Методы, формы организации деятельности воспитанников

20.02.2025

Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

     В своей я работе использую различные методы:  

     1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация   мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.  

      2. Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.                                        

      3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми

 Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.

      Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.

Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

 

Форма организации обучения

     Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.

     Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.

     Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.

     Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.

     При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.

Средства организации деятельности детей.

     Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

     Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

     Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

·          печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

·          электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

·          аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);

·          наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

·          демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

·          учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

·          тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

·         Наглядные пособия классифицируются на три группы:

·          объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);  

·          печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

·          проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

     Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

     С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой Федеральной Образовательной Программе – ФОП ДО.

Требования ФОП ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

     Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

В настоящее время интенсивно внедряю в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

-здоровьесберегающие технологии;

-технологии проектной деятельности

-технологии исследовательской деятельности

-информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

-игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.Хочу такой сайт

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое.

Технологии исследовательской деятельности

 

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности это

-эвристические беседы;

-постановка и решение вопросов проблемного характера;

-наблюдения;

-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

-опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

-подражание голосам и звукам природы;

-использование художественного слова;

-дидактические игры, игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации.

Технология проектной деятельности. Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность дошкольников классифицируется по видам деятельности, по продолжительности.

По видам деятельности:

-Познавательно-исследовательского характера

-Игрового характера

-Творческого характера

По продолжительности:

-Краткосрочные проекты

-Долгосрочные

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Личностно - ориентированная технология. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Направления личностно-ориентированных технологий

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Игровые технологии

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

По виду деятельности игровые технологии делятся на : физические (двигательные, умственные (интеллектуальные, психологические. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы в профессиональной деятельности использует педагог.

Что же такое методы обучения?

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта.

Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы в профессиональной деятельности использует педагог.

Помимо традиционных методов работы с дошкольниками (наглядные, словесные, практические, ФОП ДО выделяет еще пять методов по характеру познавательного развития:

Информационно-рецептивный метод.

Репродуктивный метод.

Метод проблемного изложения.

Эвристический метод.

Исследовательский метод.

Выводы.

Использование разнообразных методов в детском саду (в том числе традиционных) необходимо, что подтверждают требования ФОП ДО. С помощью перечисленных методов мы учим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить широко, изобретать новые эффективные решения в контексте VUCA-мира (мира неопределенности и тревоги).

Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной образовательной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».