Метод трех вопросов

18.12.2025

Метод трех вопросов  (Автор Л.В. Свирская)

Он помогает раскрыть внутренний мир ребенка, развивает его исследовательскую активность и делает ребенка участником образовательного процесса.

 

В чём сила метода?

Развивает познавательный интерес. Дети учатся задавать вопросы и искать на них ответы.

Учит работать в команде. Они вместе обсуждают и исследуют.

Формирует уверенность. Каждый ребенок видит, что его мнение важно и ценно.

Развивает память и мышление. Постоянное возвращение к вопросам систематизирует знания.

 

Коллеги, помните: ребенок – это удивительный исследователь. А мы – его партнеры на этом пути. И метод трёх вопросов – это волшебный ключ, который открывает перед детьми двери к новым знаниям!

 

Давайте разберём, как это работает.
Начиная с детьми новую тему (выбранную детьми или по КТП группы) мы задаем детям вопросы по теме.

Три простых вопроса:

1. Что мы знаем?
На первом этапе важно создать атмосферу уважения к детям. Мы собираем все их знания, даже самые маленькие крупицы.

Например, вы решили поговорить о зиме. Задайте детям вопрос:

«Что мы уже знаем о зиме?»

Дети, конечно, заговорят:

«Холодно».

«Снег падает».

«Деревья без листьев».

Ваша задача – записать все ответы так, чтобы дети их видели. Рекомендуем использовать большой лист бумаги или флипчарт. Записывайте печатные буквы – важно, чтобы дети могли узнавать слова. Около ответом можно пометить имя ребенка, который спросил.

 

2. Что мы хотим узнать?
Здесь ребенок становится главным партнером. Мы даём ему право мечтать, фантазировать, искать то, что ему интересно. Спрашивайте мягко, заинтересованно:

«Что вас удивляет зимой? Что хочется узнать?»

Дети могут задать самые неожиданные вопросы:

«Почему снег холодный?»

«Как облака делают снег?»

«Почему люди лепят снеговиков?»

Эти вопросы – ценнейший материал для дальнейшей работы. Опять же, всё фиксируемся печатными буквами. И, пожалуйста, ни в коем случае не оценивайте слова как «умные» или «глупые». Каждый детский вопрос – это отражение его внутреннего мира.

3. Как мы можем это узнать?

Теперь важно вместе найти способы получения ответов. Пусть дети предложат свои идеи. Например, что есть в группе по этой теме? Игрушка, книга и пр.

Пример:

«Мы можем посмотреть мультфильм про …».

«Можно почитать книжку».

«Давайте спросим у родителей».

«Проведём эксперимент »

«Поищем в интернете »

 

Что нового мы узнали?
После занятий, исследований, игр, чтения книг мы обязательно возвращаемся к записям с вопросами.

«Ребята, посмотрите, что мы уже узнали!»

Если дети нашли ответ на вопрос, отметьте это визуально – галочкой, звёздочкой, кружочком. Скажите:

«Вот, Сережа, ты хотел узнать, как облака делают снег. Теперь ты знаешь, что эта вода в облаке замерзает и превращается в снежинки!»

Для детей это момент осознания. Они понимают, что сделали шаг вперед, что их вопросы были важны.

 

Почему это важно?

Ребёнок – не сосуд, который мы наполняем знаниями. Он – исследователь, у которого есть свои вопросы, открытия. Наша задача – показать, что познание строится на основе их интереса, а не наших установок.

 

Записывая ответы печатными буквами:Хочу такой сайт

· мы фиксируем их высказывания;

· помогаем им «прочитать» свои мысли;

· создаём очевидные доказательства их прогресса.

Когда дети получили ответы на свои вопросы, у них появилось понимание: «Я могу искать и находить». Это ключ к формированию самостоятельного мышления.

 

Пример из жизни от воспитателя

Однажды мы с ребятами начали тему «Весна». На вопрос «Что мы знаем?» дети сказали:

· «Тает снег».

· «Появляются ручейки».

· «Прилети птицы».

 

На вопрос «Что хотите узнать?» кто-то спросил:

· «Почему снег тает?»

· «Куда деваются ручейки?»

· «Зачем птицы возвращаются?»

Мы наблюдали, рисовали, ставили опыты, читали книги. В конце проекта мы спросили у детей:

· «Что нового мы узнали?»

И дети радостно ответили:

· «Снег тает, потому что становится тепло».

· «Ручейки бегут в реку».

· «Птицы возвращаются, потому что здесь еда и тепло».

Каждый их ответ был произнесен, а рядом с вопросами стояли галочки. И я видела, как светились их глаза от осознания: они действительно узнали .

 

С какого возраста применять метод трёх вопросов?

Метод трёх вопросов можно начинать использовать уже с младшего дошкольного возраста, примерно с трёх лет . Конечно, подход будет адаптирован под возрастные особенности. Для самых маленьких детей вопросы и ответы могут быть проще, выражаться жестами, словами или короткими фразами. Например:

Вопрос: «Что мы знаем о собачках?»

Ответы малышей: «Гав!», «Большая!», «Хвост!».

Даже на этом уровне дети уже участвуют в процессе, учатся высказывать свое мнение.

С какого возраста писать ответы печатными буквами?

Записывать ответы детей печатными буквами важно начинать с четырех лет .

Почему с этого возраста?

Развитие зрительного восприятия текста. В этом возрасте дети начинают замечать буквы, и им становится интересно видеть слова, которые пишут взрослые.

Осознание новизны своих мыслей. Ребёнок видит, что его слова зафиксированы на бумаге, и это помогает ему, что его мнение ценно воспринимается.

Готовность к чтению. Печатные буквы легче воспринимаются и распознаются. Это становится отличной подготовкой к чтению.

 

Как адаптировать к младшему возрасту?

Для детей от 3 до 4 лет метод трех вопросов можно проводить в игровой форме, постепенно.

Вместо того, чтобы спрашивать: «Что мы знаем?», предлагаете игрушку, которая «спрашивает» у детей: «Расскажите, что вы знаете обо мне».

Для старших дошкольников (5-7 лет) :
В этот период метод работает во всей полноте. Дети активно задают вопросы, анализируют, возвращаются к записям. Очень важно, чтобы все записи были чёткими и ясными, печатными буквами, ведь к этому возрасту у детей активно формируется интерес к буквам и чтению.

 

Почему важно фиксировать ответы печатными буквами?

Уважение к детским словам. Записывая их слова, вы показываете, что их мнение важно. Это формирует доверие и интерес к учёбе.

Поддержка интереса к чтению. Видя свои мысли в учебном виде, дети начинают ассоциировать текст с личным опытом. Это важный стимул для чтения и писем.

Наглядное отражение их прогресса. Возвращаясь к записям, дети понимают, как много они узнали. Это вдохновляет и повышает их самооценку.

 

ИТАК,

Метод трех вопросов можно использовать с младшего возраста, постепенно усложняя его.

С трёх лет начинается с простых слов и игр.

Четыре года проводим запись печатными буквами.

К пяти годам дети уже готовы полноценно участвовать в обсуждениях, задавать вопросы и искать ответы.

Помните, что дети – удивительные исследователи. Наша задача – дать им пространство, чтобы они задали свои вопросы и получили радость от поиска ответов. Как отмечалось выше, это помогает детям увидеть ценность их собственного вклада в процесс обучения.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».