педагогам на заметку

25.03.2022

Развивающие игры для старших дошкольников

Хитрый мышонок

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

Тара-бара, растобара,

Сидит кот у самовара,

А мышонок — под столом.

Вада — ты, из круга — вон!

Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

Тише, тише, тишина...

Укачали мы кота.

Котик сладко спит

И на мышек не глядит.

Стоит только зашуметь,

Кот наш мышек может съесть!..

Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».

Мы играем в паровоз

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или магнитофон с записью несложной музыкальной композиции.

Ход игры. Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:

Что за чудо-паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу...

Машинист, давай сигнал!

Отправлений час настал...

С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

В конце игры дети исполняют песенку «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

 

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».

Музыканты

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

Кто из вас король?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие реакции и координации движений.

Необходимое оборудование: стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.

Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».

Играем в превращения

Возраст: 3 — 7 лет.

Цель игры: развитие воображения.

Необходимое оборудование: музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.

Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.

Примечание. Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем мы с тобой играть

В мяч веселый, озорной,

Покатились же, не стой!

Слышишь, музыка звучит?

Мяч на месте не стоит!

Скачем резво: прыг да скок...

Притомился ты, дружок?

Что ж, немного отдохнем

И... опять играть начнем.

Данная игра также может с успехом использоваться на школьной переменке или в детском саду — для чересчур возбужденных или, напротив, излишне апатичных ребят. При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.

Отыщи игрушку

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить ориентироваться в пространстве, координируя свои движения соответственно музыкальной динамике.

Необходимое оборудование: любая небольшая игрушка, музыкальная запись.

Ход игры. Воспитатель, показав ребенку игрушку (например, зайчонка), просит его отвернуться и зажмурить глаза. В это время он прячет вещь. Затем игрок по команде ведущего открывает глаза. Воспитатель объясняет ему правила игры: ребенку необходимо найти спрятанную игрушку. Если игрок продвигается в верном направлении, то музыка и голоса детей, напевающих мелодию, становятся громче. Если он удаляется от игрушки, то музыка и голоса детей звучат тише. Задача ребенка — используя помощь детей, как можно быстрее отыскать спрятанную вещь.

Примечание. В повторной игре участвуют уже два ребенка. Один прячет игрушку, другой ее отыскивает. В качестве музыкального сопровождения используется любая мелодия, которую сидящие на месте дети пропевают на какой-либо определенный музыкальный слог (например на «ля»),

Музыкальная цепочка

Возраст: 6 — 7 лет.

Включить звук

Цель игры: развить у детей чувство ритма, музыкальную память и внимание.

Необходимое оборудование: музыкальная запись, мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках или располагаются на ковре. Воспитатель (музыкальный руководитель), в руках которого находится мяч, предлагает каждому ребенку по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинает игру воспитатель. Он напевает песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу...») и сразу же передает мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу...» и т. д. Задача игроков: подхватить «музыкальную эстафету» и передать ее следующему.

Примечание. В игре используются ранее выученные песни. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают право на сольное выступление в концерте, который состоится сразу после игры.

Угадай-ка, кто поет?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить музыкальную память у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: карточки с изображением различных сказочных персонажей. Для игры также понадобятся магнитофон и запись детских песен из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры. У каждого персонажа сказки есть своя любимая песенка, которая хорошо известна детям. Воспитатель предлагает им сесть за столики, на которых лежат карточки с изображением различных сказочных персонажей. После ознакомления детей с условиями игры им дают прослушать фрагмент первой песни. Затем звук приглушается, ребята выбирают нужную карточку и показывают воспитателю. Усложненная задача: прослушать фрагмент песни и назвать ее исполнителя. Побеждает тот ребенок, который успешно справится с наибольшим количеством заданий.

Примечание. В игре могут использоваться фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, его другом Крокодилом Геной; Винни-Пухом; Емелей; Лисой Алисой и Котом Базилио; Буратино; Крошкой Енотом; Бременскими музыкантами и др.

Кто что услышал

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное.

Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется.

Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня.

Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Раз словечко, два словечко — будет песенка

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развитие творческих способностей и задатков у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое оборудование: запись веселой музыки.

Ход игры. К ребятам за помощью обращается сказочный персонаж, например Баба Яга. Она приглашена на именины к своей закадычной подруге Кикиморе. Решила в подарок спеть ей свои знаменитые припевки, да вот беда — бабуля неграмотная, да и памяти никакой. Песню-то сочинила, а потом половину слов забыла. Яга просит ребят помочь ей вспомнить забытые рифмы. Она начинает напевать:

Елочки-сосеночки,

Колючие... (иголочки).

Без метлы я как без рук,

Без моей ... (метелочки).

 

Без метлы мне не летать,

Следы нечем .... (заметать).

Горе, горе у Яги,

Коли нет у ней ... (метлы)!

 

Эх, Баба-Яга,

Костяная ... (нога)!

Я живу уж сколько лет,

Натворила столько... (бед)!

 

Пойду плясать,

Ноги некуда ... (девать).

Сейчас метлу свою возьму

Да как «барыню» ... (спляшу)!

Примечание. После того как ребята помогут Бабе Яге вспомнить забытые слова, она их сердечно благодарит и исполняет всю песню целиком, сопровождая ее движениями. Количество игроков не ограничено, как говорится, чем больше, тем лучше.

Что умеем, мы покажем

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.

Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры. Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как самодеятельных артистов, так и зрителей.

Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.

Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.

Воспитатель.

Вот веселые матрешки,

Обожают петь, плясать.

Пригласили их ребята

На свой праздник выступать.

Матрешки (хором).

Мы платочками взмахнем,

Дружно топнем каблучком.

Эх, раз! Еще раз!

Начинаем перепляс!

Импровизированный танец Матрешек. Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.

Младшая матрешка.

А я — младшая сестрица,

Петь частушки мастерица.

Я со сцены не уйду,

Пока частушку не спою.

 

Как немного подрасту,

Сразу в школу я пойду.

Буду петь, плясать,

Дискотеки посещать.

 

Моя мама дорогая,

Не волнуйся за меня.

Я — девчонка боевая,

Вся, мамулечка, в тебя!

 

Перед вами пройдусь

Да три раза поклонюсь

(Кланяется на три стороны).

Я б еще повыступала,

Да вот что-то вдруг устала.

 

Как немного отдохну,

Песни петь опять начну!

Эх, раз! Еще раз!

Я на сцене целый час!

 

Спасибо за внимание,

До скорого свидания!

Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.

Композиторы

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.

Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.

Ход игры. В игре принимают участие взрослый, владеющий любым музыкальным инструментом, и несколько детей. Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.

После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки:

Я песенку веселую спою для вас, друзья!

И попрошу мне подпевать,

При этом можно танцевать —

Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла!

При этом танцевать!

 

Слова у этой песенки

Понятны и просты.

Запомним их и повторим:

«Тирлим-тирлим, тирлим-тирлим!» —

Запомним, повторим.

 

Мы песенку задорную

Поем на все лады:

«Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим!

Ла-ла-ла! Тирлим!» —

С начала повторим.

 

Потом возьмемся за руки и встанем в хоровод,

И с песенкой веселой той

Мы встретим Новый год!

Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим-тирлим!

Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Встретим Новый год!

Примечание. После того как мотив придуман, взрослый подбирает аккомпанемент и дети исполняют всю песню — с начала и до конца с движением. После ее исполнения сами себе аплодируют. Данную песенку можно исполнить на новогоднем празднике, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.

Музыкальный театр

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.

Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, в ходе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста.

Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.

Заклинание ведьмы

Не пыли, дорожка,

Не шуми, трава.

Замолчите, птицы,

Не греми, гроза!

 

Вы не дуйте, ветры,

Солнце, не свети.

Живность вся земная,

Ты на миг замри!

 

Час для заклинаний

Наконец настал!

Приготовлю зелье,

Колдовской отвар...

 

Забурлит и вспенится

Варево мое.

На людей обрушится

Все мирское зло!

Примечание. При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.Хочу такой сайт

Игралки-повторялки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две попытки.

·          

·          

·          

·          

·          

 

шумовая сказка

25.03.2022

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Сказки-шумелки как форма работы с музыкально-ритмическими играми»


Мастер-класс для музыкальных руководителей «Сказки-шумелки как форма работы с музыкально-ритмическими играми»

Сказки – шумелки как инновационная форма работы с музыкально – ритмическими играми»

Одной из самых увлекательных форм работы музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Актуальность: В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой.

Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.

ЦельФормирование у детей дошкольного возраста умения воплощать музыкально – ритмические движения с помощью шумовых инструментов.

Задачи:

Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук.

Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Методические рекомендации:

Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуется показать детям эту сказку в виде кукольного спектакля, мультфильма и т. д.

В некоторых играх используется сочетание озвучивания (игра на музыкальных инструментах) и «театрализации» (имитационные жесты)

Заранее подготовьте инструменты, которые вам понадобятся для озвучивания сказки. Если в детском учреждении нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Заранее проверьте звучание инструментов, найдите необходимый звуковой эффект (приём игры).

