28.04.2017
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №3 «Колобок»
Конспект родительского собрания
в средней группе
на тему
«Роль семьи в возрождении русских
традиций»
Подготовила: воспитатель Сизова Ирина Геннадьевна.
г. Улан – Удэ, 2017 г.
Цель:
повышение педагогической культуры
родителей; помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.
Задачи:
создать доброжелательный настрой и
взаимопонимание между педагогами и родителями; активизировать родителей.
Предварительная работа:
1. Оформить приглашение на собрание.
2. Подобрать музыку.
3. Подготовить наглядный материал.
4. Подготовить материал для игр и
конкурсов.
5. Распечатать памятки.
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Обмен опытом о семейных праздниках.
4. Выступление воспитателя о влияние
семейных традиций.
5. Игра «Закончи предложение».
6. Игра «Мечта детства».
7. Подведение итогов.
8. Памятки для родителей.
Ход мероприятия.
Воспитатель:
Добрый вечер,
уважаемые родители! Нашу встречу мне хочется начать с притчи, которая
называется «Злой лук».
Мне всегда не хватало времени
заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети, ни
в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их
шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же
прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро
прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые
настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я
мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила
отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла
на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался.
Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
Я поняла важную вещь: если детей мало
поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Обсуждение.
Как заметил Л.
Н. Толстой, «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Значение слова «счастье» каждый
определяет для себя сам. Но думаю, все со мной согласятся, что для мам и пап
счастье – это появление малыша на свет, первая его улыбка, первый зубик, первое
слово, первый шаг и т. д. Счастье – это отдых всей семьей, совместные
праздники.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить
о тех моментах, которые приносят радость и удовольствие от общения в кругу
семьи – о семейных традициях.
Традиция в переводе с латинского
означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к
другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Какие традиции живут в вашем доме?
(Обмен опытом о семейных традициях).
Конечно, у большинства семей стало
доброй традицией отмечать такие праздники как Новый год, 23 февраля, 8 марта.
Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция, которая несет – воспитательные
функции. Во-первых, к празднику нужно подготовиться: украсить комнату,
прибраться, подготовить подарки и пригласительные открытки. Таким образом, мы
приучаем ребенка к труду. Во-вторых, когда мы читаем стихи, поем или рисуем –
мы воспитываем своих детей эстетически.
Сейчас мы предлагаем вам поиграть.
Игра «Волшебный клубочек».
У меня в руках клубочек, начало нити я
намотаю на свой палец, затем мы будем передавать этот клубочек друг другу в
любом порядке, но так, чтобы он никого не обошел. Тот, у кого окажется в руках
клубок, обмотает нить вокруг своего пальца, представится и передаст его дальше.
Наш клубок волшебный, он помогает нам
визуально увидеть, насколько тесно мы с вами связаны. Мы практически единое
целое. Мы связаны с Вами одним общим делом – воспитанием детей. В этом сложном
и важном деле, нам необходимо быть сотрудниками и помощниками друг другу.
Хотелось бы, чтобы наши встречи стали доброй традицией.
Воспитатель:
Мы уже говорили, что семейные традиции
являются помощником в воспитании. Кроме этого они скрепляют семейные узы.
Сколько удовольствия получают дети, да и родители тоже, наряжая ёлку к Новому
году. И с каким нетерпением дети ждут своего дня рождения! А родители готовятся
к таким дням как к чему-то особенному. Вспомните, как в детстве вы ждали своего
дня рождения.
Чтобы день рождения запомнился ребенку,
нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, конкурсы, сюрпризные
моменты. Это может быть и появление сказочного героя.
От того, как мы, взрослые проводим
праздники, показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда
вырастут, какие ценности будут беречь, к чему стремиться.
С давних пор о доме и семье складывали
легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю
предложение, а вы – заканчивайте.
Игра «Закончи предложение».
1. Семья – ключ к (счастью).
2. В гостях хорошо, а (дома лучше).
3. Когда семья вместе, и (сердце на
месте).
4. Не красна изба углами, а (красна
пирогами).
5. В семье разлад, так и дому (не рад).
В нашем детском саду есть традиция –
устраивать праздники для детей. Это и праздник осени, и Новый год, неделя
развлечений. Кроме праздников мы проводим многочисленные выставки и конкурсы.
В разных семьях могут быть разные
традиции. В одной семье принято в выходные навещать бабушек и дедушек, в другой
ходить на рыбалку вместе с детьми и многое другое. Каждая семья живет своими
интересами и увлечениями, а возможно у кого-то есть свое семейное дело и вы
хотите, чтобы ваши дети его продолжили.
Воспитатель:
Как вы думаете, что есть общего во всех
семейных традициях?
Конечно, это удовольствие от
воспоминаний во взрослой жизни. С каким трепетом мы вспоминаем моменты из
детства, о проведенных праздниках со своими родителями, бабушками и дедушками.
Естественно у нас появляется желание перенести эти традиции в свою семью.
Если в вашей семье нет традиций, то
придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы
предлагаем вам памятки, которые вам помогут увеличить число семейных традиций.
Тренинг с родителями «Семейное воспитание».
Цель: Помочь
родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на
положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
- Рассмотреть положительные и
отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
- Вывести формулу успешности
выполнения роли родителей.
- Убедить родителей в
необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви
Материалы: мяч, цветная бумага (для
рисования ладошек), ручки, клей, ватман для наклеивания ладошек, листочки для
рисования солнца, 1 ватман с нарисованным солнцем, маркеры).
Семья — один из самых древних
социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,
образования, рынка.
Семья представляет собой сложную
систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов,
но и их детей, а также других родственников.
Какими бы ни были родители, они
всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы
любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не
приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся
выделить слагаемые родительской любви.
А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки
вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по
нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем.
Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать
хотя бы одно предложение. Родители высказываются по кругу.
Работать мы будем эффективно, для
этого нам необходимо обсудить правила работы. Мы предлагаем такие:
1.
Каждый имеет право высказаться по
теме разговора и быть услышанным.
2.
У нас нет зрителей, работают все.
3.
Мы хорошие друзья, воспитанные люди,
умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
4.
Доверьтесь нам как друзьям, поверьте
нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали
большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на
сегодня.
Принимаем правила? Давайте работать.
Игра "Войди в круг"
Родители встают в круг, крепко
держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это
взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого
нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
- Что вы испытывали, выполняя это
задание?
- Легко ли было войти в круг?
Упражнение "В детстве я
мечтала…"
Участники бросают мяч друг другу со
словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует
погружению членов группы в детское эго-состояние.
Игра "Какой он – мой
ребенок"
Задача игры определить, каким видят
своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на
изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям
предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка,
начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он
является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман.
Подведение итога:
Чаще всего даются положительные
характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем
самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные
выводы о сформированности личности ребенка.
Упражнение “В лучах родительского
солнца”.
Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста,
круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка)
рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я
согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на
одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на
другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для
него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими
педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы
своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители
выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Давайте вновь сядем в круг и
внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское
солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое
тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны
любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы
постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю
ребенка, всегда люблю”
С. Соловейчик
У нас с вами сегодня получился очень
насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не
затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры,
закончите три предложения:
- “Из сегодняшнего разговора я
поняла…
- Мне не понравилось…
- Хотелось бы продолжить разговор
на тему…
Большое спасибо за работу.