05.05.2020
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский
сад №15 «Радуга»
г.
Улан-Удэ
ПРИНЯТО: Педагогическим
советом Протокол
№1 от 28 августа 2018г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с №15 «Радуга» ______________А.Н.Базарова. Приказ № 1 от 1.09. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Вторая
младшая группа
Группа№1, корпус№2
Воспитатель: Андреева Л.В
2018г
1.Содержание
Пояснительная
записка
Введение …………………………………………………………………………..3
1.1.Цели и задачи реализации рабочей
программы…………………………….3
1.2.Значимые характеристики
дошкольного образовательного учреждения...4
1.3.Национально-культурные особенности…………………………………….4
1.4.Климатические особенности………………………………………………...4
1.5.Возрастные индивидуальные
особенности контингента детей 3-4 года …6
1.6. Характеристика
пространственной среды во второй младшей группы….8
1.7.Планируемые
результаты освоения Программы………………………….17
2.Содержание
программы
2.1. Описание образовательной деятельности……………………………….26
2.2.
Режим дня (холодный период, теплый период)…………………………46
3.
Условия реализации рабочей программы.
3.1. Методическое обеспечение
программы «Тропинки»……………………49
Пояснительная записка
Введение
Данная
рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного
образования (далее - Программа) разработана и утверждена в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении детском саду №15 «Радуга» г.Улан-Удэ (далее – МБДОУ д/с №15) с учетом проекта примерной
основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / Под
редакцией В.Т. Кудрявцева.
Рабочая программа рассчитана 2018-2019 учебный год.
Данная
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании
в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №
30384)
- Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в
Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №
662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Министерства образования и
науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устав МБДОУ «Радуга» детского сада
№15
1.1. Цели и задачи рабочей программы 2 младшей группы
«Солнышко»
Цель программы состоит:
- в создании
условий для общего психического развития детей
3-7 лет средствами развития творческих
способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
-
первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы
личностного роста ребенка в
образовательных и вне образовательных сферах его жизни (настоящей и будущей),
своеобразной областью пересечения, которых призвано стать развивающее
пространство дошкольного учреждения.
Поставленной
целью диктуются следующие задачи программы:
-
инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого
освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской,
художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
- развитие
творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных
способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии др.),
креативности, как ведущего свойства его личности;
- развитие у детей
способности и стремления к инициативному и
самостоятельному действию, приобретающему все более
произвольный характер, специфической познавательной мотивации и
интеллектуальных эмоций;
- создание
условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений
с другими людьми и самоотношения;
- расширение
«зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы
совместной деятельности с взрослым и друг с другом;
-
формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному
физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как
развивающе-образовательной;
- развитие у ребенка начал будущего
умения учиться.
Формирование творческого воображения –
приоритет развивающей работы с детьми.
1.2. Значимые
характеристики дошкольного образовательного учреждения.
МБДОУ
функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 10.5- часовым пребыванием
для детей групп общеразвивающей
направленности с 7.30 до 18.00 часов.
Реализация
Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ в
процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
Характер
взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий, гуманистический.
1.3. Национально - культурные особенности.
Этнический
состав воспитанников – русские и буряты Обучение и воспитание в МАДОУ
осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в
условиях города. Реализация данного компонента осуществляется через знакомство
с национально-культурными особенностями Республики Бурятия, г.Улан-Удэ. Знакомясь
с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя,
живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных
условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы,
проекты.
1.4. Климатические особенности.
При
организации образовательного процесса учитываются климатические особенности
региона Бурятии, время начала и окончания тех или иных сезонных явлений
(листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и
фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются:
холодная зима и сухое жаркое лето. В холодное время года пребывание детей на
открытом воздухе уменьшается. В теплое время года - жизнедеятельность детей,
преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических
особенностей региона, график образовательного процесса и режим дня составляется
в соответствии с выделением двух периодов: холодный период (сентябрь-май);
теплый период (июнь-август).
1.5. Возрастные индивидуальные особенности контингента детей 3-4 года
Именно в
этом возрасте дети чаще всего начинают посещать организации дошкольного уровня
образования, в том случае, если до трех лет родители осуществляли исключительно
домашнее воспитание, либо совмещали его с посещением кружков, секций, студий.
Начало посещения дошкольной образовательной организации зачастую является
первым выходом для ребёнка в большой мир, в непривычные и не очень знакомые ему
условия, где необходимо оставаться на довольно длительное время. В младшем
дошкольном возрасте дети продолжают осваивать предметы человеческой культуры и
начинают познавать устройство окружающего мира. Проявляется детская
любознательность, ближе к четырём годам появляются первые детские «почему?». Продолжает
активно развиваться речь. Возникает тяга к словотворчеству, игре со словами,
благодаря чему дети овладевают родным языком. Внимание у детей младшего
дошкольного возраста неустойчиво, они сосредотачиваются на короткий промежуток
времени (5-15 минут), сложно переключаются. Малыши не могут быстро
отреагировать на указания взрослых и переключиться на другое задание или
деятельность, поэтому взрослым нужно несколько раз предупреждать детей о
необходимости смены деятельности, например предстоящих сборах на прогулку или
убирании игрушек, подготовке к приему пищи. Запоминание материала детьми носит
непроизвольный характер и происходит в разных видах детской деятельности, при
эмоциональной включенности в ситуацию или многократном повторении. В этот
период помимо наглядно-действенного мышления развивается наглядно- образное 6
мышление и ребёнку становится доступным решение задач не только в процессе
практических действий с предметами, но и в уме, с опорой на образные
