Рабочая программа по погружению в бурятскую языковую среду

23.11.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида г. Улан-Удэ

       

Рабочая программа

по погружению в бурятскую языковую среду

                   

Воспитатель: Будаева Н.Ю.

       

2022 г.

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с законом Республики Бурятия «Об образовании», законом «О языках народов Российской Федерации» (25.10.1991г.), законом «О языках народов Республики Бурятия»(10.06.1992г.). Региональным стандартом начального и основного общего образования (09.06.2008г. №830), а также Базисного учебного плана изучения бурятского языка в республике стало обязательным. В 1996 году Постановление правительства о ходе выполнения Закона Республики Бурятия «О языках Республики Бурятия» утвердило Государственную программу по сохранению и развитию языков. Бурятский язык провозгласили в качестве государственного языка, которым должны владеть дети не только бурятской, но и других национальностей.

Язык-душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Отличаются общительностью и эмоциональностью. Поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно, нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом, праздниками и др. Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство своего народа. Необходимость осмысления различных теоретических и практических проблем побуждает начать научно-экспериментальные исследования, которые помогли бы решить вопросы обновления содержания образования национально-региональным компонентом; апробировать программы и пед технологии, направленные на развитие творческой личности, способной к этнической самореализации.Соответствие Региональному образовательному стандарту

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, на основе учебно-методического комплекса «АмарМэндэ» под редакцией Гунжитова Г-Х. Ц., Дареева О.А., Шожоева Б Д. и авторской программы по бурятскому языку для детей дошкольного возраста «Алтаргана» С.Ц. Содномова.

 

 

1.2  Цели обучения:

-формирование умений общаться на бурятском языке с  учетом речевых возможностей, потребностей и интересов дошкольников: коммуникативных умений в говорении, аудировании;

-овладевает навыками освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде;

-достаточно хорошо владеет устной речью, применяет речевой этикет в разных ситуациях общения;

-формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;

-воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для детей этого возраста;

-развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

-знакомство с некоторыми обычаями бурят, детским песенным, стихотворным, сказочным фольклором, произведениями детской художественной литературы на бурятском языке;

-развитие у детей интеллектуальных, познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения;

-расширение общеобразовательного кругозора детей.

 

Задачи обучения:

          Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти  народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.

-ознакомление  детей с историей, природой, культурой родного края, об этнической самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и традициях;

- воспитание  основ патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к своей малой и большой Родине;

-стимулирование развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитателей, родителей и детей;

-стимулирование познавательной активности, самостоятельности мышления, способность планировать и действовать в быстро меняющихся условиях;

-дать детям знания об окружающем мире через традиции своей социальной среды-местные историко-культурные, национальные особенности региона;

-формирование интереса к своей родословной;

-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей;

-приобщение детей к социальному опыту за счет различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана на основе принципов коммуникативности, наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого языка обучающегося и принципа диалога культур. Вся работа по УМК направлена на речевую деятельность. Основными видами речевой деятельности у дошкольников являются аудирование и говорение.Рассмотренные принципы составляют теоретическую базу, на основе которой и определяются методы обучения. Методы обучения включают методы организации ознакомления(показ, объяснение), организации тренировки и организации применения Сопутствующим методом выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация этих методов осуществляется посредством упражнений и заданий, которые являются средством обучения. Первой ступенью овладения является его восприятие, осмысление и запоминание. Следующая ступень формирования коммуникативной компетенции характеризуется осуществлением действий на основе усвоенного материала с целью тренировки. Высшей ступенью познавательной деятельности является творчество.

 

 

 

 

  1.4   Возрастные и индивидуальные особенности детей

 Дети 4-5 лет.

  В этом возрасте развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложноеусловие.

В их возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

 Дети 5-6лет.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью  познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Обогащается словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем.

Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.

Знает свое имя, отчество, фамилию, членов семьи, профессии родителей. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности.

Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.

 Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

 Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях  России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах.

Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 

 

 

1.5   Планируемые результаты освоения программы

-Понимать на слух бурятскую речь, построенную на программном  материале и адекватно реагировать на нее;

-знать наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию;

-знать названия диких и домашних животных, цвета, части тела, названия по теме: «одежда», «пища», «моя семья», «жилище», считать 1-3;

-понимать на слух и уметь ответить на вопросы: Та хэмтэ?, Танайдаорожо болохо гY?YY, ямар томо репкэ гээшэб! Намда туhалыш!Гансаараа-ядааб, хамтаараа-шадаабди! Хубсаhамни хаанаб?

