02.01.2021
Пояснительная
записка.
Изобразительная
деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания,
так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у
детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и
чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Работая
с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой
моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей,
тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе.
Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики
пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В
настоящее время используется большое количество средств и методов для развития
мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография
- выкладывание с помощью шнурка или пряжи контурных изображений различных
предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два
смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого
осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ
предмета.
Специфика
занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у
детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное
искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние
на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и
оттенков.
Создавая
рисунок, с помощью пряжи ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём,
который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие
от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и
изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие
художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ,
объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их
творческие способности, что является одной из важных задач эстетического
воспитания.
Гибкая
форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень
овладения приемами «ниткографии», нахождение на определенном этапе реализации
замысла и другие возможные факторы. Состав мини – группы одновременно
работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне
сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В
процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими
учебного материала.
Каждое
занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней
возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются
аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В
результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение
их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
В
работе используются бархатная бумага, пряжа разных цветов, картон, ватные
палочки, клей).
Цель
и задачи программы.
Цель:
Создание
условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их
эстетического развития.
Задачи:
1.
Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;
2.
Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать
рисунок из пряжи;
3.
Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать
развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
4.
Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие,
логическое мышление, обогащать словарный запас;
5.
Формировать умение составлять простые композиции; личностное отношение к
результатам своей деятельности
6.
Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту,
желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать
товарищам.
Содержательный раздел.
Перспективно-тематический
план кружка «Волшебная ниточка»
Цель создание условий для развития
мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием
элементов нетрадиционной техники в аппликации из пряжи.
Задачи:
- учить использовать пряжу для проявления творческих
способностей детей с помощью нетрадиционного художественного творчества;
- развивать эстетическое восприятие детей, образное
мышление и фантазию;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность,
аккуратность в работе.
Сентябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Давайте познакомимся» |
Разные виды пряжи и ниток |
- рассматривание картин из пряжи |
2 |
«Осеннее дерево» |
- шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и
коричневого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон белого или голубого цвета -ножницы |
- рассматривание картин с разными
видами осенних деревьев (форма, цвет кроны, толщина и длина ствола) - нарезание пряжи |
3 |
Подарки
осени «Гриб Боровик» |
-
шерстяные нитки коричневого, белого, зеленого цвета - картон желтого или голубого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблон «гриб» - ножницы |
- рассматривание картинок,
фотографий с грибами – боровиками - чтение стихов, сказки Сутеева «Под грибом» - загадки - нарезание пряжи |
4 |
«Наливное
яблочко» |
-
шерстяные нитки красного, жёлтого и зеленого цвета - картон желтого или голубого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблон «яблоко» - ножницы |
- рассматривание картинок, муляжей
яблок - загадки - чтение стихов - нарезание пряжи |
Октябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Пушистые листья» |
- шерстяные нитки разного цвета - тонированный картон - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблоны листьев - ножницы |
- рассматривание гербария из листьев - нарезание пряжи - дидактическая игра «С какой ветки детка» - чтение стихов, рассказов - загадки |
2 |
«Мухоморчик» |
-
шерстяные нитки белого, жёлтого, красного и зеленого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон тонированный - ножницы |
