04.10.2024
Гомбоева Анастасия Александровна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида,
КВЕСТ – ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА БАЙКАЛ»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательных и коммуникативных способностей. Закрепление знаний детей о родном крае.
Задачи: активизировать словарь по теме игры, совершенствовать грамматический строй речи, закрепить знания детей о флоре и фауне озера Байкал, сформировать интерес у детей к путешествиям; расширить кругозор.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, осенние листики, атрибуты юрты, макет Байкала, бумажные рыбки (омуль, голомянка), мусор- бумага, пластик, батарейки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг и альбомов; беседы о природе родного края, оформление музыкального зала (уголка «Байкал – жемчужина Сибири», уголка «Юрта: вчера, сегодня, завтра»)
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель в костюме хозяйки юрты.
Хозяйка приветствует гостей на бурятском языке: «Сайн байна!». Дети приветствуют хозяйку.
Хозяйка: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть в Сибири озеро большое,
В нём вода прозрачна и чиста.
Называем озеро мы - море,
Им гордится вся наша страна.
О каком озере говорится в загадке?
Ответы детей: озеро Байкал.
Хозяйка: Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие на Байкал.
На чём можно отправится в путешествие?
Ответы детей: на автобусе, на самолёте, на поезде.
Хозяйка: Ребята, а давайте с вами отправимся в путешествие на лошадях. Только вот незадача, сильный ветер разорвал мою карту и унес с собой, а в руке осталась только одна часть. Дети рассматривают часть карты, предлагают разные варианты. Хозяйка внимательно всех выслушивает и делает вывод, что нужно отправится в дорогу, чтобы собрать все части.
Хозяйка: Наше путешествие будет проходить по красивейшим местам озера Байкал. На протяжении всего пути будут остановки, на которых нас ждут интересные и увлекательные задания. (У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.)
Дети усаживаются на стульчики задом наперед, которые заранее установлены в зале.
Звучит отрывок из бурятской песни "Песня табунщика». Дети «скачут» на своих «лошадках»-стульчиках. Музыка останавливается, дети встают со стульчиков.
1 остановка
«Животный мир Байкала»
(на экране картинки с изображениями птиц и животных: чайки, выдра, росомаха, горностай, рысь, соболь, белка, волк. Бурый медведь, белый медведь, лев, тигр, жираф)
Хозяйка: посмотрите и скажите, все ли эти животные живут на Байкале? Проводится игра «Найди лишнее» (белый медведь не живёт).
Хозяйка: А сейчас я вам расскажу про животное, а вы должны догадаться, о ком я говорю.
«Это одно из самых загадочных животных озера. На берегу это животное передвигается с трудом, шагом человек может его догнать, зато в воде ловкое и быстрое. Оно прекрасно плавает и ныряет. Дышит оно воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Питается рыбой. Детёныши этого животного белого цвета».
Дети отвечают (нерпа). На экране демонстрируется изображения нерпы и ее детеныша.
«Рыбы Байкала»
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, какие рыбы водятся в Байкале?
Маленькая рыбка
На солнце быстро тает.
Бледная, прозрачная
И жиром истекает. (голомянка)
На экране изображение голомянки.
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что рыба голомянка обитает только в Байкале? Посмотрите, она прозрачная, у неё нет чешуи. Тело голомянки почти на половину состоит из жира, если голомянку пожарить на сковородке, то останется только спинной хребет – все остальное просто расплавится в жир. А вот вам еще одна загадка.
Эта рыба всех главней!
Витаминов много в ней!
Любят кушать все её
Начинается на «о» (омуль)
На экране изображение омуля.
Хозяйка: Ребята, омуль самая вкусная рыба, которая обитает в Байкале. Сейчас байкальского омуля мало осталось в Байкале, потому что люди его очень много вылавливали. Сейчас рыбаки должны иметь разрешение на отлов омуля.
Давайте с вами попробуем поймать рыбу голомянку и рыбу омуль!
Подвижная игра «Рыбалка»
Дети «вылавливают» из озера рыбку (голомянку и омуль) и несут в определённое ведро. Голомянку в одно ведро, омуль –в другое. По окончании игры дети находят под одним из ведер часть карты.
