01.09.2022
Методы, формы, средства организации деятельности
воспитанников
Одним
из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы
ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм,
работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это способ, упорядоченный
взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение
задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы:
1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация
мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях
выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа
действия и др.
2. Практические: упражнения; игровой метод; элементарные
опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом
основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во
взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: рассказы воспитателя;
рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение
сказок, рассказов совместно с детьми
Все
три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного
возраста.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации обучения,
который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких
форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей,
строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы
является – четкая организованная структура, простое управление, возможность
взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на
подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность
интересов, но не уровень развития.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение
(содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных
затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими
детьми.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также
предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения
на следующие виды:
· печатные
(книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.);
· аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых
носителях);
· наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· учебные
приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
· тренажёры
и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,
мячи и т.п.).
· Наглядные пособия классифицируются на три группы:
· объемные
пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
· печатные
пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
· проекционный
материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное
воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и
мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы
исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны
обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах
социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период
дошкольного детства.