Отчет ИОМ
20.05.2025
Нейропсихологический подход к развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) предполагает использование нейроупражнений в качестве дополнения к основной коррекционной программе.
Основная цель такого подхода — активизация речевой активности.
Некоторые задачи:
- развитие фонематического слуха и слухоречевого внимания;
- развитие высших психических функций: речи, мышления, памяти, внимания;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие согласованности трёх основных блоков мозга.
- Методы и упражнения, которые используются в рамках нейропсихологического подхода:
- Кинезиология. Наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Они синхронизируют работу левого и правого полушарий, улучшают запоминание, активизируют мыслительную деятельность ребёнка.
- Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания. Правильное дыхание улучшает состояние головного мозга и сердечной мышцы, восстанавливает самочувствие, успокаивает и способствует концентрации внимания.
- Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Например, «Ухо-нос» (правой рукой дотрагиваться до носа, а левой браться за ухо, затем менять руки), раскрашивание картинок двумя руками.
- Игры для коррекции фонематических нарушений и работы по звукоразличению. Например, «Найди звук» (ребёнку нужно запомнить звук, который произносит логопед, затем произносить несколько звуков подряд, а ребёнок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук), «Найди общий звук» (ребёнок внимательно слушает слова и находит в них одинаковый звук, выделив его хлопком).
Результаты использования нейропсихологического подхода: активизация энергетического потенциала организма, улучшение работы высших психических функций, улучшение качества освоения учебного материала, развитие творческих способностей, приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия.