Методическая копилка
02.10.2024
Мастер
- класс для воспитателей:
«Речевые игры.
Что это такое и как в них играть?»
Подготовила:
учитель –
логопед
Малышева О.Ф.
«Речевые игры. Что это такое и как в них
играть?»
Игра
имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра —
не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует
его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются
наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических
свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно
произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка,
преодолевая при этом определенные трудности.
Работая
с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание,
пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память,
внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не
делают выводов. Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых
умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к
деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.
Играть
в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В
результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются,
речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения
по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
Используя
с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра должна увеличивать
мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие
у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно –
игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся,
привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание
новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к
сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с
нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности,
используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.
Все
речевые игры условно делятся на игры:
—
по формированию правильного звукопроизношения;
—
по развитию фразовой речи;
—
по формированию навыков словообразования;
—
по формированию грамматического строя речи;
—
по формированию связной речи.
Речевые игры использую на
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Игры, разученные на
логопедических занятиях, закрепляются в режимных моментах и на других занятиях
в группах.
Для того, чтобы вы смогли
правильно оценить уровень речевого развития малыша, предлагаем познакомиться с
тем, как протекает речевое развитие ребенка. Речь не является врожденной
способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и
под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда
является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия
здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Для нормального
формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и
органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет
психофизическое здоровье ребенка. Речь начинает развиваться практически с
первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.
Речевое развитие ребенка
на первом году жизни
v На втором
месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — “а-а-а”, “
а-бы-ы”, “ е-ее” и др.
v К четырем-пяти месяцам
формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда
труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.
v В
возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это
произношение во время гуления слогов — “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”.
v К году ребенок
умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских
игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает
слова “ надо” и “нельзя”.
Речевое развитие ребёнка
на втором году жизни
v На втором
году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится
более подвижным. Развивается и мелкая моторика.
В этот период у
ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых ,
интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго
года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова.
v В полтора года активный
словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них –
существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена,
наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы,
личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу
второго года колеблется от 100 до 300 слов.
Речевое развитие ребёнка
на третьем году жизни
v На
третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие,
когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа
предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и
массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика
совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно
есть.
v Для
нормального речевого развития характерно активное общение
с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление
знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не
дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему
речь и содержание сказок.
v Словарный
запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим
возрастом увеличивается в 3-4 раза
Игры для детей 2-3лет.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного
звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка
мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку.
Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой
бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за
ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет
кораблик».
Налить в тазик или ванну
воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная
гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы
–
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот
слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения,
игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания
правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его
речь.
Мы идем по кругу,
посмотри,
И шагаем дружно: раз,
два, три.
Мы скачем по дорожке,
меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали:
скок, скок, скок,
А потом, как аисты
встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста
очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень
активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое
сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в
развитии речи.
Например, подвижные игры
«Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с
самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали,
потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки
– тростинки
Ножками затопали,
ручками захлопали,
Постучим ладошкой по
ручкам немножко,
А потом, а потом грудку
мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и
немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже
по ножкам.
Погладили ладошки и
ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья».
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении
отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра –
«Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда –
«Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху –
«Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно –
«Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок
рано-рано поутру
Нам споет
«Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных
звуков»
- А-а-а (плач ребенка,
поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает
куклу).
- О-о-о (разболелся
зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на
выдохе.
6. Пальчиковые
игры.
Это уникальное средство
для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную
моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры
головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали,
потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать
различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или
любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка
принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его
птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть
ребристым).
Катание карандаша по
столу вперед- назад,
чтобы карандаш не
укатился.
Сначала одной рукой,
потом другой.
Речевое развитие ребёнка на четвёртом году
жизни
v На четвертом году жизни дети уже могут высказывать
простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности,
устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и
речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года
достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.
v Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки,
как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко
в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, л, р.
Игры
для детей 4лет
v
Скороговорки
Иней лег на ветки ели.
Иглы за ночь побелели.
Юла
возле Юли
Крутится, поет
Юле и
Юре
Спать не дает.
v
Повторялки
(са-са-сы,
сы-са-са)
v
Досказалка
Ко-ко-ко — на
плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща —
зеленая ро... (ща).
Чу-чу-чу —
педаль кру... (чу).
Меняйтесь
ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок
говорит: «Ло-»— вы досказываете: «-шадь».
v
Один – много
(ваза-вазы
и т. д.)
v
Назови
ласково
(мама – мамочка,
мамуля, матушка)
v
Помоги Незнайке
(подружи слова
в предложении: мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные
пироги)
v
Чьё? Чьё? Моё!
(образование
притяжательных прилагательных: хвост птичий, бычий, лисий и т. д.)
Речевое развитие ребёнка на пятом году
жизни
v Фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение
состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы.
v Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт
возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.
В этом
возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать
их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами
способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
При
нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой
фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют
достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и
словоизменения.
Игры для развития речи ребёнка 5 лет
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих
признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно,
наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит
больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный)
ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие,
красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет,
корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью,
весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в
берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
Речевое развитие ребёнка на шестом году
жизни
v Объем до 3000
слов.
v Используют
обобщающие понятия .
v Появляются
притяжательные прилагательные.
v Шире
используются наречия и местоимения, сложные предлоги .
v Владеют
словообразованием.
Осознают
смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны
выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических
задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают
изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки
значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических
структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и
другие связи и отношения.
Пересказывают
знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают
стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно
подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают,
мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей
Игры для развития речи ребёнка 6 лет
Из
чего сделано? Цель: образование относительных
прилагательных.
Чей,
чья, чьё? Цель: образование притяжательных прилагательных.
Какой бывает? Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными.
Найди
точное слово. Цель:
учить детей точно называть предмет, его качества и действия
Игра
«Один –много» . Цель:
Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из
единственного числа во множественное.
Игра «Сосчитай до пяти».Цель: упражнять в согласовании
существительных с числительными один, два, пять; актуализировать.