Биоэнергопластика
20.11.2025
Консультация для родителей
«Биоэнергопластика для дошкольников»
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь
ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»
В.А.Сухомлинский
Исследователь детской речи М.М. Кольцова писала: «Движения
пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно
связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных
людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры,не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором
подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно
рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд
мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки,бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная,
горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление,
внимание, связная речь.
Для улучшения результатов, заинтересованности детей, широко
используется такой инновационный метод, как биоэнергопластика. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика –плавные, раскрепощённые движения тела и рук. По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, координацию движений и мелкую моторику.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает
время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.На начальном этапе ребёнка знакомят с органами артикуляции выполняются упражнения для губ, языка.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука ребёнка в выполнение упражнения пока не вовлекается Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Взрослый вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку,стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.Последний этап- заключительный.Когда ребёнок полностью освоит упражнения, мы рассказываем сказку,стихотворение, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Дети становятся актёрами теневого или пальчикового театра. Взрослый выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние
артикуляционной и пальцевой моторики. Протекание мыслительных
процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность
освоения данной гимнастики будет зависеть от перечисленных критериев,поэтому вы можете самостоятельно подбирать упражнения (по рекомендации логопеда или учителя-дефектолога), а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2025
Дата обновления: 20.11.2025
Дата публикации: 20.11.2025