Работа с родителями
02.10.2024
Памятки, советы, консультации
01.12.2024
Родительская гостиная в подготовительной группе № 2 "РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
25.09.2025
Родительская гостиная
«Речевая готовность к школе»,
в подготовительной группе №2 "Ромашки".
Цель выступления: Привлечь внимание
родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на
успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
• 1) Познакомить родителей с понятием «речевая
готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
• 2) Рассмотреть проблемы, которые могут
возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
• 3) Определить роль родителей в формировании
устной и письменной речи учащихся.
Ежегодно приходится сталкиваться с ситуацией,
когда третья часть поступающих в первый класс детей имеет различные дефекты
речи, которые в последствии могут оказать негативное влияние на формирование
письма и чтения. Ознакомимся с основными из них:
Фонетическое недоразвитие речи –
дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных
речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все
речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные
меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки
правильно.
Дефекты звуковой стороны речи могут
сопровождаться недоразвитием фонематического восприятия – специфического
слухового восприятия звуков речи. Этот дефект у ребёнка внешне проявляется в
звуковых и слоговых заменах, однако степень его выраженности и особенности у
данного ребёнка может определить только специалист. Фонематическое недоразвитие
приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок,
неуспеваемости.
И наибольшую тревогу вызывает такое положение,
когда у будущего первоклассника недоразвитие фонетической стороны речи и
фонематического восприятия сопровождается недостаточным запасом знаний об
окружающем мире, бедностью словарного запаса, недоразвитием грамматической
стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах,
правильно строить предложения), недоразвитием связной речи. Такой дефект называется
общим недоразвитием речи. Он сказывается не только на усвоении грамоты, но и на
общей успешности обучения ребёнка в школе.
Мы рекомендуем в период подготовки к школе
выполнять с детьми пальчиковую гимнастику, развивать их память и внимание,
учить детей пересказу, умению видеть главное в окружающих предметах и
литературных текстах, умению правильно устанавливть последовательность событий
и рассказывать о них. Так же предлагаем, пока еще есть время посещать занятия
логопеда.
Продолжительность логопедических занятий для
каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по
преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в
процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким
бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей
эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим
результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект,
необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на
логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется
кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со
стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах
деятельности.
Основная задача родителей в процессе
коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом.
Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного
процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить
доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители
должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания
ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного
и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс.
Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в
школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый
неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность,
беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством
требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день
ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня,
подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять,
требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной
программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов
в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был
готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут
зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Давайте определим:
• Что входит в понятие «речевая готовность к
школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к
речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и
умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и
чтение.
Подробнее
• Как помочь школьникам с низкой
речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом
у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие
компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят
могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи - правильно произносить
все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое
различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения
письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со
сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист,
регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в
зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания
высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой
стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же
нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на
письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением
устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться
замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной
речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к
появлению интонационных ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в
слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза
проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с
другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме
– «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов
(комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски
гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные
факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов
(например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь
зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например:
длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое
поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным
значением (например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый
– отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на
понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с
трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные
трудности вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и
словообразования:
а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам
(например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с
прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными
(например:один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (нап: бегу,
бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя
речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в
искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении
числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на
санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на
столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом»,
«пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью
уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки
– глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок
(например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные
прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки
словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула –
«нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования
сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности
слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная
речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие
развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений)
высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно
излагать свои мысли. Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные
возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых
явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может
выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании
сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь
первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и
чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи
будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без
целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии
всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по
русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
25.11.2025
Просмотров всего: , сегодня: