Рабочая программа кружковой работы "Волшебная нить"

02.01.2021

 

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или пряжи контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.

Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.

Создавая рисунок, с помощью пряжи ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини – группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами.  Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.

В работе используются бархатная бумага, пряжа разных цветов, картон, ватные палочки, клей).

 

Цель и задачи программы.

 

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.

Задачи:

1. Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;

2. Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок из пряжи;

3. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;

4. Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;

5. Формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к результатам своей деятельности

6. Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.

                       

Содержательный раздел.

Перспективно-тематический план кружка «Волшебная ниточка»

Цель создание условий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционной техники в аппликации из пряжи.

Задачи:

- учить использовать пряжу для проявления творческих способностей детей с помощью нетрадиционного художественного творчества;

- развивать эстетическое восприятие детей, образное мышление и фантазию;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность в работе.

 

Сентябрь

Аппликации из нарезанных ниток

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Давайте познакомимся»

Разные виды пряжи и ниток

рассматривание картин из пряжи

2

«Осеннее дерево»

- шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и коричневого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон белого или голубого цвета

-ножницы

рассматривание картин с разными видами осенних деревьев

(форма, цвет кроны, толщина и длина ствола)

- нарезание пряжи

3

Подарки осени

«Гриб Боровик»

- шерстяные нитки коричневого, белого, зеленого цвета

- картон желтого или голубого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблон «гриб»

- ножницы

-  рассматривание картинок, фотографий с грибами – боровиками

- чтение стихов, сказки Сутеева «Под грибом»

- загадки

- нарезание пряжи

4

«Наливное яблочко»

- шерстяные нитки красного, жёлтого и зеленого цвета

- картон желтого или голубого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблон «яблоко»

- ножницы

-  рассматривание картинок, муляжей яблок

- загадки

- чтение стихов

- нарезание пряжи

 

Октябрь

Аппликации из нарезанных ниток

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Пушистые листья»

- шерстяные нитки разного цвета

- тонированный картон

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблоны листьев

- ножницы

рассматривание гербария из листьев

- нарезание пряжи

- дидактическая игра «С какой ветки детка»

- чтение стихов, рассказов

- загадки

2

«Мухоморчик»

- шерстяные нитки белого, жёлтого, красного и зеленого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон тонированный

- ножницы

рассматривание фотографий, картинок с изображением мухомора

(форма, цвет шляпки, ножки)

- нарезание пряжи

3

«Фруктовая ярмарка»

(самостоятельный выбор шаблонов для работы детей)

- шерстяные нитки красного, фиолетового, бордового, оранжевого и зеленого цвета

- картон разного цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблон «фрукты»

- ножницы

-  рассматривание альбомов, раскрасок, муляжей  и оригиналов фруктов

- чтение стихов

- загадки

- нарезание пряжи

4

«Фруктовый натюрморт»

- шерстяные нитки разного цвета

- картон тонированный

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблон «фруктов»

- ножницы

-  рассматривание

- альбома «Натюрморт»

Дидактическая игра «Собери натюрморт»

- создание эскиза

- нарезание ниток

 

Ноябрь

Аппликации из нарезанных ниток

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Ветка осенней рябины»

(коллективная работа), два занятия

- шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и черного цвета

- лист белого картона формата А3

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- ножницы

наблюдение за рябиной во время прогулки

- рассматривание ветки рябины

- нарезание пряжи

- подготовка эскиза

 

2

«Загадки с грядки»

(самостоятельный выбор шаблонов для работы детей)

- шерстяные нитки разного цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон тонированный

- шаблоны «Овощи»

- ножницы

рассматривание альбомов, раскрасок, муляжей  и оригиналов овощей

- нарезание пряжи

3

«Пушистые картинки»

 

- шерстяные нитки разного цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон тонированный

- шаблоны «Домашних, диких животных»

- ножницы

-  рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных

- чтение рассказов Бьянки, Чарушина

- загадки

- нарезание пряжи

- подготовка эскиза

 

