Методы, формы работы педагога

22.03.2024

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические , то есть деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Наглядно-слуховой (исполнение музыки); 2 . наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядный метод

Объяснение . Пояснения . Указания . Поэтическое слово . Беседа . Вопросы . Замечания. Словесный метод

передача впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; дидактические игры; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке ; инсценировка песен и т. д.

Практический метод

Говоря о методах музыкального воспитания, О. П. Радынова отмечает, что воспитание и обучение будет развивающим, если каждый из трех основных методов будет применяться с нарастанием проблемности

побуждение к сопереживанию; убеждение; приучение, упражнение; поисковые ситуации .

Методы эстетического воспитания и художественного обучения детей (по Ветлугиной Н.А.)

Метод контрастных сопоставлений метод уподоблений характеру музыки

Методы формирования основ музыкальной культуры детей (по Радыновой О.П.) способствует активности эмоций, мышления и воображения, заостряет внимание детей, делает процесс восприятия музыки интересным , вносит элементы проблемности , побуждает ребенка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и творческой активности. Значение метода контрастных сопоставлений

способствует формированию у ребенка эмоционального восприятия, побуждает ребенка к активности (прежде всего, двигательной), помогает ему, следуя за развитием музыкального образа, выразить свое отношение, по-своему выразить те чувства и впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания, следовательно, формированию основ музыкальной культуры детей.

Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами: обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения; учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность; учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.

Вывод: выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально – дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей.

Формы:

Слушание:

Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по     тексту песни

Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике, помахивать флажком на припев

Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не отвлекаясь до конца звучания музыки.  Слушать песни различного характера, понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком  или подражать гудку машины.

Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с инструментальными пьесами изобразительного характера

Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни

Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер движениями

Познакомиться с пьесами изобразительного характера, запоминать и узнавать их

Различать и узнавать звучание большого и маленького колокольчиков

 Слушать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах и в записи.

Пение:

Подпевать песню, подстраиваясь к голосу педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить     звукоподражания.

 Подпевать повторяющиеся слоги, сопровождая их соответствующими плясовыми движениями

Подпевать концы фраз, повторяющиеся интонации, хлопая в ладоши

Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу и инструменту.

Петь вместе с педагогом песню маршевого характера.

Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.

Исполнять вместе с педагогом знакомые песни

Музыкально-ритмические движения:

  Передавать ритм ходьбы, двигаться «стайкой» за педагогом.

  Выполнять плясовые движения (хлопки, притопывание, кружение на месте)

Осваивать ходьбу с флажками

  Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки

  Отмечать сменой танцевальных движений двухчастную форму пьесы.

  общий характер ходьбы и бега

Тихо и громко хлопать в связи с изменением  динамики музыки

 Танцевать в парах, ритмично постукивать каблучком

Ходить под музыку. Осваивать подпрыгивание   

Выполнять игровые движения

 Передавать разный характер музыки образно - игровыми движениями

Выполнять по тексту песни соответствующие движения с предметом.Хочу такой сайт

Ритмично ударять по бубну и двигаться с ним отмечая двухчастную форму пьесы

 Осваивать игровые действия, передавать звукоподражания.

Выполнять танцевальные движения, двигаясь по кругу, менять движения на вторую часть

Строить круг, вместе поднимать и опускать руки, выполнять индивидуальные задания.

 Выполнять пружинные полуприседания.

 Двигаться с предметом, менять движения на вторую часть музыки.

 Отмечать смену частей музыки, самостоятельно меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.

Передавать ритм шага и бега.

Выполнять действия игровых персонажей соответственно музыке.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Моя работа  ведётся на программах и методических пособиях: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной, Т. Сауко, «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О. В. Кацер, С. А. Короткова.

Проводится много мероприятий, досугов, праздников. В том числе новые технологии, как "Тематический день", "Клубный час".
 

Методы и формы работы

22.03.2024

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки

 

она была бы неполна, глуха, бедна...

 

(Д. Шостакович).

 

  Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

 

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

 

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

 

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

 

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

 

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

 

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

 

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

     Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

 

     Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

 

     Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей слушать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

 

     Прежде всего, слушая музыку, прививаем любовь к высокохудожественным произведениям музыки (образцы классической и народной музыки), приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.

 

     В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

 

     В детском саду дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

 

     Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка.

 

   Музыка – становится средством воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир более многосторонне.

 

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

 

Родители также могут принять участие в музыкальном воспитании детей за пределами дошкольного учреждения.

 

Вы можете:

 

• Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

• Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;

• Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и танцевать вместе с ним;

• Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему ребенку, когда он поет или танцует

• Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.

• Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.

 

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!

05.03.2019

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».