Биоэнергопластика

20.11.2025

Консультация для родителей

«Биоэнергопластика для дошкольников»

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь

ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»

В.А.Сухомлинский

   Исследователь детской речи М.М. Кольцова писала: «Движения

пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно

связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных

людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры,не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения

пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и

активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором

подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно

рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого

раннего возраста. В современной педагогике используется целый рядХочу такой сайт

мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки,бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная,

горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление,

внимание, связная речь.

Для улучшения результатов, заинтересованности детей, широко

используется такой инновационный метод, как биоэнергопластика. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика –плавные, раскрепощённые движения тела и рук. По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,   координацию движений и мелкую моторику. 

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает

время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по  ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.На начальном этапе ребёнка знакомят с органами артикуляции выполняются упражнения для губ, языка.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука ребёнка в выполнение упражнения пока не вовлекается Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Взрослый вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку,стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.Последний этап- заключительный.Когда ребёнок полностью освоит упражнения, мы рассказываем сказку,стихотворение, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Дети становятся актёрами теневого или пальчикового театра. Взрослый выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.Каждый ребенок неповторим и своеобразен, состояние

артикуляционной и пальцевой моторики. Протекание мыслительных

процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность

освоения данной гимнастики будет зависеть от перечисленных критериев,поэтому вы можете самостоятельно подбирать упражнения (по рекомендации логопеда или учителя-дефектолога), а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребенка.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2025

Дата обновления: 20.11.2025

Дата публикации: 20.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».