представления. Дети начинают овладевать нормами и правилами поведения в
общественных местах. В этом возрасте дети активно овладевают навыками
самообслуживания: учатся самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет и
т.д. В изобразительной деятельности дети младшего дошкольного возраста начинают
создавать предметные рисунки. Дети называют, что они нарисовали или, что хотят
нарисовать, при этом могут изменять свой замысел, в зависимости от полученного
результата. Выразительность образа создаётся цветовыми пятнами, мазками,
разнообразными линиями. Изображение носит схематичный характер. У детей
складывается определённый набор образов, позволяющих передать представление о
предметах и явлениях окружающего мира, например круг с отходящими линиями - это
солнце, линия - дорожка и т.д. Человек изображается в виде «головонога» - круг
с отходящими линиями рук и ног. Чем богаче опыт ребёнка в познании окружающего
мира, тем более разнообразными будут его рисунки. Занимаясь аппликацией, дети
приклеивают готовые формы или создают форму по обозначенному взрослым контуру:
например «посыпают» бумагой или природными материалами на обозначенный клеем
контур предмета. Из-за недостаточного развития тонкой моторики дети не могут
самостоятельно пользоваться ножницами. В конструировании из строительного
материала дети младшего дошкольного возраста способны выделить основные части
предмета, их форму и величину, подобрать детали для несложной постройки и
соотнести их между собой. В возрасте 3-4 лет в общении со сверстниками дети
ожидают от них, помимо доброжелательного внимания, удовлетворения потребности в
сотрудничестве. Можно наблюдать первые эпизоды совместных игр. Общение с
взрослым приобретает внеситуативный характер, то есть содержанием общения может
стать не представленная в данный момент ситуация, например, ребёнка интересует,
где живут зайцы или что любит есть медведь. Сотрудничество с взрослым вплетено
в познавательную деятельность, возникает так называемое теоретическое
сотрудничество. Самостоятельное понимание устройства мира не доступно
дошкольнику, и одним из возможных способов его познания становится общение с
взрослым. Освоение интересного мира взрослых происходит в игре, в процессе
моделирования социальных отношений. Становление сюжетно-ролевой игры - ведущей
деятельности дошкольного возраста происходит постепенно и зависит от
социального и игрового опыта детей, воспитания, социальных условий жизни,
развития воображения, мышления, речи, общения. Сначала возникают цепочки
игровых действий, которые могут объединяться с другими цепочками, затем
развивается сюжет. Дети развивают сюжет, в зависимости от имеющегося материала,
а затем к сюжету подбирает необходимые материалы и игрушки. Так как, дети ещё
не приобрели достаточных навыков в разрешении конфликтных ситуаций, и
претендуют на одни и те же игрушки и предметы в силу высокой степени
подражательности и низкой произвольности поведения, то возникающие
недоразумения разрешают, как правило, силовыми способами, т.е. отбирают
понравившуюся игрушку или предмет, толкают, ударяют и т.д. При этом еще не
могут увидеть ситуацию со стороны в силу своей эгоцентрической позиции и
считают себя правыми в любом конфликте. Конфликты, в силу не развитой ещё
произвольности, зачастую протекают с высоким эмоциональным накалом. У детей
этого возраста не достаточно способов урегулирования конфликтов, организации
совместной деятельности. Дети постепенно выходят за пределы семейного круга.
Развитие образа себя происходит в общении с взрослыми, прежде всего, близкими и
педагогами дошкольной организации и сверстниками. Общее положительное, не дифференцированное
самоощущение к концу младшего дошкольного возраста постепенно начинает
расшатываться и ребенок понимает, что он не всегда поступает правильно. Для
детей дошкольного возраста присущи завышенное представление о своих
возможностях (я всё могу) и позитивная самооценка. В тех случаях, когда ребёнок
не находит необходимого отклика окружающих, у него складывается заниженная
самооценка, которая определяет малую инициативу и самостоятельность при
исследовании нового, плохую социальную адаптацию, робость, застенчивость в
контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
1.6. Характеристика пространственной
среды во второй младшей группы.
ФГОС ДО
определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть
образовательной среды, представленную специально организованным пространством
(помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для
развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию
примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения
ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1. Выбор
средств обучения и воспитания должен осуществляться в соответствии с
возрастными потребностями и интересами воспитанников, основными направлениями
их развития и спецификой дошкольного образования.
2. Также
должна учитываться возможность полифункционального использования оборудования,
игрушек и материалов в соответствии с образовательными задачами и игровым
сюжетом, соответствие педагогико-эргономическим требованиям к образовательным
средствам и игрушкам.
3. Количество
оборудования, игрушек и образовательных материалов в развивающей
предметно-пространственной среде дошкольной организации должно быть
представлено в оптимальном количестве и исходить из его необходимого минимума.
При наличии возможностей оно может изменяться как в сторону увеличения, так и
уменьшения. Однако все области развития и виды игр и материалов для свободных
игр должны присутствовать в дошкольной образовательной организации.
Количество
оборудования, игрушек и образовательных материалов в группах дошкольной
образовательной организации представлено с таким расчётом:
- дидактические игры и образовательные материалы – 1–2 ед.
на группу;
- игрушки – 4–6 ед. на группу (1 ед. – на 4–5 чел.);
- средства для двигательной активности – 1–2 ед. на группу и
по 1 ед. для каждого ребенка в подгруппе во время занятий физкультурой.
Групповое помещение условно
подразделяется на три зоны:
- Зона умеренной активности: «Центр
познавательно-исследовательской деятельности», «Центр развивающих игр», «Центр
краеведения».
- Зона средней активности: «Центр
конструирования», «Центр изобразительного творчества»; «Центр безопасности и
Дорожной Азбуки»».
- Зона
повышенной активности: «Центр музыки и театрализованной деятельности», «Центр
сюжетно-ролевой игры», «Центр трудовой деятельности», «Центр физического
развития».
Варианты дидактического материала и оборудования и
сюжетно-образных игрушек для свободных (сюжетно-ролевых) игр девочек и
мальчиков в помещении и на улице
Оборудование, игрушки |
Вид и количество |
Для игр в помещении |
|
Куклы (младенцы, девочки,
мальчики, этнические, моделирующие профессии, герои книг и мультфильмов и
т.п.) |
Куклы крупные в одежде (50-55 см).
Куклы средние (30-50 см). Куклы младенец среднего размера.
Кукла голышек. Мягкие антропоморфные куклы.
Фигурки человечков, объёмные, мелкие. Фигурки, моделирующие профессии.
Этнические куклы. Фигурки сказочных персонажей.
Фигурки героев мультфильмов. Набор солдатиков |
Игрушки – образы животных, птиц, рыб и насекомых |
Мягкие антропоморфные звери. Фигурки, животных, птиц, насекомых объёмные. Фигурки, животных,
птиц, насекомых плоскостные |
Одежда и аксессуары
для кукол |
|
Кроватки и люльки для кукол |
|
Коляски для кукол |
Люльки. Прогулочные |
Дома и мебель для кукол |
|
Транспортные игрушки |
Грузовик среднего размера. Автомобили разного размера и разного назначения. Корабли и
лодки разного размера. Самолёты, вертолёты разного размера. Ракеты-трансформеры. Набор «Военная техника». Набор «Самолёты» (мелкие). Набор «Корабли» (мелкие). Ракета-робот (трасформер). Подъёмный кран. Сборно-разборные модели: самолёт, вертолёт, ракета,
корабль и др. Автомобили мелкие (гоночные, легковые, грузовички и т.п.) |
Тематические игрушки и игровые наборы |
Для уборки. Для стирки и глажения. Магазин. Наборы различных видов посуды. Наборы овощей, фруктов, продуктов, выпечки.Кухня. Больница. Мастерская. Парикмахерская. История, культура и развлечения. Железная дорога. Парковка. Пожарная станция. Ферма. Гараж |
Игровые домики в рост ребёнка |
Ширма-домик. Теремок. Домики из дерева. Домики из пластмассы |
Игровые горки |
Простые скаты. Домики-горки |
Детские автомобили (машины-каталки) |
Тематические автомобили-каталки. Велосипеды трехколёсные. Автомобили с педалями пластиковые |
Конструкторы и строительные наборы |
А. Универсальные конструкторы
(объёмные, плоскостные, магнитные): - конструкторы блочные - конструкторы сотовые - наборы пластмассовых кубиков - наборы строительных
геометрических тел - конструкторы деревянные - конструкторы напольные - магнитные конструкторы Б. Модельные конструкторы: - конструкторы модельные
тематические - модельные бумажные конструкторы
без использования клея - конструкторы из мягкого полимера
с деревянными элементами. В. Тематические конструкторы: - деревянные тематические
конструкторы: «Зоопарк», «Африка», «Транспорт» и др. - пластиковые тематические
конструкторы и т.п. |
Для игр на улице |
|
Инструменты |
Лопаты для песка Лопаты для снега Совки. Грабельки. Лейки. Тачки детские. Водяные мельницы и т.п. |
Ёмкости |
Формочки. Ведёрки различных форм и размеров. Сита. Ковшики и т.п. |
Игрушки |
Кораблики. Лодочки. Игрушки для воды не тонущие. Аквапредметы из мягкого
полимера и т.п. |
Центры |
Оборудование |
Зона умеренной активности |
|
Центр
познавательно-исследовательской деятельности |
Рамки-вкладыши. Планшеты с вкладышами (тематические). Логические фигуры с набором
вкладышей. Доска-рамка с разрезанными
вкладышами (не более трёх частей). Игровые наборы для экспериментирования с
различными поверхностями. Доски для ощупывания. Шероховатые таблички. Ящик с образцами тканей. Весовые таблички. Тепловые таблички. Сенсорные дорожки. Календарь природы. Фенологический
календарь. Лото «Времена года». Настольно-печатные игры: «Лето.
Времена года», «Зима. Времена года», «Весна. Времена года», «Осень. Времена
года», «Природа». Демонстрационный материал по различным природным явлениям.
Комплекты таблиц по временам года. Комплекты дидактических пособий: «Времена
года», «Родная природа» и т.п. Набор фигурок и их детёнышей
(также с магнитами). Игровые наборы «Кто, где живёт?». Комплект таблиц «Лес», «Луг»,
«Озеро», «Горы», «Овраги», «Поле». Комплекты таблиц «Животный и растительный
мир». Комплекты дидактических пособий:
«Домашние животные», «Дикие животные», «Животные мира», «Растения» и т.п. Домино с изображением различных
представителей животного и растительного мира. Лото: «Животный и растительный
мир», «Биологическое лото», «Зоологическое лото», «Дикие животные». Настольно-печатные игры: «Дары
природы», «Деревья и плоды», «Рыбы». «Птицы», «Сад и огород», «Кто где
живёт», «Малыши», и т.п. |
Центр развивающих игр |
Различные стаканчики (деревянные,
пластмассовые) от 3 до 12 шт. в 1 с закрывающейся крышкой. Геометрические
фигуры разных размеров и форм на основе. Различные сказочные, природные
фигурки разного цвета и размера на основе Игры-шнуровки/застежки Деревянные пуговицы (4-6
отверстий). Шнуровка с парными деталями на
цветном шнурке. Мозаика с сотовым полем. Мозаика
настольная. Мозаика напольная. Геометрические цветные наборы. Комплект таблиц «Цвет и форма»,
«Цвета и краски» и т.п. Лото геометрическое. Домино геометрическое. Набор объёмных геометрических
фигур. Игровые наборы «Волшебный мешочек»,
«Геометрия». Набор цветных кубиков разных
размеров. Цветные таблички. Цветные цилиндры. Геометрический комод. Игровые наборы Фрёбеля «Серия
"Архитектура"». Настольно-печатные игры:
«Калейдоскоп», «Палитра», «Сочетание цветов», «Цвет и форма», «Цвета и
краски» и т.п. |
Центр краеведения |
Матрёшки разных типов. Карта мира.
Карта России. Карта региона. Детский глобус. Детский атлас. Географическое лото. Настольно-печатные игры: «Детская
география», «Океаны и материки», «Страны и континенты» и т.п. |
Зона средней активности |
|
Центр конструирования |
Различные типы геометрических
фигур с деталями разного размера и форм. Пирамидки с широким стержнем и
большим диаметром кольца (3-5 колец), отличающихся по размеру. Пирамидки с меньшим по диаметру
стержнем с большим колец.
Пирамидка-головоломка (верхнее и нижнее колечки маленькие, центральное
– самое большое). Пирамидки с парными по цвету
колечками. Пирамидки одноцветные. Пирамидки конусные. Стержни для нанизывания различных
геометрических фигур. Геометрические сортеры для нанизывания деталей разной
формы на 1, 2, 3, 4 стержня. |
Центр изобразительного творчества |
Материалы для рисования. Материалы для лепки. Материалы для аппликации и
художественного труда. Трафареты и т.п. Игрушки и предметы народных промыслов
(Гжель, Дымково, Городец, Жостово, каргопольская игрушка, мезенская роспись,
филимоновская игрушка, хохлома). Набор «Керамика». Набор «Овощи». Набор «Фрукты». Печатная продукция
– демонстрационные пособия: - «Народное творчество» (в двух
частях); - «Гжель»; - «Городец»; - «Дымковская игрушка»; - «Жостовская роспись»; - «Коргапольская игрушка»; - «Мезенская роспись»; - «Филимоновская игрушка»; - «Хохлома» и т.п. Игровые наборы Фрёбеля «Серия
"Красота вокруг нас"». Настольно-печатные игры по народным
промыслам. Набор «Предметы быта» и т.п. |
Центр безопасности и Дорожной
Азбуки |
Настольно-печатные игры:
«Викторина по правилам дорожного движения», «Правила дорожного движения»,
«Законы улиц и дорог», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки» и т.п. Дидактические пособия по правилам
дорожного движения для детей дошкольного возраста. Комплекты таблиц,
например: «Будь внимателен и осторожен», «Будь осторожен с незнакомыми
людьми», «Правила противопожарной безопасности» и т.п. Настольно-печатные игры, например:
«Азбука безопасности» и т.п. Лото осторожностей. Детский игровой комплект «Азбука
пожарной безопасности». Детский игровой комплект «Азбука
дорожного движения». |
Зона повышенной активности |
|
Центр музыки и театрализованной
деятельности |
Игровые наборы для
экспериментирования со звуками. Шумовые коробочки. Шумовые музыкальные инструменты. Звучащие игрушки. Звуковое лото. Пальчиковый театр
по сказкам (деревянный). Пальчиковый театр по сказкам (вязанный). Пальчиковый театр по сказкам
(тканевый). Перчаточные (бибабо) куклы
(основные персонажи сказок). Набор резиновых фигурок для настольного театра.