-обладает начальными знаниями о культуре народов, проживающих в Бурятии, проявляет активный, увлеченный интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе;

-овладевает навыками освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде;

-ребенок подвижен, вынослив, физически развит, имеет представления о ценностях здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.  Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям

     Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

Социально-коммуникативное развитиенаправлено на: 

-воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам;

-использование знаний о родном крае в игровой  деятельности;

- воспитание интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Бурятии,  стремления сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие предполагает:      

-приобщение  детей к истории родного края;

-формирование представлений о традиционной культуре через ознакомление с природой.

Речевое развитие включает:

-развитие  речи, мышления, первичного восприятия диалектной речи через знакомство с культурой Бурятии;

-развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники;

-развитие  умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы   (перекодирование информации);

-развитие творческих способностей  воспитанников, умение   составлять   схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по    инструкции;

-формирование у дошкольников навыков сотрудничества,  взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,   ответственности.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

 -приобщение  детей  к музыкальному творчеству родного края;

-воспитание  любви к родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края;

- формирование практических умений по приобщению детей к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие включает:

-развитие физической  выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы народов Бурятии.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Проектирование образовательного процесса    в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка   Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Формы организации образовательной деятельности:

         - групповая

         - подгрупповая

        - фронтальнаяХочу такой сайт

        - индивидуальная

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня.

         

 

Перспективное планирование для средней группы

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Танилсалга.

Знакомство.

Формирование лексических и речевых навыков, умения поздороваться, представиться.

Октябрь

Минииэбтэй бYлэ.

 

Формирование речевых навыков, умения рассказать о себе и своих родственниках.

Ноябрь

Сэсэгууд.

Цвета: 5 основных

 Формирование лексических и речевых навыков, умения представиться, описать предмет по цвету.

Декабрь

Yбэл. Yбэлэй нааданууд. Зима. Зимние забавы.

Формирование лексических и  речевых навыков, умения говорения, знания о сезонных изменениях,  рассказать  о зимних видах игр.

Январь

Минии бэе.

 Моё тело.

Формирование лексических и речевых навыков, умения  выразить просьбу, назвать части тела человека, вопрос  что делает?

Февраль

Сагаалган.Эдеэн.Балма баабгай хоёр.

Сагалган. Пища.

Формирование  лексических и речевых навыков, умения предлагать угощение, благодарить за угощение/вежливо отказаться от угощения.

Март

Хубсаhан. Буряадарадайхубсаhан.

Формирование  лексических и речевых навыков, формировать знания об одежде, выражать восклицание и сообщать информацию.

Апрель

.Нааданхай.

Игрушки.

Формирование лексических навыков, умения говорения. Любимые игрушки, что умеют делать/не умеют.

Май

Дабталга.

Повторение.

Повторение пройденного  материала, совершенствование лексических, лексико-грамматических навыков,  умения говорения.

 

Перспективное планирование для старшей группы

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Би ба минии  нYхэд.

Я и мои друзья.

Формирование лексических и речевых навыков, умения поздороваться, представиться.

Октябрь

.Минииэбтэй бYлэ.

Моя дружная семья.

Формирование и совершенствование  лексических и речевых навыков, умения рассказать о себе и своих родственниках, умения предложить совершить совместное действие, вести счет до пяти, умения говорения.

Ноябрь

Гэрэйамитад. Репкэ.

Домашние животные. Репка.

Формирование  и совершенствование лексических и речевых навыков, развитие умения выразить восклицание, удивление, вести счет при выполнении действий, умения говорения. Формирование умения позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие.

Декабрь

Yбэл. Хубсаhан. hаланhама.

Зима. Одежда. hама-растеряша.

Формирование лексических навыков, умения выражать согласие, задавать вопрос, говорить поговорку, выражать восклицание и сообщать информацию, умения выражать приказание, послушание, комментировать свои действия и сообщать информацию, выражать похвалу.

Январь

Миниибэе. Улаан малгайхан. Моё тело. Красная шапочка.

Формирование лексических и речевых навыков, умения выразить просьбу, умения узнать, куда направляется собеседник, умения вести этикетный диалог при встрече с пожилым человеком, умения узнать информацию, используя специальный вопрос, умения выразить напутствие.

Февраль

Сагаалган.Эдеэн.Балмабаабгайхоёр.