Декабрь

Аппликации из целых ниток по прямой и волнистым линиям

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Снегирь на ветке»

- шерстяные нитки красного, зеленого, белого, желтого и темно – коричневого цвета

- трафарет снегиря

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон

- ножницы

рассматривание картинок, фотографий

- нарезание пряжи

- наблюдение за снегирем

- подготовка эскиза

 

2

«Снежинки»

- шерстяные нитки белого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон фиолетового, синего цвета

- ножницы

рассматривание иллюстраций

- нарезание пряжи

- схемы узоров

3

«Дерево в снегу»

(нитки + соль)

- шерстяные нитки коричневого цвета в небольших клубочках

- картон разного цвета

- клей ПВА

- кисти

- простой карандаш

- салфетки

- крупная соль

- ножницы

-  рассматривание демонстрационных картинок с изображением зимних деревьев

 

4

«Новогодняя елочка»

- шерстяные нитки разного цвета

- картон тонированный

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- шаблон «елочки»

- ножницы

-  рассматривание демонстрационных картинок с изображением новогодней елки

 

Январь

Аппликации из целых ниток по кругу

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Снеговик»

 

- шерстяные нитки белого цвета

- лист картона фиолетового, синего

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- ножницы

- шаблоны кругов разного диаметра

- ножницы

-  рассматривание иллюстраций

- нарезание пряжи

- дидактическая игра «Собери снеговика»

 

2

«Заяц белый»

(самостоятельный выбор шаблонов для работы детей)

- шерстяные нитки белого цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- силуэт зайца

- ножницы

рассматривание картинок, фотографий

- нарезание пряжи

- подготовка силуэта

 

Февраль

Аппликации «Смешанные композиции»

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Парк зимой»

- шерстяные нитки белого цветаХочу такой сайт

- силуэты стволов деревьев

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон синего, голубого цвета

- вата

- ножницы

рассматривание картинок, фотографий

- нарезание пряжи

- наблюдение за деревьями

- подготовка эскиза

 

2

«Портрет для папы»

- шерстяные нитки разного цвета

- клей ПВА

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- картон

- раскраска

- ножницы

-  рассматривание иллюстраций с прическами

 

3

«Подарок папе»

 

- шерстяные нитки разного цвета

- картон

- клей ПВА

- кисти

- простой карандаш

- салфетки

- рисунок самолета

- ножницы

-  рассматривание демонстрационных картинок с изображением разных видов самолетов

- беседа

 

4

«Лошадка»

- шерстяные нитки разного цвета

- картон цветной

- клей ПВА

- клей «Мастер»

- кисть клеевая

- простой карандаш

- салфетки

- наклейки «Снежинки»

- ножницы

-  рассматривание иллюстраций с изображением лошади, раскрасок

- чтение художественной литературы

 

Март

Аппликации из целых ниток по кругу

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Сорока - белобока»

- шерстяные нитки белого и черного цвета

- картон

- клей ПВА

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- иллюстрации с изображением сороки

- простой карандаш

- рассматривание сороки во время прогулки

- изготовление трафарета силуэта сороки

- чтение произведений о  сороке (потешки, стихи, рассказы)

- нарезание нитей

2

«Дятел»

- шерстяные нитки черного, белого, и красного цвета

- картон

-  клей

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- картинки с изображением дятла

- простой карандаш

- рассматривание игрушки дятла

- изготовление трафарета силуэта дятла

- чтение произведений о  дятле (потешки, стихи, рассказы)

- нарезание нитей

- дидактическая игра «Найди отличия»

- нарезание нитей

3

«Птицы на ветке»

- шерстяные нити разного цвета

-  картон большого формата

- клей ПВА

- кисть клеевая

- салфетки

- ножницы

- простой карандаш

- рассматривание птиц во время прогулки

- изготовление эскиза

- загадки

- рассматривание иллюстраций «Птицы на ветках»

4

«Ваза с мимозой»

