Мастер-класс «Использование сказки в детском экспериментировании»

05.04.2022

Мастер-класс «Использование сказки в детском экспериментировании»

Представляю вашему вниманию мастер-класс «Использование сказки в детском экспериментировании».

  Цель мастера-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

2.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

3.Показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей.

Ход мастер-класса:

   Хотелось бы начать свой мастер-класс словами известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».  

    Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что, через художественное слово и  опытно-экспериментальную деятельность легче ребенку изучать объекты,  и его взаимоотношение  с другими объектами и со средой обитания.

   Все опыты и эксперименты, в мастер-классе проведены с использованием сказки «Путешествие любопытного утенка».

  На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы утки вылупились утята. Все братья и сестры были послушными и ходили за мамой -уткой. Но один утенок был самый любопытный и интересовался всем.

  Однажды, он захотел посмотреть, что же находится за пределами птичьего двора. Выйдя за забор, он увидел небольшое озеро.  На этом озере он заметил красивые цветы. Но как добраться до цветов? Утенок взял  кусочек пластилина, и опускаем его в воду. Что произошло?  (Ответ). Тогда из кусочка пластилина он  решил   сделать лодку.

Эксперимент № 1 «Пластилин и вода»

   Разминаем пластилин, делаем шар, превращаем его в толстую короткую колбаску, а потом начинаем вдавливать посередине по всей длине, прищипывая и оттягивая все края, чтобы получились борта у лодки. Старайтесь, чтобы пластилин был одинаковой толщины. Вот лодка и готова!

Наш утенок сел в лодку и поплыл.

Вопрос: Почему кусочек пластилина утонул в воде, а лодка из пластилина нет?

Вывод: Пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде.

Утенок доплыл до прекрасных цветов.
Пока он плавал по озеру, наблюдал, как они распускаются.

Эксперимент № 2

«Распускающие цветы в воде»

Возьмите цветы. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы в воду, налитую в емкость. 

Вопрос: Почему цветы так себя ведут? Постепенно распускаются? Почему это получилось, как вы думаете?

 Вывод: Когда  закрутили лепестки, то нарушилось целостность бумажного цветка. На сгибы лепестков, легко проникает вода, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Наблюдая за раскрытием цветов, утенок уронил булавку.

Давайте поможем утенку достать булавку, не намочив при этом руки.Хочу такой сайт

Эксперимент № 3

«Достань булавку магнитом из воды»

Вопрос: Почему с помощью магнита, мы смогли достать булавку.

Вывод. Вода не мешает действию магнитаМагниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

 

Пока утенок плыл по озеру, он увидел, что с деревьев на воду упадали ветки. Утенок заметил, что ветки попадая в воду начинали распрямляться.

 

Эксперимент № 4

 Зубочистки, это веточки деревьев.

1. Пять зубочисток надломим посередине  пополам.

2. Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу.

3 В надломанную часть  капаем воду  из пипетки.   Наблюдаем, как зубочистки начинают распрямляться, и  превращаются в звезду.

Вопрос: Почему так происходит?

Вывод: причина этого явления - капиллярность, она заключается в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она движется по капиллярам, и дерево набухает, а его уцелевшие волокна начинают расправляться.

Утенок остановился и начал любоваться звездочками, но больше всего ему понравилась самая яркая и большая звезда.

Эксперимент № 5 «Звезда из скитлс»

 

1 Раскладываем разноцветные конфеты в  тарелке в форме звезды.

2 Наливаем  воду в центр тарелки.

Вопрос: Что произошло? Почему?

Вывод: Оболочка конфет покрыта разноцветными  пищевыми красителями.  Конфеты под воздействием воды начинают таять, пищевой краситель с них смывается, и вода окрашивается в яркие цвета. 

Звезда светила так ярко, что смогла указать путь домой утенку. И утенок уставший, но счастливый вернулся домой.

    В заключении хотелось сказать, Я буду продолжать работу с детьми по теме «Использование сказки в детском экспериментировании», так как  вижу результат своей работы: у детей повысился познавательный  интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что  умения и навыки исследователя, через сказки легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Мне было приятно с вами работать и общаться.

  В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!        

Спасибо за внимание!

Мастер-класс Сказки.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».