Литературная гостиная по творчеству Л.Н.Толстого
23.01.2025
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Колобок»
Литературная гостиная по произведениям
А.Толстого
Составители: Карпукова Т.В
Манзарова Ц.Б
Малышева О.Ф
Филатова И.А
г.Улан-Удэ 2025 г
Цель: Познакомить детей с творчеством писателя и расширять знания о сказках А.Толстого.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными сказками в обработке А.Толстого, а так же со сказкой “Приключения Буратино, или Золотой ключик”; воспитывать любовь к произведениям писателя и к народному творчеству.
2. Продолжать обогащать словарь детей.
3. Развивать любознательность, внимание, наглядно – образное мышление, творческие способности.
4. Воспитывать у детей интерес к книгам.
Оборудование: выставка книг,рисунков, портрет писателя, видеопрезентация викторины «Наш любимый Буратино», картинки героев сказок к игре «Куча мала», атрибуты для инсценировки отрывков из сказки «Приключения Буратино, или Золотой ключик», аудиозапись песни «Буратино».
Вступительное слово
Презентация о А.Н. Толстом
– Кто написал русские народные сказки? (Народ.)
– Почему на нашей выставке народные сказки, ведь мы сегодня будем говорить о творчестве А.Н.Толстого?!
А. Н. Толстой сочинял рассказы, стихи, создавал романы и пьесы, ставил киносценарии, пересказывал русские народные сказки. Он собрал и обработал много русских народных сказок, сделал их понятными детям, включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и 7 детских волшебных сказок. (показ сказок). Дети называют знакомые сказки.
Викторина «Наш любимый Буратино» ( презентация)
Слайд 1 “Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок прямо к двери, через порог и на улицу”. (Буратино)
Слайд 2 “Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок”. (Пьеро)
Слайд 3 “Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска”. (Арлекин)
Слайд 4 “Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил”. (Карабас Барабас)
Слайд 5 “На головах у них были надеты мешки с дырками для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет”.(кот Базилио и лиса Алиса)
Слайд 6 “Кудрявая хорошенькая девочка с маленьким приподнятым носиком”. (Мальвина)
Слайд 7 “Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом”.
Слайд 8 “Появилась большая, страшная змеиная голова”.(черепаха Тортила)
Слайд 9 “Вошел длинный, мокрый – мокрый человек с маленьким – маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок”. (продавец пиявок Дуремар)
3.Физминутка «Буратино потянулся»
На вопросы ответили, а теперь предлагаю размяться
Буратино потянулся
Раз нагнулся, .два нагнулся
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать!
4.Инсценировки отрывков из сказки
Произведение можно не только прочитать, посмотреть мультфильм, но и инсценировать. Предлагаем вам ребята, посмотреть небольшие зарисовки из сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик», которые подготовили наши ребята.
Инсценировка 1
1–я СЦЕНА (На пруду с черепахой Тортилой)
Кукла (взрослый):
Буратино испугался,
Он совсем один остался.
А кругом лишь тина
Тянет Буратино.
Да лягушки квакают,
Прыгают да скачут,
И о нем судачат…
Смотрит, кто-то подплывает,
Разговор с ним начинает.
Лягушка: Тебе, Буратино,
Поможет Тортила!
«Черепаха» исполняет «Романс черепахи Тортилы» из художественного фильма «Приключения Буратино» (музыка А. Рыбникова, слова Б.Окуджавы
Тортила: (поёт)
Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда...
Ах, была как Буратино
Я когда-то молода.
Был беспечным и наивным
Черепахи юной взгляд.
Все вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад!
Тортила: (говорит)
На свете я живу давно,
И дам тебе совет:
Быть неученым – это тьма!
Ученье – это свет!
Ведь если б в школу ты ходил -
Благоразумным был.
И в этот пруд заросший
Тогда не угодил.
Буратино: Тортила, я благодарю!
Теперь умнее буду!
Твоих советов дорогих
Я век не позабуду!
Тортила: Я вижу, добрый мальчик ты!
Тебе я помогу.
Возьми, вот ключик золотой,
Тебе его дарю.
Он от дверцы потайной.
Спрячь его и береги.
Да скорей домой беги!
Буратино: Спасибо, черепаха Тортила!
Буратино убегает.
Инсценировка 2
2–я СЦЕНА (У Мальвины в лесном домике)
Кукла (взрослый):
Буратино просто счастлив!
Целым выбрался! Вот чудо!
Ключик золотой имеет!
Обещанье – не забудет.
Он идет один по лесу,
Ищет он дорогу к дому.
Вдруг выходит на полянку.
Смотрит - домик незнакомый.
Домик. Парта, стул, перо, чернильница. Сидит Мальвина. Рядом с домиком пёс Артемон.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Что ты здесь делаешь?
Мальвина:
Я сбежала из театра,
Поселилась здесь в лесу.
Злой, противный Карабас
Не забил чуть плеткой нас.
Здесь спокойно и красиво,
Домик этот очень милый.
Ты тут тоже оставайся.
Проходи и умывайся.
Буратино: Еще чего! Я чистый!
Мальвина:
Надо будет обучить
Вежливым манерам,
Научить читать, писать.
Также старших уважать.
Не грубить, не задаваться…
Буратино: Чувствую, пора смываться!..
Делает вид, что убегает.
Мальвина его останавливает, сажает за парту.
Мальвина:
Ты куда? Постой, постой,
Я не закончила с тобой.
Садись за парту
И считай.
У вас два яблока, дружок,
А некто взял одно.
Скажите, сколько яблок
В кармане быть должно?
Буратино: Да все вы врете!
Пуст карман,
Там нету ничего.
А если б было, хоть дерись,
Не дал ни одного!
Мальвина: (в сторону)
Ах, с математикой никак
Не справится друг мой.
(к Буратино)
Тогда диктант.
Вот вам перо.
Пишите вслед за мной.
«А роза упала на лапу Азора» (Буратино сует нос в чернильницу)
Да что же такое!
Что ж вам не сидится!
Совсем не воспитан,
Не хочет учиться! (плачет) (зовет Артемона)
Мальвина:
Артемон, друг, помоги,
Ты в чулан его веди!
Пусть подумает один,
Надо ли учиться.
Воспитание ему
Очень пригодится!
Артемон: Гав-гав-гав!
Следуй прямо вот сюда!
Здесь располагайся,
На ночь оставайся! Гав!
Буратино сидит в чулане. Его «пугает» паук, связывает («Надоело, поучают…» Слова: Ю.Энтин. Музыка: А.Рыбников).
Появляется летучая мышь. Развязывает, уводит и отпускает Буратино.
4.Игра «Куча мала»
5.Флешмоб «Буратино»
6.Рефлексия