Хозяйка: Ура! У нас теперь две части карты! Дети разглядывают ее, хозяйка делает вывод, что нужно ехать дальше. Молодцы! Теперь давайте отправим наших рыбок обратно – домой в озеро Байкал, и ещё раз повторим, как они называются. А нам пора в дорогу!
Звучит музыка «Песнь табунщика», дети садятся на стульчики и «скачут» под музыку. Музыка останавливается, дети встают со стульев.
2 остановка
«Спасем Байкал» На экране изображения острова Ольхон.
Хозяйка: Ребята, мы с вами прибыли на остров Ольхон, вы только посмотрите, что это такое: банки, пакеты, коробки, бумага, бутылки, это что за туристы тут столько мусора оставили!?
Давайте сохраним красоту нашего края! Садитесь в кружок и расскажите, какие правила поведения на природе вы знаете (муз. руководителем проводится артикуляционная гимнастика, дети рассказывают правила поведения в лесу, заранее выученные).
Если в лес пошел гулять (ладошками по коленям отбивают ритм стихотворения)
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки ели не ломай
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Хозяйка юрты: Молодцы ребята, правила вы все знаете, а теперь давайте с вами наведём порядок.
Игра «Убираем мусор»
Дети собирают мусор и сортирую его: пластик, бумага, батарейки.
Под мусором находят часть карты.
Хозяйка: молодцы, ребята, спасли Байкал! Так его каждый год спасают добрые люди-волонтёры, которые приезжают, чтобы помочь Великому озеру. (На экране фотографии волонтеров на Байкале). А у нас еще одна часть карты. Дети соединяют все части карты, рассматривают ее. Делают вывод, что не хватает еще одной части.
Звучит музыка «Песнь табунщика», дети садятся на свои стульчики. «Скачут», музыка останавливается, дети встают со стульев.
Остановка " Ветры Байкала»
Хозяйка: Ребята! Вот мы и прибыли на последнюю остановку. Осенью чаще всего дуют ветры на Байкале, именно осенью они бывают штормовыми. Направление ветров в это время года с суши на озеро, значит и на озере образуется шторм. Ветры Байкала имеют свои имена, давайте вспомним их название (Дети говорят название ветров - Горная, Баргузин, Верховик, Култук, Сарма, Ангара).
Хозяйка: Вот какая бывает осень на Байкале -хмурая и неприветливая. Мы с вами наблюдаем за ветром в разное время года, в разную погоду. Как вы думаете, что может делать ветер?
Ответы детей: качать, гнуть деревья, кусты, гнать облака, зазывать, дуть, свистеть, с ног сбивать, поднимать снег.
Включается звук шторма.
Проводится игра «Ветры Байкала».
Дети делятся на две команды.
Хозяйка: Давайте, ребята, представим, что мы «ветры»: Сарма и Баргузин.
На двух столах лежат осенние листочки, под столами стоят пустые тазики. Каждая команда под музыку («Славное море, священный Байкал») пытается сдуть все листики со стола в тазик. Под одним из листиков находится часть карты.
Хозяйка: Мы нашли все части карты, давайте её соберем! (На экране изображение карты Байкала) Карта есть, теперь мы можем с помощью этой карты путешествовать по Байкалу. В следующий раз мы полетим на самолете на север Байкала!
Подвижная музыкальная игра «летчики». В конце игры дети садятся на стульчики.
Итоговая беседа.
Хозяйка; Вот мы и вернулись в детский сад.
Понравилось ли вам путешествие? Расскажите, на каких остановках вы останавливались? Что делали? Что больше всего запомнилось? Что было сложного в вашем путешествии по озеру Байкал? (ответы детей)
Хозяйка: Спасибо вам за то, что помогли собрать все части карты! Мы с вами встретимся еще раз и отправимся в путешествие по Байкалу.
Список литературы:
Атлас. Озеро Байкал. Омск: ФГУП "Омская картографическая фабрика", 2005
Волков С. Путеводитель по Байкалу. 10-е изд., перераб. и доп. Иркутск, 2009. - 480 с.
Мельхеев Матвей Николаевич. Топонимика Бурятии : история, система и происхождение географических названий / М. Н. Мельхеев. - Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во, 1969. - 185, [1] с. : ил. ; 21. https://www.prlib.ru/item/375677
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.10.2024
Дата обновления: 13.12.2024
Дата публикации: 04.10.2024