16.10.2021
МАДОУ № 3«Детский сад КОЛОБОК» г.Улан-Удэ
Проект
«Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук
Подготовила воспитатель Кузнецова С.Л
2020 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теория
Практика
Заключение
Список
литературы
Приложения
Пояснительная записка
Проект
«Ловкие пальчики»
предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
В
соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному
воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает
личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и
поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих
способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим
познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение
трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам,
способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться
серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений
окружающего мира
Восприятие
мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ иное!
Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов,
находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при
необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях,
особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда
узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т.д.Основные задачи
формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития речи,
движений, игровых умений.
Предложенный
материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи,
приемы взаимодействия с детьми.
Проект «Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук)
«Истоки
способностей и дарований
детей – на
кончиках их пальцев.
Чем больше
уверенности в движениях
детской
руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием
труда, сложнее движения,
ярче
творческая стихия детского разума.
А чем больше
мастерства в детской руке, тем
ребенок умнее…»
В.А.
Сухомлинский
Актуальность
Уже давно ни
для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений
пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей
восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты
мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые
отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов,
посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому
очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику,
но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ОВЗ,
здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с
развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный
запас малыша.
Мелкая
моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень
хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям
интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал
развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно и
главное, необходимо развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность
детей с ОВЗ, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов
обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего
покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые
прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к обучению.
Актуальность
работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и
возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и
младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами,
игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы
познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения
информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках
детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче
огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие
ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!
Итак,
формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение
мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой
моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная
деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения
Паспорт
проекта
Наименование
проекта :
«Ловкие
пальчики»
Тип:
Практико-ориентированный,
долгосрочный, открытый, групповой.
Количество
участников: 7
воспитанников и их родители
Форма представления: слайдовая презентация
Цель и
задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук
детей с ОВЗ, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Подобрать для развития мелкой
моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные
игры, подготовить дидактический материал.
- Развить речь, мышление,
ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Познакомить детей с
нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Развитие умения производить
точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности
координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитывать чувства симпатии к
сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
- Обогащать детей разнообразными
сенсорными впечатлениям.
- Познакомить родителей с
работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении,
привлечь их к совместной деятельности.
- Привлечь к изготовлению единой,
совместной поделки
Исполнители
проекта :
Дети,
Воспитатель, Родители
Сроки: Проект рассчитан на 1 месяц (ОКТЯБРЬ)
и включает следующие этапы
Этапы
реализации:
I
Подготовительный этап:
- изучение научно-методической
литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой,
Б.И. Пинского , Л.В. Антаковой- Фоминой о связи интеллектуального развития
и моторики пальцев рук;
- Подбор наглядно –
информационного и консультативного материала для родителей.
- Диагностический этап:
Диагностика
воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей
руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности
мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для
педагогов и родителей)
Результаты
диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем
развития мелкой моторики рук воспитанников с ОВЗ нет, 10% имели средний
уровень, и 90%низкий.
3 Реализация
проекта
(изготовление дидактических пособий, нетрадиционного материала, проведение
индивид. игр и упражнений, подбор и оформление наглядно – информационного и
консультативного материала для родителей) .
Данный этап
содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
дошкольного возраста:
- Работа с детьми по всем
образовательным областям:
- в процессе НОД (продуктивной
деятельности);
- индивидуальной работе;
- самообслуживание;
- использование нетрадиционных
приемов
- Совместная деятельность с
родителями.
- Заключительный этап: Анализ результатов проделанной
работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой
моторики на конец проекта.
Организация
работы по проекту:
Перечень
основных мероприятий
№ |
Образовательная
область |
Мероприятие |
1 |
Познавательное
развитие |
-Экспериментальная
деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи,
фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) . -Д/и
«Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. |
2 |
Социально
– коммуникативное развитие |
-
заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры «Пять
веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. -коллективное
творчество, приобщение
к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. |
3 |
Художественное
творчество |
-выполнение
продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. |
4 |
Предметно
– развивающая среда |
-
пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой
бассейн, мозаика) |
5 |
Здоровье |
-укрепление
здоровья детей при помощи нетрадиционных техник. |
6 |
Совместная
деятельность с родителями |
-Наглядно
– информационный и консультативный материал для родителей. -Выполнение
общей творческой работы. -Участие в
закреплении разучиваемых игр с детьми дома . |
Предполагаемые
результаты реализации проекта:
Развитие
мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников улучшится.
Узнают о
приемами работы с разными инструментами.
Овладение
нормами этики поведения.
Основные
принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка
с ОВЗ осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей форме:
игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной
деятельности.
- Принцип гуманности предполагает индивидуально-
ориентированный подход и всестороннее развитие личности любого ребенка.
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики
осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции - необходимость взаимодействия
всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности - решение задач в системе всего
учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МАДОУ
и семьи.
- Принцип преемственности - организация и поддержание
связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
Результативность:
- Дети ознакомлены с
нетрадиционными методами изобразительной деятельности
- Ярче и интереснее стала жизнь в
группе.
- Улучшились партнёрские
отношения педагогов с детьми и их родителями.
- Укрепилось сотрудничество
педагогов и родителей.
- Разучены с детьми пальчиковые
игры
- Занятия способствовали развитию
таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь;
совершенствовалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие
качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца
Вывод:
Использованная
система дала положительный результат и объединила в работе в общей работе
педагогов, воспитанников и их родителей
Заключение:
Развитие
кисти руки и координации движений пальцев рук воспитанников с ОВЗ – задача
комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка, и она является
одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном
возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у
большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо
развивать
Учитывая тот
факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи,
целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их
в работе с детьми.
Таким образом,
чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные
приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук
Выдающийся
педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать
работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить
движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок,
берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к
собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка
самое яркое и сильное».
Поэтому
необходимо предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого
процесса, от того что он что-то сделал сам, пусть и с помощью рук своего
родителя.
В результате
проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и
планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
с ОВЗ во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных
способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое
главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
В дальнейшем
будем продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать
развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут
формировать интерес к различным видам деятельности.
Методическое
обеспечение:
О. А.
Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования Детство-Пресс
Пальчиковые
шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
1.Белая, А.
Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]:
пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО
Издательство АСТ, 2000. -48с.
3.Крупенчук,
О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей
и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
4.Крупенчук,
О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.:
Издательский Дом Литера, 2008.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2021
Дата обновления: 16.10.2021
Дата публикации: 16.10.2021