статья "Обучение детей бурятскому языку с помощью игровых методов и приемов
22.09.2020
Обучение детей бурятскому
языку в ДОУ с помощью
игровых методов и приемов
Подготовила учитель бурятского языка:
Бадмацыренова С. Д.
Современные родители
стремятся, чтобы их дети знали и владели иностранным языком, но, на мой взгляд
прежде чем овладеть иностранным языком, любой человек должен знать свой родной
язык. Именно человек владеющий своим родным языком сегодня может претендовать
на успех в работе и жизни. Жизнь сложилось так, что современные дети, особенно
дошкольного возраста практически не говорят на бурятском языке. Конечно,
основная нагрузка должна быть на плечах родителей, но и детские образовательные
организации не должны находиться в стороне. Для этого есть все предпосылки,
только нужно правильно организовать сам процесс обучения бурятскому
языку.
Обучение бурятскому
языку как государственному на начальном этапе направлено на воспитание и
развитие творческой личности. Процесс практического овладения языком
рассматривается как средство общения в процессе режимных моментов.
Психологами доказано,
что игра способствует переходу с родного языка на иноязычный язык. В данном
случае бурятский язык, выступает в роли иноязычного, т.к. он является этнически
родным языком для тех бурят, которые пользуются русским языком с детства и
владеют лишь отдельными умениями или не владеют совсем.
Игровая форма
занятий создаѐтся при помощи игровых приѐмов и ситуаций, которые выступают как
средство побуждения, стимулирования учащихся к изучению бурятского языка как
государственного языка. В игре языковой материал усваивается незаметно, но
эффективно, снимая при этом психологический барьер употребления в речи слов
бурятского языка.
Использование игры как
одного из приемов обучения бурятскому языку как государственному значительно
облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Игры способствуют
выполнению следующих методических задач:
- созданию
психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению
естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировке детей в
выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной
спонтанной речи.
Нужно помнить, что игра
это не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над
произношением, и речью.
Желание учить разговорный
бурятский язык возникает у детей под влиянием внешних благоприятных условий,
учитывая любознательность ребенка, его склонность к
имитации способность к
игре.
Уникальная
предрасположенность к речи, пластичность природного механизма его усвоения;
более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах. Запоминание
языкового материала и воспроизведение его; естественность мотивов общения;
отсутствие языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в
общение на бурятском языке даже при наличии необходимых навыков - все это дает
ребенку-дошкольнику возможность при соответствующих условиях успешно овладеть
бурятской речью. Кроме того, игра, являясь ведущим видом детской деятельности,
позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.
Ранее двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, устойчивости
внимания, сообразительности, быстроты реакции, логики, произвольности
поведения, творческой самостоятельности. Полноценно развивающие дети-билингвы
хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и
иностранные языки.
Как видим, ранее обучение языку вносит весомый вклад в формирование гармонично
развитой личности ребенка. Если в семье нет бурятской языковой среды, дошкольное
образовательное учреждение создает наиболее благоприятную атмосферу для
приобщения детей к новому языковому миру с помощью игровых методов и приемов.