Сагалган. Пища.Балма и медведь

Формирование и совершенствование  лексических и речевых навыков, умения пригласить собеседника к совместному действию, выразить согласие или отказ от предложения собеседника, умения выразить отношение к действию- нравиться/не нравиться, умения представить и познакомить собеседников, узнать, чем любит/не любит заниматься собеседник, умение узнать мнение собеседника, умение узнать информацию, используя специальный вопрос.

Март

Гэрбайра. Yнгэнууд. Гурбан поршоонхо.

Жилище. Цвета. Три поросенка

Формирование и развитие лексических и речевых навыков, умения представиться, описать предмет, формирование умения указать на принадлежность предмета определенному лицу, умения высказать свое мнение

Апрель

Зэрлиг амитад.Гэрхэн.

Дикие животные. Теремок

Формирование  и совершенствование лексических и речевых навыков, развитие умения выразить восклицание, удивление, вести счет при выполнении действий, умения говорения. Формирование умения позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие.

Май

Дабталга.

Повторение.

Повторение пройденного  материала, совершенствование лексических, лексико-грамматических навыков,  умения говорения.

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование для подготовительной группы

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Би ба минии  нYхэд.

Я и мои друзья.

Закрепление лексических и речевых навыков, умения поздороваться, представиться.

Октябрь

Зэрлигамитад.Гэрхэн.

Дикие животные. Теремок.

Закрепление лексических и речевых навыков, умения задавать вопрос, поздороваться, представиться, умения вести этикетный диалог при встрече гостей. Совершенствование лексических навыков, умения говорения.

Ноябрь

Гэрэйамитад. Репкэ.

Домашние животные. Репка.

Совершенствование лексических и речевых навыков, развитие умения выразить восклицание, удивление, вести счет при выполнении действий, умения говорения. Формирование умения позвать на помощь, призвать к совместному действию, выразить согласие.

Декабрь

Yбэл. Хубсаhан. hаланhама.

Зима. Одежда. hама-растеряша.

Закрепление лексических навыков, умения выражать согласие, задавать вопрос, говорить поговорку, выражать восклицание и сообщать информацию, умения выражать приказание, послушание, комментировать свои действия и сообщать информацию, выражать похвалу.

Январь

Миниибэе. Улаанмалгайхан. Моё тело. Красная шапочка.

Закрепление лексических и речевых навыков, умения выразить просьбу, умения узнать, куда направляется собеседник, умения вести этикетный диалог при встрече с пожилым человеком, умения узнать информацию, используя специальный вопрос, умения выразить напутствие.

Февраль

Сагаалган.Эдеэн.Балмабаабгайхоёр.

Сагалган. Пища.Балма и медведь

Совершенствование  лексических и речевых навыков, умения пригласить собеседника к совместному действию, выразить согласие или отказ от предложения собеседника

Март

Гэрбайра. Yнгэнууд. Гурбанпоршоонхо.

Жилище.Цвета.Три поросенка

Развитие лексических и речевых навыков, умения представиться, описать предмет, формирование умения указать на принадлежность предмета определенному лицу, умения высказать свое мнение

Апрель

Минииэбтэй бYлэ.

Моя дружная семья.

Совершенствование  лексических и речевых навыков, умения рассказать о себе и своих родственниках, умения предложить совершить совместное действие, вести счет до пяти, умения говорения.

Май

Дабталга.

Повторение.

Повторение пройденного  материала, совершенствование лексических, лексико-грамматических навыков,  умения говорения.

     

Список литературы

1.         Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А.,  Шожоева Б.Д.  Учебно - методический комплекс «Амармэндэ-э!»  Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста. Улан- Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014

2.      Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах.- Улан-Удэ: Бэлиг,2008.

3.      Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. -  Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004.

4.      Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Улан-Удэ: Бэлиг, 2010.

5.      Уланов Э.А. Эпос в развитии бурятской словесности: аспекты поэтико-стадиальной эволюции художественного мышления. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2004.

6.          И. Мадасон «Бурят арадайоньhон, хошооугэнууд» (Бурятские народные пословицы и поговорки), Улан-Удэ, 1960.

7.           Номагоев Ц. «Игра в кости» Сборник подвижных игр разных народов

8.           Барбаадай: Пособие для воспитателей детских садов (Сост. Ц.-Д.Д.Дондокова, Ц.-Б.Бадмаев, Л.Д. Тапхаев, 1987.–112 с).–2-е изд., перераб.– Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во)

9.         Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. – Иркутск,1959. Литература:

10.    Будаев, Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973.

11.          Г.Лопсонова, З.Б., Малунова,Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят. [методическое пособие] Лопсонова З.Б., Малунова Г.С – Улан-Удэ. Изд-во «Бэлиг», 2006г. с. 104.

                 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».