- цветной картон для фона

- шерстяные нитки зелёного и желтого цвета

- клей ПВА

- ножницы

- кисть клеевая

- салфетки

- простой карандаш

- рассматривание  букета мимозы

- рисование с натуры

- оформление коллекции открыток

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Аппликации из нарезанных ниток

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Пушистые облака»

- шерстяные нитки белого цвета

- картон

- клей ПВА

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- простой карандаш

- рассматривание изображения разнообразных облаков

- изготовление трафарета силуэтов облако

- подготовка фона

- нарезание нитей

2

«Первые листочки»

- нитки коричневого, белого, черного и зеленого цвета

- картон

-  клей ПВА

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- простой карандаш

- рассматривание веток тополя в вазе

- подготовка эскиза

- нарезание нитей

- дидактическая игра  «С какой ветки детка?»

- рассматривание репродукций картин о весне

 

3

«Подснежники»

- шерстяные нити голубого, белого и зеленого цвета

-  картон

- клей ПВА

- кисть клеевая

- салфетки

- ножницы

- простой карандаш

- рассматривание иллюстраций о подснежниках

- изготовление трафарета силуэта подснежника

- настольная игра «Собери подснежник»

4

«Ваза с мимозой»

- цветной картон для фона

- шерстяные нитки зелёного и желтого цвета

- клей ПВА

- ножницы

- кисть клеевая

- салфетки

- простой карандаш

- рассматривание  букета мимозы

- рисование с натуры

- оформление коллекции открыток

 

 

 

Май

Аппликации из нарезанных ниток

Тема

Материалы

Предварительная работа

1

«Ландыши»

- шерстяные нитки белого, зеленого цвета

- картон

- клей ПВА

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- простой карандаш

- рассматривание изображения ландышей

- изготовление трафарета цветок ландыша

- подготовка фона

- нарезание нитей

2

«Бабочки»

- шерстяные нитки разного цвета

- картон

-  клей ПВА

- ножницы

- салфетки

- кисть клеевая

- простой карандаш

- рассматривание иллюстраций  бабочек

- подготовка трафаретов разных видов бабочек

- нарезание нитей

- дидактическая игра  «Узнай  и назови бабочку»

- чтение стихов

3

«Улитка»

- шерстяные нити коричневого, белого и серого  цвета

-  картон

- клей ПВА

- кисть клеевая

- салфетки

- ножницы

- простой карандаш

- рассматривание иллюстраций улиток

- изготовление трафарета силуэта подснежника

- настольная игра «Собери картинку»

- дидактическая игра «Найди 10 отличий»

4

«Ромашки в зелёной траве»

- цветной картон для фона

- шерстяные нитки зелёного, белого и желтого цвета

-  картон

- клей ПВА

- кисть клеевая

- салфетки

- ножницы

- простой карандаш

- знакомство с разными видами ромашек (лекарственная, садовая, полевая, декоративная)

- дидактическая игра «Найди 10 отличий»

- рисование с натуры

- оформление коллекции открыток

Беседа «Ромашка, как символ семьи, любви и верности»

 

 

Организационный раздел

Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этапы работы

1. Подготовительный

- Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге

- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.

- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.

- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.

- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.

- Научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной

- Научиться выбирать нитки нужного цвета.

- Научиться отрезать нить нужного размера.

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.

- Научиться доводить дело до конца.

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

- пряжи разного цвета

- лист картона с изображением рисунка

- клей ПВА

- ножницы

- клеенка

- кисть.

- салфетка.

Расписание работы кружка.

Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю -вторник, по 15-20 минут.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

 

 

 

 

Планируемые результаты работы кружка.

- дети будут иметь представление, о технике «ниткография»;

- у детей возникнет желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография»;

- повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца и эстетического вкуса младших дошкольников;

- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.

Программное обеспечение.

1. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.

2. Н.В. ГультяеваНиткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.

3. А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия

развития, 2001.

4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.

5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.

6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство ФолькундБиссен, Берлин, 1990

7. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».