01.09.2023
·
МАДОУ Детский сад № 3 « Колобок»
·
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
·
Тема: «Художественная литература как средство
всестороннего развития ребёнка»
·
Воспитатель: Кабакова.М.А
·
2023/2024 учебный год
Дата
начала работы над темой: 01.09.2023г.
Предполагаемая
дата окончания работы: 30.05.2024г.
Цель
работы: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через
формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё
профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую
литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень
знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к
совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку
игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития
у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в
природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных
текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения
к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию
художественного вкуса;
- создать условия для
эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды
(театральный уголок, уголок книги).
Актуальность
темы
Всем
известно, что художественная литература служит действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В
настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к
художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет,
телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим
перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров
воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И
здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным
образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам
В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий
воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как
показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в
воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в
недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме
того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного
чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им
радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью
русского литературного языка.
В
работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши
и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература
развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует
помнить, что художественная литература является основным источником воспитания,
способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к
природе.
В.
Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны
входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится
со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение
детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи
и лингвисты.
Художественная
литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и
взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует
развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не
стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети
узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное
произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не
приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна
из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью
взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно
важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на
развитие ребёнка.
План
работы на год
Раздел |
Сроки |
Содержание
работы |
Практические
выходы |
Изучение
методической литературы |
Сентябрь
- май |
1.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в
детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2.
Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3.
Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и
книга: СПб.: 1999. 4.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика»,
1972. 5.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. |
Анализ
изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа
с детьми |
Сентябрь-май |
Чтение
воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. |
Ежедневный
вечер чтения. |
Ноябрь |
Чтение
сказок А.С. Пушкина. |
Выставка
рисунков по сказкам А.С. Пушкина. |
|
Январь |
Чтение
и придумывание загадок, скороговорок и считалок. |
Конкурс
«Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» |
|
Март |
Чтение
любимых стихотворений. |
||
Апрель |
Игры-драматизации
по мотивам любимых художественных произведений. |
Спектакль
с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка
глазами детей». |
|
Май |
Чтение
произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. |
Вечер
памяти. |
|
Работа
с семьёй |
Сентябрь |
Консультация
«Насколько важно читать ребёнку» |
Информация
в уголке для любознательных родителей. |
Октябрь |
Привлечение
родителей к участию в жизни детского сада. |
Семейный
конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». |
|
Январь |
Открытый
показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева
«Палочка-выручалочка»» |
День
открытых дверей. |
|
Апрель |
Подготовка
фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений,
чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. |
Фотовыставка
«Наши юные таланты» |
|
Самореализация |
Сентябрь |
Подбор
произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Список
произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Ноябрь |
Консультация
для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего
развития ребёнка». |
Выступление
на педагогическом совете. |
|
Февраль |
Доклад
и презентация по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста
посредством художественной литературы». |
Выступление
на семинаре-практикуме. |
|
Май |
Отчёт
о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Выступление
на педсовете. |
Список
использованных источников:
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. – М., 2007.
2.
Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у детей.
Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы
международной заочной научно-практической конференции, 27.11.2012 г.
2.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в
детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
3.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
4.
Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб.
пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А.
Гриценко. – М.: Академия, 2008.
5.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. -
М.: Линка-Пресс, 2003.
6.
Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга:
СПб.: 1999.
7.
Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления
дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В.
Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.
8.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика»,
1972.
9.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
10.
Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной
литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М.: УЦ
«Перспектива», 2010. – 64 с.
11.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
12.
Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.