Шагающий театр. Ростовые куклы. Куклы-марионетки. Шапочки-маски для театрализованных
представлений. Комплект театральных костюмов для взрослых и детей. Книги для
чтения взрослыми детям, книжки-малышки и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам
русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», «Волк и семеро
козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,
«Крошечка-хаврошечка» и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам сказок
зарубежных авторов: Братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перо «Кот в
сапогах», Х.-К. Андерсен «Дюймовочка» и т.д. Рамки-вкладыши по мотивам
сказок А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого,
С.Я. Маршака, К.И. Чуковский, Е. Пермяка и т.д. |
Центр сюжетно-ролевой игры |
Настольно-печатные игры: «Я –
водитель», «Я – доктор», «Я – спасатель», «Кем быть?», «Магазин», «Профессии».
Дидактические наборы по различным профессиям. |
Центр трудовой деятельности |
Лопаты для песка Лопаты для снега Совки. Грабельки. Лейки. Тачки детские. Водяные мельницы и т.п. Для уборки. Для стирки и глажения. |
Центр физического развития |
Большие напольные
пирамиды-качалки. Дорожки со следами (пятки и
ручки) Коврики массажные с различными
элементами в том числе и природными. Конусы. Различные виды балансиров. Тренажёр «Ребристая дорожка». Тканевая тактильная дорожка. Шнур короткий (длина от 75
см.)Игровой набор «Детский кегельбан». Игровой набор «Кольцеброс». Игровой набор «поймай мяч». Игровой набор «Серсо». Кегли. Мешочки с малым (150 гр.) и большим грузом (500 гр.). Мячи
для игры в футбол. Мячи для игры в баскетбол. Мячи резиновые большие (диаметром
20 см). Мячи-массажёры различных размеров.
Набор для игры в хоккей. Насос для накачивания мячей с
иглой Обруч большой (диаметром 100 см). Ракетки с воланом. Гантели
детские. Игровые наборы для спортивных игр
в помещении. Коврики с разметкой для игры в
классики. Кольцо малое (диаметром 13 см). Ленты короткие (60 см.) и длинные
(100 см). Лыжи детские в комплекте. Мячи резиновые (диаметром 10 см и
15 см). Мячи-фитболы с гладкой и массажной
поверхностью. Обручи гимнастические (диаметр 60
см). Палки гимнастические. Платки шифоновые (30х30). Разметочное оборудование: конусы,
флажки, указатели, шнуры. Резинки гимнастические. Санки. Скамейка гимнастическая. Стенка гимнастическая. Сухой бассейн с разноцветными
шариками Ракетки с мячиком. |
1.7.
Планируемые результаты освоения
Программы.
Планируемые
результаты освоения Программы сопоставимы с целями и задачами Программы.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка
представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных
возрастных этапах дошкольного детства, а так же возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в
младенческом и раннем возрасте ФГОС ДО:
ребенок интересуется окружающими предметами и
активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
использует специфические, культурно
фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении;
владеет активной речью, включённой в общение;
может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению с взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за
их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
Планируемые результаты освоения
Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий
развития) детей.
Планируемые результаты реализации Программы на этапе раннего возраста
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами, активно
действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
– эмоционально вовлечен в действия с игрушками
и другими предметами;
–
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
– стремится к общению и воспринимает смыслы в
различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и
действиях, умеет действовать согласованно; – владеет активной и пассивной
речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает
названия окружающих предметов и игрушек;
–
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
– в
короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые
замещения;
– проявляет самостоятельность в бытовых и
игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
– любит
слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под
музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную
деятельность, конструирование и др.);
– с
удовольствием двигается
– ходит, бегает в разных направлениях,
стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание
и пр.).
Социально-коммуникативное развитие
3-4 года
Проявляет интерес к сверстникам и взрослым,
умеет налаживать с ними контакт, пользуясь
речью.
Объединяется со сверстниками в группу из
двух–трёх человек для игр, выбирает роль в сюжетно-ролевой игре,
взаимодействует со сверстниками в процессе игры.
Адекватно реагирует на замечания и просьбы
взрослого, на эмоции других людей.
Называет воспитателя по имени и отчеству.
В основном соблюдает элементарные правила
поведения в дошкольной образовательной организации.
При помощи взрослых соблюдает элементарные
правила бережного отношения к природе и животным.
На улице при содействии взрослого может
показать элементарные знания правил дорожного движения.
Называет свое имя и возраст. В случае
опасности просит о помощи взрослого.
Знает:
– о
простейших правилах поведения во время еды;
–
предметах личной гигиены (зубная щётка, полотенце, носовой платок, расчёска);
–
необходимости соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке
детского сада, убирать после игрушки и строительный материал.
- некоторых профессиях, с которыми
сталкивается в быту (воспитатель, доктор, продавец);
- состав семьи;
- виды транспорта, на которых ездит ребёнок, и
который функционирует в данном населенном пункте.
Имеет
представления:
– о
назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;
– о некоторых профессиях (воспитатель, врач,
продавец, полицейский, шофёр, строитель, водитель, парикмахер) и результатах их
трудовой деятельности;
– об основных правилах гигиены в режиме дня;
– о себе,
составе семьи;
– об
элементарных правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в
гостях, в поликлинике, на транспорте);
Может:
– аккуратно есть;
– самостоятельно одеваться и раздеваться в
определённой последовательности, пользоваться носовым платком, обращаться за
необходимой помощью к взрослым;
– замечать
непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
–
выполнять элементарные поручения взрослых (убрать игрушки и строительный
материал; разложить материалы к занятиям; помочь накрыть стол к обеду);
– назвать несколько профессий, с которыми
сталкивался в быту;
– поддерживать
порядок в игровом уголке.
Познавательное
развитие
Содержание
программы направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности
(компетентностей):
3-4 года
Знает:
– свои имя и фамилию, имена людей ближайшего
окружения;
– части тела и лица (количество и название);
– цвета спектра;
– названия детёнышей домашних (корова, коза,
лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц);
– названия
двух деревьев и двух травянистых растений данной местности;
– основные детали одежды, мебели, посуды.
Имеет представления:
– обо всех временах года и их
характерных особенностях;
– об основных домашних животных, диких зверях
и птицах;
– о назначении и уходе за одеждой,
мебелью и посудой;
– о частях суток и действиях детей и
взрослых в разное время суток;
– о том, что фиолетовый, оранжевый и зелёный
цвета получаются в результате смешивания
двух цветов.
