Консультация для родителей. Вежливость.

15.01.2024

Уроки вежливости".

картинка

Процесс обучения вежливости для детей очень прост, намного проще, чем вы думаете! Когда двухлетний малыш, выходя из-за стола, вдруг, важно так скажет: "Сиба", вы застываете в недоумении: "Какой же умница!". А потом малыш с удовольствием говорит "спасибо", когда берёт у вас машинку, конфету, полотенце…. И чувствует себя при этом, "взрослым, очень взрослым"! Приятная картина, не правда ли?

 Уроки вежливости для детей, как правило, начинаются в семье. Когда даже по пустякам взрослые благодарят друг друга. Поведение наших детей – это прямая проекция на наше с вами поведение. И не нужно мучаться вопросом "Как научить ребёнка вежливости?", просто ведите себя так, каким бы вам хотелось видеть поведение своего ребёнка. Мы все знаем, что дошкольный возраст  — это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства.

Итак, вежливость — очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения. Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить. Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость ребенка была искренней, а не заученно — "попугайской".

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, из которых вырастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность.

Вежливая семья.
Семья для ребенка — это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитаны, доброжелательны к ребёнку, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением — то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.
Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес "с добрым утром", "как твоё настроение?", "пожалуйста", "спасибо!», "извини, я случайно", "приятного аппетита", то эти "волшебные" слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.

Вежливые слова и поступки.
Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответствующий практический опыт.
Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.
Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек — конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.
Бывает и, наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой — грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.
И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, "очерчивать" рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий "спасибо" и "пожалуйста", сегодня как будто "набрал в рот воды". Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

Уроки вежливости.
Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но в таком случае проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.
Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.
Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера).

 "Приятного аппетита" или о культуре поведения за столом во время еды.

- Проследите, чтобы стол, за который садится ребёнок, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой);
- Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.);
-Приучайте ребёнка, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки;
-Учите ребёнка правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками;
-Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом;
- В конце трапезы — обязательно благодарим за еду.

 "Обслужи себя сам" или культурно–гигиенические навыки.
- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки;
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком;
- После каждой игры помогайте малышу убирать игрушки на место;
- Покажите как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь;
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

 "Милая мамочка" или общение с взрослыми.
- Побуждайте ребёнка выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы;
-Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам);
- Учите откликаться на состояние взрослого — заботиться, обнимать, жалеть, помогать и т.д.;
- Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля) и вежливыми словами.

 "Дружные ребятки" или общение с детьми.
-Побуждайте ребёнка проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть, извиняться и т.д.);
-Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени;
-Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх-хороводах, играх-имитациях.

Будьте вежливы друг к другу!


Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».