Методы, формы работы педагога
22.03.2024
Наиболее
распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление
методов на наглядные, словесные и практические , то есть деление на основании
различных источников передачи и восприятия знаний.
Наглядно-слуховой
(исполнение музыки); 2 . наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок,
применение наглядных пособий). Наглядный метод
Объяснение
. Пояснения . Указания . Поэтическое слово . Беседа . Вопросы . Замечания.
Словесный метод
передача
впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; дидактические
игры; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке
; инсценировка песен и т. д.
Практический
метод
Говоря
о методах музыкального воспитания, О. П. Радынова отмечает, что воспитание и
обучение будет развивающим, если каждый из трех основных методов будет
применяться с нарастанием проблемности
побуждение
к сопереживанию; убеждение; приучение, упражнение; поисковые ситуации .
Методы
эстетического воспитания и художественного обучения детей (по Ветлугиной Н.А.)
Метод
контрастных сопоставлений метод уподоблений характеру музыки
Методы
формирования основ музыкальной культуры детей (по Радыновой О.П.) способствует
активности эмоций, мышления и воображения, заостряет внимание детей, делает
процесс восприятия музыки интересным , вносит элементы проблемности , побуждает
ребенка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и
творческой активности. Значение метода контрастных сопоставлений
способствует
формированию у ребенка эмоционального восприятия, побуждает ребенка к
активности (прежде всего, двигательной), помогает ему, следуя за развитием
музыкального образа, выразить свое отношение, по-своему выразить те чувства и
впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания,
следовательно, формированию основ музыкальной культуры детей.
Подбирая
для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо
руководствоваться следующими правилами: обеспечить высокий художественный
уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и
музыкального развития, его организованность; учитывать образность и
конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Выбор
методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если
произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать.
Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее
характером.
Вывод:
выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса
детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость
индивидуально – дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей.
Формы:
Слушание:
Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по
тексту песни
Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике,
помахивать флажком на припев
Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не
отвлекаясь до конца звучания музыки. Слушать песни различного характера,
понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком
или подражать гудку машины.
Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с
инструментальными пьесами изобразительного характера
Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни
Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер
движениями
Познакомиться с пьесами изобразительного
характера, запоминать и узнавать их
Различать и узнавать звучание большого и
маленького колокольчиков
Слушать знакомые песни и пьесы в
исполнении педагога на разных инструментах и в записи.
Пение:
Подпевать песню, подстраиваясь к голосу
педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить
звукоподражания.
Подпевать повторяющиеся слоги,
сопровождая их соответствующими плясовыми движениями
Подпевать концы фраз, повторяющиеся
интонации, хлопая в ладоши
Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу
и инструменту.
Петь вместе с педагогом песню маршевого
характера.
Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
Исполнять вместе с педагогом знакомые
песни
Музыкально-ритмические движения:
Передавать ритм ходьбы, двигаться
«стайкой» за педагогом.
Выполнять плясовые движения
(хлопки, притопывание, кружение на месте)
Осваивать ходьбу с флажками
Передавать игровые действия, меняя
движения на вторую часть музыки
Отмечать сменой танцевальных
движений двухчастную форму пьесы.
общий характер ходьбы и бега
Тихо и громко хлопать в связи с
изменением динамики музыки
Танцевать в парах, ритмично постукивать
каблучком
Ходить под музыку. Осваивать
подпрыгивание
Выполнять игровые движения
Передавать разный характер музыки образно -
игровыми движениями
Выполнять по тексту песни соответствующие
движения с предметом.
Ритмично ударять по бубну и двигаться с
ним отмечая двухчастную форму пьесы
Осваивать игровые действия,
передавать звукоподражания.
Выполнять танцевальные движения, двигаясь
по кругу, менять движения на вторую часть
Строить круг, вместе поднимать и опускать
руки, выполнять индивидуальные задания.
Выполнять пружинные полуприседания.
Двигаться с предметом, менять движения на
вторую часть музыки.
Отмечать смену частей музыки, самостоятельно
меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.
Передавать ритм шага и бега.
Выполнять действия игровых персонажей
соответственно музыке.
Игра
на детских музыкальных инструментах:
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами:
дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их
звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах.
Моя работа ведётся на программах и методических пособиях: «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой, «Праздник каждый
день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание
в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание
дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.
Тютюнниковой, Программа «Ритмическая
мозаика» А. Бурениной, «Топ-хлоп,
малыши» А. Бурениной, Т. Сауко, «Музыкальные
шедевры» О. П. Радынова, «Музыкальное воспитание
детей в системе арттерапии», авторы О. В. Кацер, С. А. Короткова.
Методы и формы работы
22.03.2024
«Без
музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки
она
была бы неполна, глуха, бедна...
(Д.
Шостакович).
Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это
доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает
положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и
формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том,
сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей
дошкольного возраста.
Основными
задачами музыкального воспитания можно считать:
1.
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной
отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать
воспитательное воздействие музыки.
2.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами
выразительности.
3.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя
восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики,
игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной
грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
4.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в
этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности,
то происходит становление и развитие всех его способностей.
5.
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6.
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для
детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах,
применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на
инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для
детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач
зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости
используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации
музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что
заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной
деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные
музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются
у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные
способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство
ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это
свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно
развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить
мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном
инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам.
Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог
Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие
способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок
(особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей
наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые
музыкальные впечатления.
Детский сад и семья два главных
коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду мы
ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием
музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное искусство
имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом
воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в
школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически,
последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей
слушать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Прежде всего, слушая музыку, прививаем
любовь к высокохудожественным произведениям музыки (образцы классической и
народной музыки), приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок
познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней
включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно
словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими
чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.
В процессе разучивания, пения у детей
развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет
постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова,
предложения.
В детском саду дети учатся выразительно,
ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети
учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать очень
полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он
будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом ребенке
таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне
развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются
прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и
воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное
развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка.
Музыка – становится средством воспитания,
когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве
распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь,
видеть мир более многосторонне.
Каждому
родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке,
мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Родители
также могут принять участие в музыкальном воспитании детей за пределами
дошкольного учреждения.
Вы
можете:
•
Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской
музыки;
•
Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их
самостоятельно;
•
Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и
танцевать вместе с ним;
•
Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще
музицировать, аккомпанировать своему ребенку, когда он поет или танцует
•
Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
•
Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.
Все
мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому,
так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он
сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший
воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!