Может:
– различать и называть предметы
ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали,
действия предметов;
– различать основные цвета;
– различать эмоции человека;
– различать зверей и птиц;
– различать по вкусу, цвету, форме и
величине овощи и фрукты, наиболее распространённые в данной местности;
– пользоваться обобщёнными словами;
– пользоваться простейшими
символами.
Узнаёт основные простейшие геометрические
фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и знает основные цвета.
Выделяет один, два и три предмета;
соотносит числа 1, 2, 3 с соответствующим количеством пальцев.
Группирует фигуры по одному
признаку: по цвету, по форме, по величине.
Находит лишний предмет, отличающийся только
одним признаком от данных.
Составляет из двух–трёх частей
простые фигуры.
Проявляет элементы творческого
мышления: называет, на что похожа фигура, как можно поиграть предметом,
составляет из фигур и палочек простые картинки.
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Содержание программы направлено на
развитие коммуникативной деятельности (компетентностей):
3-4 года
Называет слова, обозначающие предметы и
отвечающие на вопросы: «кто это?», «что это?». Называет слова, обозначающие
признаки и качества предмета и отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?».
Называет действия (глаголы),
связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает?», «что
можно с ним делать?».
Употребляет обобщающие слова
(одежда, игрушки).
Понимает противоположные значения
слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).
Образовывает наименование животных и
их детёнышей в единственном и множественном числе, используя
уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Согласовывает имена существительные
и имена прилагательные в роде и числе.
Составляет простые и сложные
предложения по картинкам совместно со взрослым.
Произносит звуки родного языка, чётко
артикулирует их в звукосочетаниях и словах.
Отчётливо произносит фразы,
используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп
речи.
Отвечает на вопросы по содержанию
картины и составляет короткий рассказ совместно со взрослым.
Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки.
Составляет рассказы из своего личного опыта.
Пользуется словами, обозначающими
речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»).
Художественно-эстетическое развитие
Содержание программы направлено на
развитие изобразительной деятельности, музыкальной деятельности и
конструирования (компетентностей):
3-4 года
Слушает сказки, рассказы, стихи.
Следит за развитием действий.
Повторяет запомнившиеся песенки, образные
выражения.
Проявляет устойчивый интерес к
декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет
способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для
обогащения восприятия.
Может отображать свои представления
и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании,
лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.
Создаёт узнаваемые образы конкретных
предметов и явлений окружающего мира; передаёт обобщённую форму и цвет
доступными художественными способами (конструктивным, пластическим,
комбинированным, модульным, каркасным и др.
Различает, правильно называет и
самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик,
кирпичик, пластина); целенаправленно создаёт, рассматривает и свободно
обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол,
домик и др.).
Прослушивает небольшие музыкальные
произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение (смену
настроений в различных частях).
Высказывает свои музыкальные
впечатления, передаёт возникшие при слушании музыки чувства. Различает
изображённые в музыке некоторые звуки окружающего мира.
Кратко характеризует свои
музыкальные ассоциации. С удовольствием двигается под музыку, выражая пластикой
настроение музыки.
Поёт выразительно простые песни в
удобном диапазоне, с аккомпанементом (под фонограмму, «караоке») или подпевая
взрослым.
Владеет элементарными приёмами игры
на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах, может
воспроизвести на шумовых музыкальных инструментах простейшие ритмические
рисунки.
Узнаёт несколько музыкальных произведений,
которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Содержание программы направлено на
развитие двигательной деятельности (компетентностей): 3-4 года
Умеет:
– ходить прямо, сохраняя заданное воспитателем
направление;
– бегать, сохраняя равновесие,
изменяя направление.
Может:
– ползать на четвереньках;
– лазать по лесенке-стремянке, гимнастической
стенке;
– катать мяч в заданном направлении с
расстояния 1,5 м;
– бросать мяч двумя руками от груди,
из-за головы;
– метать предметы правой и левой рукой на
расстояние не менее 5 м.
Замечает непорядок в одежде,
устраняет его при помощи взрослых.
Владеет простейшими навыками
поведения во время еды, умывания.
2. Содержание программы.
Содержание
раздела реализуется в образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
по средствам вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов в разных видах деятельности и
культурных практик, согласно комплексно тематического планирования.
В
структуру программы входят более
детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям
образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и
называем «тропинками»:
1) «Развитие
культуры общения»: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
2) «Развитие
культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в
окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
3) «Развитие
культуры речи»: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
4) «Развитие
художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной
литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного
искусства»;
5) «Развитие
культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения»,
«Тропинка к здоровью».
2.1.Описание
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы обеспечивает
полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывает пять образовательных областей -
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое
и физическое развитие детей
Образовательная область |
Задачи образовательной области |
Социально-коммуникативное развитие |
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка
с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками; - формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации; - формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие |
Развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных
действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой
активности; - формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве; - формирование представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира. |
Речевое развитие |
Владение речью как средством
общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; - формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое
развитие |
Развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического
отношения к окружающему миру; - формирование элементарных
представлений о видах искусства; - восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; - реализация самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.) |
Физическое развитие |
Приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег,
мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; - становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) |
Конкретное содержание деятельности по реализации указанных
образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Использование парциальных программ и методических пособий по реализации
задач образовательных областей
Реализация задач образовательных областей предусмотрена как в
обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Содержание образовательной деятельности по Обязательной части Программы
(образовательная программа «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева) в пяти
образовательных областях представлены в программно-методических разработках по
конкретным направлениям.