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей. В начале работы над озвучиванием сказок инструменты у них должны быть одинаковые. Проверить их звучание дети должны до начала сказки.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите сказку. Поэтому учите детей брать инструменты в руки только для игры, а затем — откладывать («инструменту нужно отдохнуть»)

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в тоже время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, поддержать его творческие проявления.

Учите детей бережному обращению с инструментами.

Инновационный подход в работе со сказками -шумелками :

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка:

Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Алгоритм работы со сказкой :

1. Знакомство со сказкой : чтение или просмотр мультфильма.

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

5. Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. ,

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

барабаны

тарелки

бубен

треугольник

кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками.

пластиковые банки с рисом,

гречкой,

ложки,

крышки от кастрюль,

всевозможные трещотки,

расчески,

целлофан.

Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаем вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

В мастер – классе участвуют две команды (команды скрипичного и басового ключа).

Для начала мы разделимся с вами на две команды: скрипичного и басового ключа и поиграем.

Предлагаю начать.

Участникам ставятся на стол картонные символы басового и скрипичного ключа.

Разминка. Музыкальные загадки

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

(Барабан)

Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят, как две копейки, —

Музыкальные.

(Тарелки)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?.

(Дудочка)

Опускаем молоточки

На железные листочки,

И летит веселый звон.

Что звучит?

(Металлофон)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких.

(Ложках)

(Каждой команде за верный ответ дается цветная нота)

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Участники одной из команд прохлопывают ритм, другая команда отгадывает (за верный ответ дается цветная нотка) :

1. «Пусть бегут неуклюже» муз. В. Шаинского сл. А. Тимофеевский

2. «Песенка об улыбке» муз. В. Шаинский сл. Н. Пляцковский

3. «Два веселых гуся»

4. «Песенка друзей» муз. М. Старокодамскийсл. С. Михалкова

Игра «Угадай звук»

На экране картинки с изображением (дождь, птицы в лесу, капель, осень, одна из команд на выбранном инструменте озвучивает любую из данных картин, другая отгадывает. (за верный ответ цветная нотка)

Далее задание усложняетсяКаждый участник загадывает свой образ: завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

В песне есть рифма, а способность чувствовать рифму для детей - это навык, выработка и закрепление которого требует длительного времени и грамотного подхода многих специалистов. Процесс рифмовки дает возможность развивать навыки пения и речь. В системе музыкального воспитания Карла Орфа особое внимание уделяется поэтическому музицированию, что помогает детям ощутить красоту звучания поэзии в музыке. Благодаря речевому музицированию, дети не только с удовольствием заучивают стихи на память, но и читают их с особым чувством и выражением, осознают связь музыки и слова.

Участники команда басового ключа озвучивают каждую фразу стихотворения.

«День и ночь»

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром(Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом(Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду(Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе(Трещётка)

Гром ударил ещё раз (Кастрюля)

И затихло всё тот час.

Ахмерова А. С.

Приобретенные в работе с речевыми упражнениями совершенствуют навыки:чувство ритма, владение темпом, динамикой.

Элементарный музыкальный театр предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения танца и художественного образа в изобразительной игре. Развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Игра «Звуковой бутерброд»

В игре участвует команда скрипичного ключа

Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию : деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что –

деревянные инструменты - это хлеб,

металлические - масло,

шумовые - колбаса.

Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук" :

Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты

Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструм.

А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты

Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические

Осталась колбаса - только шумовые

Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Звуко - ритмическое упражнение «Колобок» (Участвует команда басового ключа).

В своей работе с детьми мы часто используем видео - презентации ритмических упражнений, предлагаем вам озвучить музыкальную сказку «Колобок»

Для игры потребуется:

Бубенцы, колокольчик, бубен, маракасы, треугольник.

Сказка шумелка «Теремок» (Участники скрипичного ключа)

Теремок- бубен

Мышка – колокольчик

Лягушка –ложки

Зайчик – треугольник

Лиса –шуршалка

Волк- расчёска

Медведь –барабан.

Сказку вы все хорошо знаете поэтому героев мы называть не будет, а только озвучивать

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

8. Озвучка мультфильма «Ежик в тумане»

В следующей иге участвуют обе команды. Команда басового ключа озвучивают мультфильм с помощью музыкальных инструментов.

Команда скрипичного ключа озвучивает голосом.

С помощью сказок – шумелок и игре на самодельных музыкальных инструментах дети, которые были замкнутые, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Малыши вырастут чуткими к прекрасному, развитыми людьми.

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш мастер - класс. Спасибо за внимание!

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».