-педагогической диагностики,
• способами
самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной
практической деятельности,
• умением
прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье
успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того,
что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной,
учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной
формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио
целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
• Этот
раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития
педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
• образование
(что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
• трудовой
и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
• повышение
квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,
проблематика курсов);
• копии
документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
• наиболее
значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
• дипломы
различных конкурсов;
• другие
документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической
деятельности».
Содержание данного раздела формирует
представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный
период. В раздел могут быть включены:
• материалы
с результатами освоения детьми реализуемой программы;
• материалы,
характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития
личностных качеств;
• сравнительный
анализ деятельности педагога за три года на основании результатов
педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных
конкурсах и олимпиадах;
• анализ
результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая
деятельность»
В содержание данного раздела
помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут
быть:
• материалы,
в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с
детьми, обосновывается их выбор;
• материалы,
характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
•
материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих
педагогических конкурсах;
•
в неделях педмастерства;
• в
проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
•
авторские программы, методические разработки;
• творческие
отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации
предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
• планы
по организации предметно-развивающей среды;
• эскизы, фотографии,
лэпбуки и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с
родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому
педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты,
достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии
гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное
обучение в школе.
Каждый педагог –
творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии
невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс
в его развивающемся состоянии.