22.03.2024
Наиболее
распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление
методов на наглядные, словесные и практические , то есть деление на основании
различных источников передачи и восприятия знаний.
Наглядно-слуховой
(исполнение музыки); 2 . наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок,
применение наглядных пособий). Наглядный метод
Объяснение
. Пояснения . Указания . Поэтическое слово . Беседа . Вопросы . Замечания.
Словесный метод
передача
впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; дидактические
игры; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке
; инсценировка песен и т. д.
Практический
метод
Говоря
о методах музыкального воспитания, О. П. Радынова отмечает, что воспитание и
обучение будет развивающим, если каждый из трех основных методов будет
применяться с нарастанием проблемности
побуждение
к сопереживанию; убеждение; приучение, упражнение; поисковые ситуации .
Методы
эстетического воспитания и художественного обучения детей (по Ветлугиной Н.А.)
Метод
контрастных сопоставлений метод уподоблений характеру музыки
Методы
формирования основ музыкальной культуры детей (по Радыновой О.П.) способствует
активности эмоций, мышления и воображения, заостряет внимание детей, делает
процесс восприятия музыки интересным , вносит элементы проблемности , побуждает
ребенка к осознанию своих впечатлений, проявлениям самостоятельности и
творческой активности. Значение метода контрастных сопоставлений
способствует
формированию у ребенка эмоционального восприятия, побуждает ребенка к
активности (прежде всего, двигательной), помогает ему, следуя за развитием
музыкального образа, выразить свое отношение, по-своему выразить те чувства и
впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания,
следовательно, формированию основ музыкальной культуры детей.
Подбирая
для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо
руководствоваться следующими правилами: обеспечить высокий художественный
уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и
музыкального развития, его организованность; учитывать образность и
конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Выбор
методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если
произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать.
Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее
характером.
Вывод:
выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса
детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость
индивидуально – дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей.
Формы:
Слушание:
Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по
тексту песни
Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике,
помахивать флажком на припев
Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не
отвлекаясь до конца звучания музыки. Слушать песни различного характера,
понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком
или подражать гудку машины.
Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с
инструментальными пьесами изобразительного характера
Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни
Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер
движениями
Познакомиться с пьесами изобразительного
характера, запоминать и узнавать их
Различать и узнавать звучание большого и
маленького колокольчиков
Слушать знакомые песни и пьесы в
исполнении педагога на разных инструментах и в записи.
Пение:
Подпевать песню, подстраиваясь к голосу
педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить
звукоподражания.
Подпевать повторяющиеся слоги,
сопровождая их соответствующими плясовыми движениями
Подпевать концы фраз, повторяющиеся
интонации, хлопая в ладоши
Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу
и инструменту.
Петь вместе с педагогом песню маршевого
характера.
Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
Исполнять вместе с педагогом знакомые
песни
Музыкально-ритмические движения:
Передавать ритм ходьбы, двигаться
«стайкой» за педагогом.
Выполнять плясовые движения
(хлопки, притопывание, кружение на месте)
Осваивать ходьбу с флажками
Передавать игровые действия, меняя
движения на вторую часть музыки
Отмечать сменой танцевальных
движений двухчастную форму пьесы.
общий характер ходьбы и бега
Тихо и громко хлопать в связи с
изменением динамики музыки
Танцевать в парах, ритмично постукивать
каблучком
Ходить под музыку. Осваивать
подпрыгивание
Выполнять игровые движения
Передавать разный характер музыки образно -
игровыми движениями
Выполнять по тексту песни соответствующие
движения с предметом.
Ритмично ударять по бубну и двигаться с
ним отмечая двухчастную форму пьесы
Осваивать игровые действия,
передавать звукоподражания.
Выполнять танцевальные движения, двигаясь
по кругу, менять движения на вторую часть
Строить круг, вместе поднимать и опускать
руки, выполнять индивидуальные задания.
Выполнять пружинные полуприседания.
Двигаться с предметом, менять движения на
вторую часть музыки.
Отмечать смену частей музыки, самостоятельно
меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.
Передавать ритм шага и бега.
Выполнять действия игровых персонажей
соответственно музыке.
Игра
на детских музыкальных инструментах:
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами:
дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их
звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах.
Моя работа ведётся на программах и методических пособиях: «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой, «Праздник каждый
день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание
в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание
дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.
Тютюнниковой, Программа «Ритмическая
мозаика» А. Бурениной, «Топ-хлоп,
малыши» А. Бурениной, Т. Сауко, «Музыкальные
шедевры» О. П. Радынова, «Музыкальное воспитание
детей в системе арттерапии», авторы О. В. Кацер, С. А. Короткова.
22.03.2024
«Без
музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки
она
была бы неполна, глуха, бедна...
(Д.
Шостакович).
Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это
доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает
положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и
формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том,
сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей
дошкольного возраста.
Основными
задачами музыкального воспитания можно считать:
1.
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной
отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать
воспитательное воздействие музыки.
2.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами
выразительности.
3.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя
восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики,
игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной
грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
4.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в
этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности,
то происходит становление и развитие всех его способностей.
5.
Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6.
Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для
детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах,
применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на
инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для
детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач
зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости
используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации
музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что
заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной
деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные
музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются
у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные
способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство
ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это
свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно
развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить
мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном
инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам.
Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог
Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие
способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок
(особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей
наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые
музыкальные впечатления.
Детский сад и семья два главных
коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду мы
ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием
музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное искусство
имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом
воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в
школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически,
последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей
слушать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Прежде всего, слушая музыку, прививаем
любовь к высокохудожественным произведениям музыки (образцы классической и
народной музыки), приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок
познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней
включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно
словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими
чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.
В процессе разучивания, пения у детей
развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет
постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова,
предложения.
В детском саду дети учатся выразительно,
ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети
учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать очень
полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он
будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом ребенке
таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне
развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются
прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и
воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное
развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка.
Музыка – становится средством воспитания,
когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве
распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь,
видеть мир более многосторонне.
Каждому
родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке,
мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Родители
также могут принять участие в музыкальном воспитании детей за пределами
дошкольного учреждения.
Вы
можете:
•
Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской
музыки;
•
Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их
самостоятельно;
•
Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и
танцевать вместе с ним;
•
Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще
музицировать, аккомпанировать своему ребенку, когда он поет или танцует
•
Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.
•
Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.
Все
мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому,
так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он
сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший
воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!
05.03.2019
Просмотров всего: , сегодня: