12.03.2024
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.
Дошкольный возраст–один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. Этот период чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-игровых технологий. Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное и даже интимное понятие, всязанное с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе я использую некоторые современные технологии.
· Элементарные формы музыкальной импровизации;
· Эстетотерапия;
· Эвритмия.
· Здоровьесберегающая технология;
Эвритмия -(Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире;
· Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;
· Анимационные танцы и флешмобы;
· Квесты;
· Игры с инструментами;
· Применение ИКТ
Задачи использования здоровьесберегающей технологии:
· Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоорвье
· Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
· Формировать положительное отношение ребенка а к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
· Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболевания.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:
- песенки-распевки. Используются для подготовк голосовых связок к пению и упражненю в чистом интонировании определенных интервалов;
-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостаткау кислорода).
- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.
-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.
- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
-речевые игры снимают напражение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).
-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.
-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.
Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологиеское раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:
· Развитие коммуникативных навыков;
· Работа над ощущением формы;
· Развитие двигательной координации;
· Развитие чувства ритма.
Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения, которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива, творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать. Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ, вовлекя ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеха и повышает самооценку ребенка.
Координационно-подвижные музыкальные игры дают ощущение музыкальной динамики, исполнительского штриха. Речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонациооно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование этой технологии позволяет добиться следующих результатов:
· Удается создать на праздниках, музыкальных занятиях, развлечениях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения, гармоничного самоощущения;
· Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
· Удается попасть в тональность актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению,
· Дети усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общени с музыкой, без лишних натаскиваний и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития; развиваются музыкально-творческие способности.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Летнее развлечение «На поиски пропавшего Лета» злой волшебник заколдовал Лето, но оставил подсказки. По различным ориентирам дети попадают в разные места и встречаются с разными героями, которые помогают им расколдовать Лето. Или развлечение «День добрых дел» в форме квест-игры. В детском саду появилось дерево добрых дел, но кто-то мешает детям совершать добрые поступки. С котом Леопольдом и с помощью волшебных ленточек дети попадают в страну добра.
В своей музыкально-педагогической деятельности активно использую анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников. Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм. Выбранная мелодия должна лечь на восьмитактовый счет. Не допускать большого нагроможднения движений! Педагогу необходимо запомнить и станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад. Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.). Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.
Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;
демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдовпо теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
еклама
игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра должна пронизывать все виды музыкальной деятельности, в игре снимается психологическое напряжение, игра-то, чем ребёнок дышит, чем познаёт мир, что безоговорочно принимает и понимает.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.
2 часть-ОСНОВНАЯ.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ» и др.
В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Цель:
· Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством внедрения в музыкальный процесс игровых ситуаций и технологий проведения игр.
· Использование в играх всех видов музыкальной деятельности : пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т. д.
· Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
· Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
· Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
· Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
· Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской)
Игре присущи черты:
• Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
• Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.ама
Функции игры:
1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
2. Коммуникативная
3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
· цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в качестве ее средства;
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит поставленную задачу в игровую;
· успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры: «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
Пробуя себя в сочинительстве, сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть в свои игры - придумки, игры – фантазии.
Что такое игра, игровые технологии?
Игра – основной вид деятельности ребенка. Конечно-же дети любят играть. Играть везде: дома, во дворе, в детском саду.
Увлекательные игры с музыкой, яркий музыкальный, наглядный и литературный материал это тот увлекательный мир игровых технологий, который близок и понятен детям, в котором они могут творчески развиваться.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе - сочетание элементов игры и ученья. Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. стимулирования детей к учебной деятельности.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.
Какие же игровые технологии применяются на музыкальных занятиях?
Рассмотрим несколько вариантов:
Музыкально-дидактическая игра.
Одно из ведущих мест в музыкально-игровых технологиях занимает дидактическая игра. Основное её назначение-формирование музыкальных способностей в доступной игровой форме(распознавать соотношение звуков по высоте, развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха )
Цель:
- формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально - дидактических пособий и игр.
- использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку.
-побуждение к самостоятельным действиям за рамками музыкальных занятий.
Задачи:
- приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
-развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
-формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Например:
1-Музыкально-дидактическая игра
на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти «Весело-грустно»
Цель: различать построение музыки
Ход игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
2 вариант – слушают и изображают мимикой.
«Болезнь куклы»-«Новая кукла»
2-Музыкально-дидактическая игра
на развитие звуковысотного слуха
«Птица и птенчики»
Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы)
Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.
Низкие голоса-птица-мама Высокие голоса –птенчики
Ход игры: Играя на металлофоне низкие и высокие звуки(до-1 октавы-до-2октавы) дети, которые держат птенчиков больших и маленьких, должны посадить на веточку(на фланелеграфе) на высокую веточку(птенчики-до2)
и на нижнюю веточку птичку-маму(до1).
Чтобы правильно выполнить задание, читают небольшое стихотворение:
1-Птички весело летают,
Крошки с травки собирают.
2-Мама деток позвала,
Чик-чирик, лететь пора.
Игровая терапия.
Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.
Цель игровой терапии - возможность “прожить” в игре волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании со стороны взрослого.
В качестве одного из эффективных видов используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками, театрально-игровая деятельность.
Приведу несколько примеров.
«Танец с лентами»
И. П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках на палочке ленты.
· С началом звучания дети начинают играть каждый со своей лентой, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с лентой, найти свои варианты движений.
· Затем дети встают в кружочки по 5 человек, и под музыку находят совместное пластическое решение в своём кругу.
· На следующем этапе дети меняются и двигаются по кругу. Музыка начинает звучать с самого начала.
· Группа мальчиков, затем девочек по очереди выбегают в центр круга и показывают свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения солистов.
«Колыбельная»
При слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры.