Каждое направление содержит подразделы – «тропинки», которые
обеспечивают реализацию целей и задач образовательных областей через различные
вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Содержание работы по возрастным группам
представлено в программно-методических пособиях УМК «Тропинки»
Образовательные области |
Направление развития |
Задачи |
Физическое развитие |
Тропинка в мир движения |
- развитие творчества в различных
сферах двигательной активности и на этой основе – формирование осмысленности
и произвольности движений, физических качеств, обогащение |
Тропинка к здоровью |
двигательного опыта. -создание условий для развития
здоровья детей на основе 13 здоровью формирования творческого воображения |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Тропинка в мир людей |
присвоение детьми норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками; - формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме,
природе. |
Тропинка в мир труда |
формирования навыков самообслуживания, формирование навыков элементарного бытового
труда в помещении и на улице (участке детского сада); формирование первичных представлений о
труде в природе; воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам; формирование первичных
представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
|
Познавательное развитие |
Тропинка в мир свойств и качеств
предметов |
- сенсорное развитие; -развитие
познавательно-исследовательской деятельности |
Тропинка в мир математики |
- Формирование элементарных
математических представлений |
|
Тропинка в окружающий мир |
- формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира; - формирование
познавательных действий и экологического сознания: осознание многообразия
окружающего мира, своей зависимости от происходящего в мире и зависимости
природы и всего живого от нас, развитие способности испытывать восхищение от
соприкосновения с природой и сопереживать всему живому; - развитие
любознательности и познавательной мотивации, интереса к окружающему ребёнка
миру и желание «открыть» его для себя; - развитие воображения и творческой
активности. |
|
Речевое развитие |
Тропинка в мир правильной речи |
- воспитание у детей звуковой
культуры речи, - обогащение, закрепление и активизация словаря; -формирование
грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого
высказывания; - воспитание интереса к художественному слову |
Тропинка к грамоте |
развивать артикуляционный аппарат;
- отрабатывать произношение звуков; - развивать интонационную выразительность
речи; - развивать фонематический слух детей; - знакомить с понятиями «слово»,
«звук»; - знакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные
звуки», «звонкий и глухой согласные звуки», учить их различать, знакомить со
знаковыми изображениями этих звуков (фишки красного, синего, зелёного цветов
и т.д.); - учить проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с его
звуковой моделью; - знакомить с правилами написания букв, обозначающих
гласные, после букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки; -
знакомить с понятием «ударение»; - знакомить с буквами алфавита, учить
плавному слоговому чтению и чтению целым словам; - учить писать печатными
буквами. |
|
Художественно-эстетическое
развитие |
Тропинка в мир художественно й
литературы |
формирование восприятия
литературного произведения; - развитие образной речи и
овладение литературным языком; - развития словесного творчества |
Тропинка в мир музыки |
-формирование у дошкольников
первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного
мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира,
от жизни людей; - освоение детьми доступных им средств и
способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения
художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также
воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовнонравственных
ценностей и идеалов; - развитие музыкальных
способностей детей, в том числе – музыкально-образных представлений и
воображения; музыкального слуха и певческого голоса, эмоциональной
отзывчивости на музыку; - формирование у детей основ музыкальной
культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов
самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального
искусства; - духовно-нравственное,
патриотическое, этнокультурное воспитание дошкольников на материале и
средствами музыкального искусства; - содействие социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию
дошкольников, их оздоровлению в процессе музыкальной деятельности,
формированию у них навыков самопознания и саморазвития личности. |
|
Тропинка в мир изобразительн ого
искусства |
- раскрыть природу искусства как
результат деятельности человека; - содействовать формированию у
детей эстетического отношения к окружающей действительности в целом, к
искусству как отражению жизни во всем её многообразии и к самому себе как
части мироздания; - развивать творческое воображение
и эстетическое восприятие как эмоционально- интеллектуальный процесс
«открытия» мира и самого себя; - знакомить с деятельностью
художника, народного мастера, дизайнера в трёх его ипостасях «восприятие –
исполнительство – творчество»; - формировать разноаспектный опыт
художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей
ручной умелости |
Примерный объем недельной
образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности) во
второй младшей группе
Образовательные области |
Программная область |
Название |
Время |
Физическая культура. Здоровье |
Развитие культуры движений и
оздоровительная работа |
Развивающая педагогика
оздоровления Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ: принципы, содержание,
формы |
45 мин |
Познание |
Развитие культуры познания |
Развитие предпосылок
математического творчества |
30 мин |
Социализация |
«Тропинки в окружающий мир» |
||
Безопасность |
|||
Музыка |
Развитие
художественно-эстетической культуры |
Музыкальное воспитание |
30 мин |
Художественное творчество |
Художественное творчество |
15 мин |
|
Труд |
Художественное конструирование |
15 мин |
|
Коммуникация |
Развитие
культуры общения |
Развитие речи |
15 мин |
Чтение художественной литературы |
Ознакомление с литературой |
|
|
|
|
ИТОГО: |
2 ч 30 мин |
Тематическое планирование образовательного процесса
во второй группе.
Неделя |
Тема |
Продукт
проекта, детская деятельность в условиях развивающей среды |
|
СЕНТЯБРЬ |
|||
I-II |
«Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада» -Я и мои друзья. Мы снова вместе.
Встреча детей после лета, напоминание о том, как кого зовут. Анализ
изменений, произошедших с детьми по сравнению с прошлым годом (стали выше
ростом, многому научились, повзрослели). Знакомство с новыми детьми группы.
Повторение правил общения друг с
другом и воспитателями (здороваться, прощаться, благодарить, приглашать в
игру и т. д.). Рассматривание фотографий о летнем
отдыхе детей, активизация положительных эмоций детей о событиях летнего
отдыха. -Наша любимая группа. Знакомство
детей с обстановкой в группе, расположением центров активности. -Микрорайон детского сада и его
достопримечательности. Ознакомление с расположением детского сада (адрес,
номер, близлежащие здания). Познакомить детей с людьми, которые работают в
детском саду: особенности профессии, рабочее место, польза окружающим. |
Оформление
коллажа с фотографиями детей «Здравствуй, это я!». Тематический
альбом с фотографиями детей и родителей на летнем отдыхе. Тематическая
экскурсия по микрорайону детского сада. Составление
индивидуального маршрута от дома до детского сада совместно с
родителями. Коллективная
аппликация «Детский сад в городе». |
|
III-IV |
«Страна, в которой я живу» -Что мы знаем о России? Обогащение
представлений детей о символах России (флаг, герб, гимн). Развитие умения
узнавать флаг и герб страны. Воспитание уважительного отношения к символам
страны. |
Изготовление
совместно с родителями альбома «Символы России». |
|
ОКТЯБРЬ |
|||
I-
II |
«Мой родной край - Бурятия» -Знакомство с названием республики
Бурятии. Символы – герб и флаг, столица Бурятии – город Улан-Удэ.. Знакомство
с историей названия города.. Уточнить и расширить представления детей о
родном городе, его достопримечательностях. Формировать умение вести
координированный диалог в ходе обсуждения и возникающих на занятии ситуаций.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта, связанные с темой
занятия. Продолжать воспитывать желание познавать историю и культуру своего
города, края. -Будущее нашего края:
профессия – архитектор. Формировать у
детей представление о профессии архитектора, показывая значимость и важность
этой профессии. Способствовать расширению словарного запаса. Развивать
конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение детей. |
Выставка
фотографий «Я и мой город». |
|
III-IV |
«Осень. Осенние настроения» -Падают листья. Развитие умения
наблюдать, замечать проявления осени в природе (изменение цвета листьев,
листопад, увядание травы и др.), в одежде людей. Животный мир осенью.
