Методы, формы организации деятельности воспитанников
20.02.2025
Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности
педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и
развития в процессе обучения.
В своей я работе использую различные
методы:
1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин;
демонстрация мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в
отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца
задания, способа действия и др.
2. Практические: упражнения; игровой метод;
элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при
этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления
во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей;
чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов
совместно с детьми
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего
дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные
сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде
всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают
воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить
поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение,
игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение
художественной литературы.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации
обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как
ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы
организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра,
игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и
режиссерская, дидактическая игра.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой
детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством
формы является – четкая организованная структура, простое управление,
возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится
на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность
интересов, но не уровень развития.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение
(содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных
затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими
детьми.
При выполнении организованной образовательной
деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему
занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать.
Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная
деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения
задания и его оценка.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а
также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем
детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных,
дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства
обучения на следующие виды:
·
печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.);
·
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
·
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные фильмы на цифровых носителях);
·
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации
настенные, магнитные доски);
·
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные);
·
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
·
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т.п.).
·
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
·
объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и
т.п.);
·
печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
·
проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников
оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения
(электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также
средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания.
С 1 сентября 2023
года дошкольные учреждения начали работать по
новой Федеральной Образовательной Программе – ФОП ДО.
Требования ФОП ДО к условиям реализации программы исходят из
того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны
обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно
прожить период дошкольного детства.
В настоящее время интенсивно внедряю
в работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения
– выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные
педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных
стандартов дошкольного образования.
Технология – это
совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
К числу современных
образовательных технологий можно
отнести :
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной
деятельности
-технологии исследовательской
деятельности
-информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии. Целью
здоровьесберегающих технологий является
обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него
необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают
все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —
информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях
развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Развивающее обучение -
направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие
физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников
обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на
конкретное действие, на познание, на новое.
Технологии исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в
детском саду - сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы
организации экспериментально – исследовательской деятельности это
-эвристические беседы;
-постановка и решение
вопросов проблемного характера;
-наблюдения;
-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
-опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов, трудовой деятельности;
-подражание голосам и
звукам природы;
-использование
художественного слова;
-дидактические игры,
игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации.
Технология проектной
деятельности. Цель: Развитие и обогащение
социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия.
Педагоги, активно использующие
проектную технологию в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно
отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет
лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность дошкольников классифицируется
по видам деятельности, по продолжительности.
По видам деятельности:
-Познавательно-исследовательского
характера
-Игрового характера
-Творческого характера
По продолжительности:
-Краткосрочные проекты
-Долгосрочные
Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором
развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором
выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования:
образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Личностно - ориентированная технология. Личностно ориентированные технологии ставят в центр
всей системы дошкольного образования
личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся
природных потенциалов.
Направления
личностно-ориентированных технологий
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей
гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание
помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Игровые технологии
Игровые технологии тесно
связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и
решением его основных задач.
Строится как целостное
образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем.
По виду деятельности игровые технологии делятся на :
физические (двигательные, умственные (интеллектуальные, психологические.
Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во
многом зависит от того, какие методы и
приемы в профессиональной деятельности использует педагог.
Что же такое методы обучения?
Методы - это способы
взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит
усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта.
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста во
многом зависит от того, какие методы и
приемы в профессиональной деятельности использует педагог.
Помимо традиционных методов работы с дошкольниками (наглядные,
словесные, практические, ФОП ДО выделяет еще пять методов по характеру познавательного
развития:
Информационно-рецептивный метод.
Репродуктивный метод.
Метод проблемного
изложения.
Эвристический метод.
Исследовательский метод.
Выводы.
Использование разнообразных методов в детском саду (в том числе традиционных) необходимо, что
подтверждают требования ФОП ДО. С помощью перечисленных методов мы учим детей выходить
из трудных ситуаций, мыслить широко, изобретать новые эффективные решения в
контексте VUCA-мира (мира неопределенности и
тревоги).
Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной
образовательной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с
задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями
детей.