Использование информационно-коммуникационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий разработка мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в музыкальную деятельность позволяет сделать процесс обучения интересным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
· Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Так, в разделе «Слушание музыки» используются компьютерные презентации, которые можно создать самой, или найти в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.
· Презентации незаменимы при знакомстве с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
· С применением красочных озвученных презентаций, проводятся музыкально-дидактические игры, такие, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. Это:
· Мультипликационный материал «Играем в оркестре» .
· Дидактическая игра «Чей домик» (на различение звуковысотности) .
· Логоритмическая разминка «Пальчики-ладошки» .
Современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
· Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, нужно учить дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.
Упражнение «Ладошки» (по )
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы
ладошки все сжимаем, носом правильно
вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно
выдыхаем.
(На счет «раз» - хватательные
движения ладошками (сжимаем их в кулачки),
одновременно с движением шумно вдыхаем
носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки
разжимаются – выдох)
Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит
и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует
вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог
кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги
осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя
имя ребенка, он аккуратно сдувает листок.
Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя
следующего ребенка
Логоритмика
Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
· Артикуляционная гимнастика.
При помощи специальных упражнений можно
справиться с правильной артикуляцией
- Она способствует тренировке движений,
необходимых для правильного произношения
звуков, слогов, целых слов. Для этого отбираются
нужные упражнения и соблюдается определенная
последовательность: от простых упражнений
к более сложным. Регулярное использование
артикуляционных упражнений улучшает
качество речи и, соответственно, качество
пения.
· Речевые игры – тоже одна из форм творческой игровой технологии. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается, а поддержка текста движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Например:
«Здравствуйте», муз. и сл. М. Картушиной
Здравствуйте, телята! Дети: МУ-му-му!
Здравствуйте, козлята! Дети: Ме-ме-ме!
Здравствуйте, ягнята! Дети: Бе-бе-бе!
Здравствуйте, цыплята! Дети: Пи-пи-пи!
Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!
· Пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями
рук и произнесением слов. Исследователи,
изучающие механизмы речи, утверждают,
что речевые области мозга у детей частично
формируются под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев рук. Кроме того,
на ладонях людей находятся важные для
всего организма биологически активные
точки. В связи с этим особый интерес представляют
пальчиковые игры, которые позволяют
в игровой форме разминать, массировать
пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя
на все внутренние органы. На музыкальных
занятиях используются пальчиковые игры
Е. Железновой, О. Узоровой, которые проводятся
под музыку. Пальчиковые игры развивают
речь ребенка, двигательные качества,
повышают координационные способности
пальцев рук (подготовка к письму, рисованию),
соединяют пальцевую пластику с выразительным
мелодическим и речевым интонированием,
формируют образно-ассоциативное мышление.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко
/делают пальцами обеих рук «окошко»
По
дорожке ходит кошка / «бегают» указательным
и средним пальцами
/правой
руки по левой руке.
С такими усами /показывают
«длинные усы»
С такими глазами /показывают
«большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас
гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой
Пальчиковая игра
«Улитка»
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы!
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка.
Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Пальчиковая игра «Баба Фрося»
У бабы Фроси Пяток внучат. Все каши просят. Все криком кричат.
Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: "А-а-а!"
Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке.
По очереди сгибать пальцы правой
руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести
большой палец в сторону.
Игроритмические упражнения.
Это специальные упражнения
для согласования движений с музыкой,
которые используют музыкальных занятиях.
Игра и движение - важнейшие компоненты
жизнедеятельности детей. Подобные упражнения
способствуют развитию воображения, музыкально-творческих
способностей ребенка, формированию процесса
восприятия и включению в работу обоих
полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность,
улучшает физическое самочувствие, повышает
общительность детей. Через игроритмические
упражнения ребенок выражает свои чувства
и высвобождает накопленную энергию,
превращая её в акт творчества. Например:
«Весёлая гимнастика»
Нас не надо вам лечить Добрый доктор Айболит. Будем бегать и играть, будем силы набирать. |
Дети стоят врассыпную по залу. |
Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков. |
Поглаживают ладонями по животу |
К солнцу руки мы потянем, А потом к траве присядем. |
На носочках приподнимаются, протягивая ладони к солнышку |
Как орлы летим, парим, Во все стороны глядим. Где-же Африка - страна? Может, помощь там нужна? |
Бег по залу, расправив руки в стороны и покачивая ими. Голова чуть приподнята вверх. |
С обезьянкой мы поскачем, Как весёлый, звонкий мячик. Скок-поскок, Скок-поскок, Не цепляйся за сучок. |
Поскоки по залу, размахивая руками. |
Дружно к бедным страусятам Потраве пройдут ребята Ноги будут поднимать, По густой траве шагать. |
Ходьба мягкая, «крадущаяся», переступание с носки на пятку. |
Всем мы помощь оказали, Сами сильными мы стали. Вместе в хоровод вставайте, Дружно песню запевайте. |
Круговые движения руками, Сгибание и разгибание рук в локтях Выпрямиться. Руки в стороны-приглашение. |
Воспроизведение ритмов на слух. «Небылицы в ритмах»
Африканский бегемот Переходит реку вброд, Сколько слышишь ты шагов? Ну-ка, ритмы приготовь! |
Четверти Восьмые |
Ну, а это зайка скачет по лужайке Исключительно для нас Он подпрыгнет много раз |
|
Сколько раз ударю в бубен Столько раз дрова нарубим |
|
А теперь мы дружно топнем И в ладоши вместе хлопнем |
|
Применение музыкально-игровых технологий в музыкально-оздоровительной работе в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью
формирования полноценной личности ребенка.
Это вывод:
Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 12.03.2024
Дата публикации: 12.03.2024