Восприятие осеннего настроения в стихах, музыке, картинах. -Что нам осень подарила: попробуем
осень на вкус. Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов
(развитие обоняния, осязания, вкусовых ощущений). Отгадывание загадок об
овощах и фруктах. Лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов. -Осень в нашем крае. Названия
осенних месяцев. Осенние изменения в природе. Занятия населения осенью.
Народные осенние праздники. Осенние игры, забавы, занятия детей. |
Коллекция
осенних листьев и составление альбома с рисунками на основе их отпечатков. Коллаж
«Витамины на тарелке». Праздники:
«День урожая», «Осенняя ярмарка». |
|
НОЯБРЬ |
|||
I-II |
«Опасное и безопасное вокруг нас» - Безопасное поведение детей в быту. - Безопасное поведение на улице. - Безопасное поведение в природе. - Безопасное поведение в общении с
незнакомыми людьми. Ознакомление детей с правилами
поведения в местах с опасными предметами дома и в детском саду.
Рассматривание иллюстраций с изображениями опасных предметов на кухне, в
ванной комнате, в магазине, транспорте, детском саду. |
Составление
альбома с рисунками детей и родителей по
правилам безопасности: -
безопасность в быту -
безопасность пешехода -
безопасность на природе -безопасность
в общении с незнакомыми людьми. |
|
III-IV |
«Мир игры и игрушек» -Мои
любимые игрушки. Рассматривание игрушек (установление связей между строением
и назначением каждой части игрушки). Совместное с воспитателем составление
рассказа о любимой игрушке на наглядной основе. Группировка игрушек по
гендерному принципу (игрушки, в
которые любят играть девочки, в которые – мальчики; игрушки для совместных
игр мальчиков и девочек). -Народные игрушки. (Дымково и
Каргополье). Ознакомление детей с игрушками народных промыслов
(рассматривание, роспись, лепка). Познакомить детей с народными
играми. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным играм, желание
и умение принимать в них участие. |
Фотоколлаж
«Мои любимые игрушки». Выставка
совместных работ детей и родителей « Народная игрушка». |
|
ДЕКАБРЬ |
|||
I-II |
«Начало
зимы» -Мир зимней одежды и обуви.
Ознакомление с предметами зимней одежды и обуви. Установление связей
между погодными условиями и
выбором подходящей одежды и обуви.
Сравнение предметов зимней одежды для девочек и мальчиков (шапок, курток),
выделение деталей одежды. Составление описательных рассказов. Отгадывание и
сочинение описательных загадок о предметах одежды в форме игры «Магазин». -Что нам зима подарила?
Ознакомление с явлениями неживой природы (снегопад, холодный ветер, мороз).
Изучение свойств и качеств снега, проведение элементарных опытов.
Рассматривание и рисование снежинок. Разучивание стихов о зиме. Проведение
игр со снегом. Познакомить детей с особенностями погоды зимой в Белгородской
области. Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы,
узнавать их в литературных текстах, стихотворениях. Закреплять умения
воспринимать описание узоров на окне. Познакомить детей с белгородскими
народными традиционными праздниками и обрядами
в зимний период. Вызвать
интерес и желание принимать участие в зимних праздниках и забавах. |
Составление
коллекции кукольной одежды по сезону и
обыгрывание её в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин». Проведение физкультурного
досуга на свежем воздухе с использованием белгородских народных игр. |
|
III-IV |
«К нам приходит Новый год» -Мастерская Деда Мороза.
Изготовление новогодних игрушек и украшений для группы. Совместное с
родителями изготовление зимних букетов, макетов для украшения интерьера.
Чтение и разучивание новогодних стихов. Придумывание загадок про ёлочные
игрушки. |
Выставка
детско-родительских макетов к новогоднему празднику. Конкурс поделок «Ёлочка-красавица». Новогодний
праздник. |
|
ЯНВАРЬ |
|||
II |
«Рождественское чудо» -Мы встречаем Новый год и
Рождество. Знакомство с художественными произведениями о зиме и
рождественских днях (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). Отображение
символов праздника (свечи, ангелы) в продуктивной деятельности детей
(рисование, лепка, аппликация). |
Коллаж
«Коляда, коляда накануне Рождества». |
|
III-
IV |
«Волшебный зимний лес» - Природа родного края Бурятии.
Уточнить представления детей о лесе, в котором живут животные. Обогатить и
уточнить знания детей о диких животных, их среде обитания. Формировать умение
передавать образы животных в лепке (еж). Растить экологически мыслящих людей,
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. -Обогащение представлений детей о
зимовье зверей (способах добывания пищи, спасения от хищников, защиты от
сильных морозов). Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание разных
видов корма для птиц, кормушек. Подбор корма и изготовление кормушек. |
Создание
альбома о зимовке животных. Лепная композиция
«Зимовье зверей», познавательные экскурсии в «Уголок леса».
Изготовление и развешивание кормушек для птиц. |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
I-
II |
«Мир профессий и технических
чудес». - Кто работает в детском саду?
Профессии мамы и папы. - Как нам помогает техника в
детском саду и дома? Ознакомление детей с приборами бытовой техники (пылесос,
электромясорубка, стиральная машина). Рассматривание предметов техники,
определение их назначения, общего строения, способов функционирования.
Установление связей между назначением и строением прибора. Ознакомление с
правилами безопасного использования электроприбора и безопасного поведения
детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. |
Создание
выставок, альбомов «Профессии наших родителей». Альбом «Наши добрые дела» о
помощи работникам детского сада. |
|
III-
IV |
«Защитники
отечества» -Наши папы - защитники России.
Ознакомление с Российской армией, её функцией защиты России от врагов.
Рассматривание картинок с изображением военных разных родов войск (пехотинцы,
лётчики, танкисты), военной техники (бронемашины, танки, боевые самолёты).
Чтение литературных произведений о смелости и мужестве российских военных.
Разучивание песен, стихов военной тематики. Изготовление праздничных открыток
для пап. |
Спортивный
праздник для пап. Газета «Мой папа – защитник отечества!». |
|
МАРТ |
|||
I-
II |
«Поздравляем мам» - Воспитание уважения и любви к
маме, желание оберегать её.
