07.11.2019
Характеристики особенностей развития
детей с ЗПР
Понятие
«задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с
минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью
центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях
социальной депривации. Дети ЗПР отстают в речевом развитии (недостатки
произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и
возбудимости, несформированной произвольной регуляции поведения, слабости
учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в
особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления
гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются
неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Дошкольники с
ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не
соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти,
недоразвитием личностно-деятельной основы, отставанием в речевом развитии,
низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей
функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР
импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа,
целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в
мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность
способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой
деятельности и характеризуются у старших дошкольников несовершенством
мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и
трудностями в оперировании образами-представлениями. Выражено недоразвитие
коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах,
представления нечеткие.
Первая
группа — задержка психического развития
конституционального происхождения. Это гармонический психический и
психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более
субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более
раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей
особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они
находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим
возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений,
яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень
характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы
очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая
группа — задержка психического развития
соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми
соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые
аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания
пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни
неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая
недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто
встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного
происхождения.
Третья
группа — задержка психического развития
психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно
редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с
неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования
личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с
жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне
неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит
к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно,
безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к
формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется
эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная
целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
Последняя,
четвертая группа — самая многочисленная — это задержка психического
развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические
ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности,
интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые
месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет. Травмы и заболевания
центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим
инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма,
причины которого не всегда ясны. Таким образом, органический инфантилизм — это
инфантилизм, связанный с органическим
повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что
внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития
имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям
индивидуальных проявлений психической деятельности.)
Характеристики особенностей развития детей с ДЦП
ДЦП составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают
в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей
головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со
стороны нервной системы за функциями мышц.
Классификация Семеновой К.А.:
1) спастическая диплегия;
2) двойная гемиплегия;
3) гемипаретическая форма;
4) гиперкинетическая форма;
5) атонически-астатическая форма.
Спастическая
диплегия (синдром Литля) - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП.
Характеризуется тетрапарезом (но нижние конечности затронуты в большей степени,
чем верхние). Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений может быть
различной. 70–80% - имеют нарушения речи
в форме стертой спастико-паретической дизартрии, задержки речевого развития,
реже – моторной алалии. Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей.
Чаще всего они проявляются в виде задержки психического развития. Часть детей
имеют умственную отсталость разной степени тяжести. Многие дети не
ориентируются в схеме своего тела, не понимают инструкции по ориентации в
пространстве (не могут показать верх, низ), неправильно используют конструкции.
Страдают графические навыки. Словесно-логическое мышление развито лучше, чем
наглядно-действенное. Плохо дифференцируют цвета, геометрические фигуры, плохо
распознают знаки, сходные по начертанию. Вялые, тормозимые. Спастическая
диплегия – прогностически благоприятная форма ДЦП в плане преодоления
психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления
двигательных функций. Лишь 20-25% детей способны самостоятельно передвигаться
(без поддержки и подручных средств), около 40-50% передвигаются, используя
костыли, канадские палочки или на коляске. Степень социальной адаптации может достигать
уровня здоровых людей при условии сохранного интеллекта и достаточном развитии
манипулятивной функции рук. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может
научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.
Двойная гемиплегия самая тяжелая
форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его
больших полушарий. Характеризуется тетрапарезом (поражение обеих пар
конечностей). Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и
ногах или в руках в большей степени. Произвольная моторика отсутствует или
резко ограничена, дети обездвижены, функция рук практически не развивается. У
всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой
спастико-ригидной дизартрии. У большинства детей (90%) отмечается выраженная
умственная отсталость. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный. В
большинстве случаев эти дети необучаемы, не способны к самообслуживанию и
простой трудовой деятельности.
Гемипаретическая
форма. Эта форма заболевания характеризуется поражением одноименных руки и
ноги. Рука обычно повреждается в большей степени, чем нога. В зависимости от
локализации поражения при этой форме ДЦП могут наблюдаться различные нарушения.
Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. Правосторонняя
гемипаретическая форма: нарушены гностические функции, пространственные
нарушения, зеркальное письмо, нарушения речи в форме дислексия, дисграфия,
нарушение функций счета, снижение слуховых функций (повышенный порог
восприятия, плохая слуховая память, нарушения фонематического восприятия,
непонимание обращенной речи). Левосторонняя: патология эмоционально-волевой
сферы (эмоциональная тупость, инертность, низкая способность к саморегуляции,
частая немотивированная резкая смена настроения, жестокость, агрессивность).
Патология речи отмечается у 30-40% детей, чаще по типу спастико-паретической
дизартрии или моторной алалии. Степень интеллектуальных нарушений вариабельна
от легкой задержки психического развития до глубоко интеллектуального дефекта.
Причем снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных
нарушений. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный
при условии своевременного начала и адекватности лечебно-коррекционного
воздействия. Практически все дети ходят самостоятельно. Возможность
самообслуживания зависит от степени поражения руки. Однако даже при выраженном
ограничении функции руки, но сохранном интеллекте дети обучаются пользоваться
ею. Обучаемость и уровень социальной адаптации зависит от степени нарушения
интеллектуальной сферы.
Гиперкинетическая форма
характеризуется нарушением мышечного тонуса и спазмами мышц. Двигательные
нарушения проявляются в виде непроизвольных насильственных движениях (тяжелые
гиперкинезы), которые возникают непроизвольно, усиливаются при движении,
волнении или утомлении, а также при попытках произвольных движений. Гиперкинезы
могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних
конечностей. У части детей отмечаются судороги. Нарушения речевой функции
встречаются у 90% больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, ЗПР — у
50%, нарушения слуха у 25-30%.
Интеллект
в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно, а необучаемыми дети
могут оказаться в связи с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики
из-за гиперкинезов.
Прогностически
это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной
адаптации.Атонически-астатическая форма. У большинства детей отмечаются речевые
нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии, может
иметь место алалия. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный
тонус, нарушения равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушения ощущения
равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность,
чрезмерность движений). Важную роль в структуре психического дефекта играет
основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения
интеллекта. При поражении только мозжечка: дети робкие, боязливые
малоинициативны, у многих проявляется страх падения и передвижения, тяжело
переживают свой дефект, у них наблюдается вязкость мышления, нарушением
внимания, задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение
мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается
выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему
дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55% случаев помимо тяжелых
двигательных нарушений у детей с этой формой церебрального паралича имеет место
тяжелая степень умственной отсталости.
У большинства детей наблюдается смешанная
форма ДЦП, т. е. сочетание различных двигательных расстройств.
Таким образом, можно выделить особенности развития детей с
ДЦП:
1. Разнообразные тяжелые нарушения
двигательной сферы: гиперкинезы, гипо или гипертонус мышц, дистония, атаксия,
парезы и параличи и др.
2. Вегето-сосудистые нарушения:
бедность кожных покровов, потливость, снижение аппетита, колебания температуры,
нарушения в работе кишечника, нарушения сна и др.
3. Нарушения эмоциональной сферы –
разнообразные страхи: прикосновений, пространства, изменения положения тела,
темноты и др.
4. Нарушения сенсомоторного
развития.
5. Отставание в развитии
коммуникативно-познавательного поведения.
6. Отставание в овладении моторными
навыками, навыками самообслуживания.
7. Нарушения в развитии
зрительно-пространственного, слухового гнозиса.
8. Нарушения слуха и зрения.
9. Нарушения речи.
10. Интеллектуальное развитие имеет
свою специфику и наблюдается разная степень его нарушения от незначительного
снижения до умственной отсталости.
11. Повышенная утомляемость.
12. Сниженная работоспособность и др.