30.03.2019
Саморазвитие
педагога – это целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной
компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых
качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями
профессиональной деятельности и собственной программой.
Для
профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в
образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической
деятельности на современном уровне требования общества необходимо постоянно
обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение
квалификации- условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз
получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Чтобы
оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для
этого нужно выделить время, усилия.
Одним
из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его
способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности,
осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и
стремления к росту, самосовершенствованию.
Самообразование
расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более
высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к самосовершенствованию
профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя
должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания
напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень
должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов
повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Основными
направлениями саморазвитии личности есть самовоспитание (воспитание воли,
качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание
нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями,
интеллектуальное обогащение).
На
современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность
рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и
способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство
саморазвития.
В
процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники
информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов,
прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций,
посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие
информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его
возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах,
мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует
виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Самообразование
педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в
саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и
самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной
на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также
важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное,
предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В
самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества
преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий,
статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм,
методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических
материалов, тестов, методических рекомендаций и др. работа над собой является
процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и
который требует содействия.
В
начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая
фиксируется в планах методического объединения.
Каждый воспитатель
имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей
проблеме, разработки занятий и мероприятий.
Сегодня существует
множество форм и способов, как воспитателю повышать свою квалификацию с помощью
интернет -ресурсов и технологий.
Технология организации
самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
2
этап – обучающий
3
этап – практический
4
этап – теоретический
5
этап – итогово-контрольный
Участие
администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки
педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной
программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.
В методическом кабинете
в помощь педагогам в их самообразоватеьной деятельности должен формироваться
банк материалов:
·
Списки рекомендованной для
самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта.
·
Новинки психолого-педагогической
литературы.
Самообразовательная
работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.
Мотивы,
побуждающие воспитателя к самообразованию:
ü Ежедневная
работа с информацией.
ü Желание
творчества. Педагог-профессия творческая. Творческий человек не сможет из года
в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни
и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и
доставлять удовольствие.
ü Конкуренция.
Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, просят
определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим
воспитателем! А в нашем детском саду таких и нет!
ü Материальное
стимулирование. Наличием категории, премии, надбавки зависят от квалификации и
мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться новых
более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Самообразование
учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие
требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.