Рассматривание картин, изображающих мам и детей. Рассматривание
фотографий мам. Составление рассказов о маме посредством дополнения
предложений: «Моя мама самая красивая, потому что…», «Моя мама самая добрая, потому что…», «Моя
мама самая любимая…». Составление рассказов-пожеланий для мамы. Изготовление
подарков для мамы. |
Коллаж
«Наши добрые мамы» с фотографиями мам и детскими пожеланиями. Праздник 8
Марта. |
|
III-
IV |
«Весна
пришла» -Ознакомление детей с признаками
весны в природе, наблюдение за таянием снега, проталинами, весенним солнцем,
капелью. Установление связей между явлениями неживой и живой природы
(пригревает солнце, тает снег, появляются почки на деревьях и кустах). - Познакомить детей с
особенностями сельскохозяйственных культур. Вызвать желание и интерес ухаживать за растениями, за рассадой. |
Заполнение
дневника природы. Изготовление альбома
«Весна-красна!» с отражением признаков весны. |
|
АПРЕЛЬ |
|||
I-
II |
«Тайна третьей планеты» -Путешествие в космос. Рассматривание картинок о полёте в
космос животных и человека. Рассматривание игрушки ракеты. Лепка, аппликация,
рисование ракеты, постройка ракеты из элементов строительного конструктора.
Игра «Космическое путешествие». |
Коллективная
аппликация «Путешествие в космос». |
|
III-
IV |
«Книжкина
неделя» -Наши любимые сказки. Ознакомление детей с литературными
текстами (тема по выбору детей: игрушки, животные, дети и др.). Подбор книг
по теме с произведениями разных жанров (стихи, загадки, сказки, рассказы).
Чтение, пересказ, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций,
драматизация. Воспитание интереса к книгам, бережного обращения с
книгами.Устное народное творчество: потешки, прибаутки, заклички, загадки,
игры и т.д. Художественная и краеведческая литература. Детские писатели и
поэты. |
Изготовление
книжек-малышек. Выставка любимых детских книг и рисунков по теме. |
|
МАЙ |
|||
I-
II |
«День Победы» -Ознакомление детей с содержанием
праздника, с памятными местами в городе, посвящёнными празднику.
Рассматривание картин, иллюстраций. Военные памятники на территории Улан-Удэ.
Изготовление открыток для ветеранов. |
Поздравительная
открытка для ветеранов. |
|
III-
IV |
«Дом,
который зовётся музей» - Познакомить детей с историко -
краеведческим музеем. Сформировать представления о музейных предметах;
расширять знания о профессиях работников музея (экскурсовод, билетер,
смотритель). Воспитывать интерес к истории родного края, понимание того, что
узнать об этой истории можно в музее. Воспитывать культурные навыки поведения
в музее: вести себя спокойно, уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы
экскурсовода, включаться в деятельность, которую предлагает экскурсовод.
Уметь устанавливать связь между имеющимся опытом и новой информацией,
полученной в музее. -Ознакомление с народным костюмом.
Расширить и уточнить знания детей о народной культуре. Вспомнить и ввести в
активный словарь слова-названия элементов женского бурятского народного
костюма. Формировать интерес к народной вышивке желание рассматривать и
любоваться ею. |
Посещение
совместно с родителями историко-краеведческого музея. Посещение
музея ДОУ «Русская изба», « Юрта». |
Режим дня (холодный
период).
Режим дня группы № 1
Режимные моменты |
Дни недели |
||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
Прогулка,
прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность
детей.* |
7.30-8.30 |
7.3 -8.30 |
7.30-8.30 |
7.30-8.30 |
7.30-8.30 |
Подготовка
к завтраку. I Завтрак* |
8.30-9.00 |
||||
Образовательные
развивающие ситуации на игровой основе / самостоятельная деятельность,
образовательная деятельность в режимных моментах/ |
9.00-10.00 |
||||
9.00-9.15 9.25-9.40 |
9.00-9.15 9.25-9.40 |
9.00-9.15 9.25-9.40 |
9.00-9.15 9.25-9.40 |
9.00-9.15 9.25-9.40 |
|
II
Завтрак* |
10.00-10.20 |
||||
Подготовка
к прогулке. Прогулка. Самостоятельная
деятельность детей на прогулке. Игры. Наблюдения.* |
10.20-12.00 |
||||
Возвращение
с прогулки* |
12.00-12.20 |
||||
Подготовка
к обеду. Обед* |
12.20-13.00 |
||||
Подготовка
ко сну. Сон* |
13.00-15.00 |
||||
Постепенный
подъем, закаливающие процедуры.
Корригирующая гимнастика* |
15.00-15.30 |
||||
Подготовка
к полднику. Полдник* |
15.30-16.00 |
||||
Прогулка.
Самостоятельная деятельность. Образовательная деятельность в режимных
моментах. Индивидуальная работа / |
16.00-17.10 |
16.00-17.10 |
16.00-17.10 |
16.00-17.10 |
16.00-17.10 |
Прогулка. Игры. Самостоятельная
деятельность. Работа с родителями* |
17.10-18.00 |
17.10-18.00 |
17.10-18.00 |
17.10-18.00 |
17.10-18.00 |
Продолжительность
непрерывного бодрствования детей в течение дня – 10 ч. |
|||||
Продолжительность
прогулки – 4 ч. |
|||||
Продолжительность
дневного сна – 2 ч. |
|||||
Продолжительность
самостоятельной деятельности детей – 3 ч. |
Режим дня (тёплый период).
Режим дня
Второй младшей группы № 1
(тёплый период года)
Время |
Содержание |
7.00 - 8.20 |
Приём
при благоприятной погоде на улице, при неблагоприятных погодных условиях - в
группе |
8.20 - 8.35 |
Утренняя
гимнастика |
8.35 - 9.00 |
Завтрак |
9.00-10.10 |
Реализация
основных видов детской деятельности на прогулке, водные процедуры,
оздоровительные, закаливающие процедуры Прогулка |
10.00-10.10 |
Второй
завтрак |
10.10-12.10 |
Реализация
основных видов детской деятельности на прогулке, водные процедуры,
оздоровительные, закаливающие процедуры Прогулка |
12.10 - 12.40 |
Обед |
12.40 - 12.50 |
Чтение с
продолжением. Знакомство с художественной литературой |
12.50 - 15.30 |
Сон |
15.30 - 16.00 |
Постепенный подъём. Гимнастика после
сна. Оздоровительные, закаливающие
процедуры. |
16.00 -16.20 |
Полдник |
16. 20 -17.50 |
Реализация
основных видов детской деятельности во второй половине дня. Прогулка |
17.50 - 18.00 |
У ж и н |
18.00 - 19.00 |
Прогулка Сюжетные игры с детьми. Индивидуальная
работа |
3. Условия реализации рабочей программы.
3.1. Методическое обеспечение программы «Тропинки».
•
Кудрявцев
В.Т. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
«Тропинки». – М.: Вентана-Граф, 2015.
•
СанПин
2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций".
•
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
•
Ушакова
О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3 -7 лет. – М.: Вентана-Граф, 2015.
•
Лыкова
И.А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа. – М.:
Цветной мир, 2014.