30.01.2019
Задачи:
1. Обобщить
знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.
2. Развивать
умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь,
ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.
3.
Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному
народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный
отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего
характера.
Материал: иллюстрации к сказкам, книги,
предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица,
видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.
Предварительная
работа:
1. Чтение и
слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и
серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению»,
«Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В.
Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен
«Снежная королева».
2. Беседы по
их содержанию.
3.
Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.
4. Просмотр
мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».
Работа с
родителями: родителям
рекомендуется побеседовать с детьми по содержанию сказок Г. Х. Андерсена
«Снежная королева», В. Одоевского «Мороз Иванович».
Ход
викторины:
- Ребята, мы
много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним.
Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По
дорогам зимних сказок».
При этом
надо соблюдать определенные правила викторины:
1. Ведущий
задает вопрос каждой команде по очереди.
2. Если
игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде
соперника.
3. За правильный
ответ дается фишка.
4. В конце
викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.
Все
участники разбиваются на 4 команды:
Итак, путь.
Задание №
1 «Назови сказку».
- Внимание
на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно
назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам:«Заюшкина избушка»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Рукавичка»,
«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).
Задание № 2 «Загадки».
- Вы должны
прослушать загадку до конца и дать ответ.
1. В какой
сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)
2. Какая
рыба могла исполнять желания? («щука»)
3. Кто в
сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
4. Как лиса
сумела обмануть мужика? (притворилась мертвой)
5. Какой
подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)
6.Что
Морозко спрашивал у девочек, сидящих в лесу на трескучем морозе? (Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная).
7.Какой волшебный
предмет разбился вдребезги в сказке «Снежная королева»? (зеркало)
8.Сколько
месяцев встретила девочка у костра? (12)
Задание № 3 «Чей
предмет?».
- Ребята, в
сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла
сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем
лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)
«Здравствуйте
ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю.
Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»
Поможем? (Да)
(Дети
по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из
какой сказки). (капитаны
команд) – щука, подснежники, Герда, мышка, лиса, печка, зеркало, костер.
Задание №
4 «Собери сказку».
- Каждой
команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам
необходимо собрать ее и определить название сказки.
Задание № 5 «Третий
лишний?».
- Угадайте,
что или кто здесь лишний? И почему?
1. Месяцы,
подснежники, репка.
2.
Снегурочка, журавль, костер.
3. Лиса, Морозко,
падчерица.
4. Волк,
Иванушка, рыба.
5. Герда,
дворец, лисичка.
6. Рукавичка,
ромашка, мышка.
7. Перина,
рукодельница, прорубь.
8. Щука,
прорубь, малина.
Задание № 6 «Отгадай названье сказки»
Я вам буду читать загадку, а вы будете
угадывать, про какую сказку я вам говорю.
-Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(р.н.с. Снегурочка)
При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
(По щучьему велению)
Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли.
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку завезли.
Замолчать заставили,
Замерзать оставили.
(Морозко)
Шла морозная зима.
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Волку отморозила.
(Лиса и волк)
Я – королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Безмолвие, покой люблю,
Шум и веселье не терплю.
(Снежная королева)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
В какой же это сказке (Заюшкина
избушка)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи.
Ест большие калачи!
Чай сам наливается.
По его хотенью.
А сказка называется
(По щучьему
велению)
-На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой.
(Двенадцать месяцев)
-Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
(С. Маршак «12 месяцев»)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Молодцы,
с заданием вы справились.
Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не
заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами
хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте
их друг другу.
Пусть
герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
(Ю. Энтин)
А у меня для вас сюрприз (вручение
грамот и книжек раскрасок).