- рассматривание фотографий,
картинок с изображением мухомора (форма, цвет шляпки, ножки) - нарезание пряжи |
3 |
«Фруктовая
ярмарка» (самостоятельный
выбор шаблонов для работы детей) |
-
шерстяные нитки красного, фиолетового, бордового, оранжевого и зеленого цвета - картон разного цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблон «фрукты» - ножницы |
- рассматривание альбомов,
раскрасок, муляжей и оригиналов фруктов - чтение стихов - загадки - нарезание пряжи |
4 |
«Фруктовый
натюрморт» |
-
шерстяные нитки разного цвета - картон тонированный - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблон «фруктов» - ножницы |
- рассматривание - альбома «Натюрморт» Дидактическая игра «Собери натюрморт» - создание эскиза - нарезание ниток |
Ноябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Ветка осенней рябины» (коллективная работа), два занятия |
- шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и
черного цвета - лист белого картона формата А3 - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - ножницы |
- наблюдение за рябиной во время
прогулки - рассматривание ветки рябины - нарезание пряжи - подготовка эскиза |
2 |
«Загадки с
грядки» (самостоятельный
выбор шаблонов для работы детей) |
-
шерстяные нитки разного цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон тонированный - шаблоны «Овощи» - ножницы |
- рассматривание альбомов,
раскрасок, муляжей и оригиналов овощей - нарезание пряжи |
3 |
«Пушистые
картинки» |
-
шерстяные нитки разного цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон тонированный - шаблоны «Домашних, диких животных» - ножницы |
- рассматривание картинок с
изображением диких и домашних животных - чтение рассказов Бьянки, Чарушина - загадки - нарезание пряжи - подготовка эскиза |
Декабрь
Аппликации из целых ниток по прямой
и волнистым линиям
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Снегирь на ветке» |
- шерстяные нитки красного, зеленого, белого,
желтого и темно – коричневого цвета - трафарет снегиря - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон - ножницы |
- рассматривание картинок,
фотографий - нарезание пряжи - наблюдение за снегирем - подготовка эскиза |
2 |
«Снежинки» |
-
шерстяные нитки белого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - картон фиолетового, синего цвета - ножницы |
- рассматривание иллюстраций - нарезание пряжи - схемы узоров |
3 |
«Дерево в
снегу» (нитки +
соль) |
-
шерстяные нитки коричневого цвета в небольших клубочках - картон разного цвета - клей ПВА - кисти - простой карандаш - салфетки - крупная соль - ножницы |
- рассматривание демонстрационных
картинок с изображением зимних деревьев |
4 |
«Новогодняя
елочка» |
-
шерстяные нитки разного цвета - картон тонированный - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - шаблон «елочки» - ножницы |
- рассматривание демонстрационных
картинок с изображением новогодней елки |
Январь
Аппликации из целых ниток по кругу
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Снеговик» |
-
шерстяные нитки белого цвета - лист картона фиолетового, синего - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - ножницы - шаблоны кругов разного диаметра - ножницы |
-
рассматривание иллюстраций - нарезание пряжи - дидактическая игра «Собери снеговика» |
2 |
«Заяц
белый» (самостоятельный
выбор шаблонов для работы детей) |
-
шерстяные нитки белого цвета - клей ПВА - кисть клеевая - простой карандаш - салфетки - силуэт зайца - ножницы |
- рассматривание картинок,
фотографий - нарезание пряжи - подготовка силуэта |
Февраль
Аппликации «Смешанные композиции»
Март
Аппликации из целых ниток по кругу
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Сорока - белобока» |
- шерстяные нитки белого и черного цвета - картон - клей ПВА - ножницы - салфетки - кисть клеевая - иллюстрации с изображением сороки - простой карандаш |
-
рассматривание сороки во время прогулки - изготовление трафарета силуэта сороки - чтение произведений о сороке (потешки,
стихи, рассказы) - нарезание нитей |
2 |
«Дятел» |
-
шерстяные нитки черного, белого, и красного цвета - картон - клей - ножницы - салфетки - кисть клеевая - картинки с изображением дятла - простой карандаш |
-
рассматривание игрушки дятла - изготовление трафарета силуэта дятла - чтение произведений о дятле (потешки, стихи,
рассказы) - нарезание нитей - дидактическая игра «Найди отличия» - нарезание нитей |
3 |
«Птицы на
ветке» |
-
шерстяные нити разного цвета - картон большого формата - клей ПВА - кисть клеевая - салфетки - ножницы - простой карандаш |
-
рассматривание птиц во время прогулки - изготовление эскиза - загадки - рассматривание иллюстраций «Птицы на ветках» |
4 |
«Ваза с
мимозой» |
- цветной
картон для фона - шерстяные нитки зелёного и желтого цвета - клей ПВА - ножницы - кисть клеевая - салфетки - простой карандаш |
-
рассматривание букета мимозы - рисование с натуры - оформление коллекции открыток |
Апрель
Аппликации из нарезанных ниток
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Пушистые облака» |
- шерстяные нитки белого цвета - картон - клей ПВА - ножницы - салфетки - кисть клеевая - простой карандаш |
-
рассматривание изображения разнообразных облаков - изготовление трафарета силуэтов облако - подготовка фона - нарезание нитей |
2 |
«Первые
листочки» |
- нитки
коричневого, белого, черного и зеленого цвета - картон - клей ПВА - ножницы - салфетки - кисть клеевая - простой карандаш |
-
рассматривание веток тополя в вазе - подготовка эскиза - нарезание нитей - дидактическая игра «С какой ветки детка?» - рассматривание репродукций картин о весне |
3 |
«Подснежники» |
-
шерстяные нити голубого, белого и зеленого цвета - картон - клей ПВА - кисть клеевая - салфетки - ножницы - простой карандаш |
-
рассматривание иллюстраций о подснежниках - изготовление трафарета силуэта подснежника - настольная игра «Собери подснежник» |
4 |
«Ваза с
мимозой» |
- цветной
картон для фона - шерстяные нитки зелёного и желтого цвета - клей ПВА - ножницы - кисть клеевая - салфетки - простой карандаш |
-
рассматривание букета мимозы - рисование с натуры - оформление коллекции открыток |
Май
Аппликации из нарезанных ниток
№ |
Тема |
Материалы |
Предварительная работа |
1 |
«Ландыши» |
- шерстяные нитки белого, зеленого цвета - картон - клей ПВА - ножницы - салфетки - кисть клеевая - простой карандаш |
-
рассматривание изображения ландышей - изготовление трафарета цветок ландыша - подготовка фона - нарезание нитей |
2 |
«Бабочки» |
-
шерстяные нитки разного цвета - картон - клей ПВА - ножницы - салфетки - кисть клеевая - простой карандаш |
-
рассматривание иллюстраций бабочек - подготовка трафаретов разных видов бабочек - нарезание нитей - дидактическая игра «Узнай и назови
бабочку» - чтение стихов |
3 |
«Улитка» |
-
шерстяные нити коричневого, белого и серого цвета - картон - клей ПВА - кисть клеевая - салфетки - ножницы - простой карандаш |
-
рассматривание иллюстраций улиток - изготовление трафарета силуэта подснежника - настольная игра «Собери картинку» - дидактическая игра «Найди 10 отличий» |
4 |
«Ромашки в
зелёной траве» |
- цветной
картон для фона - шерстяные нитки зелёного, белого и желтого цвета - картон - клей ПВА - кисть клеевая - салфетки - ножницы - простой карандаш |
-
знакомство с разными видами ромашек (лекарственная, садовая, полевая,
декоративная) - дидактическая игра «Найди 10 отличий» - рисование с натуры - оформление коллекции открыток Беседа «Ромашка, как символ семьи, любви и верности» |
Организационный
раздел
Данная программа разработана
для детей среднего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Работа по формированию навыков
по «ниткографии» проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед
ребенком ставятся определённые задачи.
Этапы работы
1. Подготовительный
- Освоить прием выполнения
рисунка нитками на бархатной бумаге
- Освоить прием выкладывания
нитки по горизонтали.
- Освоить прием выкладывания
нитки по вертикали.
- Освоить прием выкладывания
нитки по кругу.
- Освоить прием выкладывать
нитки по спирали.
- Научиться работать на
ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научиться выбирать нитки
нужного цвета.
- Научиться отрезать нить
нужного размера.
- Научиться аккуратно,
выполнять свои работы.
- Научиться восстановлению
последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по
словесному указанию, образцу воспитателя.
- Научиться доводить дело до конца.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать
творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать
рисунок для работы.
- Формировать личностное
отношение к результатам своей деятельности
Организация
занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 20
минут.
Материал:
- пряжи разного цвета
- лист картона с изображением
рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть.
- салфетка.
Расписание работы кружка.
Занятия в кружке проводятся в
течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю -вторник, по 15-20
минут.
Каждое занятие включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения –
это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие
сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление,
оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе
позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки
самоконтроля.
Планируемые результаты
работы кружка.
- дети будут иметь
представление, о технике «ниткография»;
- у детей возникнет желание
создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному
результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография»;
- повысится уровень развития
мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического
мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения
доводить начатое дело до конца и эстетического вкуса младших дошкольников;
- увеличится активный словарь
детей, повысится качество произношения звуков.
Программное обеспечение.
1. В.С. Горичева, Т. В.
Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия
развития, 2000.
2. Н.В. ГультяеваНиткография
«Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
3. А.Н. Малышева «Работа с
нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2001.
4. А. В. Никитина Рисование
веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в
логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. О.А. Новиковская
«Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до
7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.
6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш
«Сделай сам» издательство ФолькундБиссен, Берлин, 1990
7. Журнал Дошкольное воспитание,
2011 №10,12; 2012 № 1,2