20.09.2024
«Адаптация детей
раннего возраста к условиям детского сада»
Закончился до
ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни
ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду –
период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую
среду и привыкание к её условиям.
У детей в период
адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых
малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению
физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени
адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации
отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо
спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца
после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней
тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на
протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми
респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без
каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является
тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень
медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок
либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо
проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет
как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность
адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
Ø возраст
ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев
до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к
новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся
более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт
поведения в разных условиях.
Ø состояния
здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче
переносит трудности социальной адаптации.
Ø сформированности
предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой,
занятиями.
Ø индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни
пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на
каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько
дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с
интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни
с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в
играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
Ø условий
жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также
личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми,
самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не
были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет
очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Ø уровня
тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и
взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо
создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши,
которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия
(посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к
дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные
отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания
периода адаптации у детей являются:
ü глубокий
сон;
ü хороший
аппетит;
ü бодрое
эмоциональное состояние;
ü полное
восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
ü соответствующая
возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому
саду
Чтобы
снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность,
которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.