Программа

01.09.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Колобок» комбинированного вида города Улан-Удэ

 

 

Принято решением педсовета                                                                                                                              Утверждаю

Протокол № 1                                                                                                                                       Заведующий МАДОУ

От 31 августа 2022 г.                                                                                                                  «Детский сад № 3«Колобок»

                                                                                                                                                                                   корпус  №3

                                                                                                                                                      _____________Т.Л.Зарубина

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по нетрадиционной технологии

обучения чувства ритма у детей от 4-7 лет

 «Лаборатория Ритмикс»

на 2022-2023 уч.гг.

                            

г. Улан-Удэ

2022г.

Пояснительная записка

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все окружающее нас живет по законам ритма. Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Также ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе. Мы его слышим и видим, в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева… Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем.

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

Проблема всестороннего развития детей становится в последние годы очень актуальной. Совершенствование системы обучения и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, стимулированное социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального, физического, интеллектуального и других важных задач воспитания актуальным становится развитие чувства ритма дошкольников.

Нарушение чувства ритма не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Каждый ребёнок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи, движений. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. Чаще дети говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи. Иногда звуки и слоги проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчётливо. По данным психолого – педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов. Спустя несколько лет обучения в школе, часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими нарушениями (нарушения чтения и письма, звукопроизношения и другими расстройствами). У детей с речевой патологией наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющееся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует ее. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит физическое развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

 Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно – временных отношений. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Кроме того, в ходе НОД по развитию чувства ритма используем здоровье сберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно – сосудистой, двигательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют двигательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход реализации программы вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, ритмической гимнастики, ритмодекламации, элементы логоритмики. Логоритмические упражнения являются мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы специалистов: учителя - логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому развитию.

         

 

Актуальность программы.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками, в том числе педагогами и специалистами нашей дошкольной образовательной организацией отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление этих нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.

Существуют различные средства, позволяющие решать выше указанные проблемы, и одно из таких, по нашему мнению - развитие чувства ритма, которое будет способствовать всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, музыкальными способностями, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Самое главное ребенок сможет само организовываться, планировать свои действия и реализовывать в определенном темпе и времени.

Ритмические движения, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, помогают научить ребенка физически чувствовать ритм. Развивая чувство ритма, мы формируем слоговую структуру сложных слов, помогаем быстрее и легче осваивать ребенку стихотворения, понимать музыкальные произведения, развиваем координацию и ловкость движений, совершенствуем общую и мелкую моторику, развиваем дыхание голос, чувства темпа и ритма, в результате улучшается дикция, нормализуется темп речи.

Воспитывая у детей чувство ритма, повышаем рациональную организованность движений, их работоспособность, физическую активность. Ребенок, владеющий чувством ритма, будет лучше играть на музыкальных инструментах, 6 петь, танцевать, декламировать различные произведения, тем самым он более успешен в жизни.

 

Цель программы по развитию чувства ритма.

Формирование представлений о ритме, средствами музыкально – ритмических логопедических, подвижных игр и упражнений по развитию ритмических способностей у детей дошкольного возраста.

    

Основные задачи программы.

 · Создать условия в образовательной деятельности по формированию чувства ритма средствами логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания с использованием ритмических игр и упражнений.

·       Взаимодействие со всеми специалистами ДОУ по развитию чувства ритма во всех видах детской деятельности.

· Охрана и укрепление здоровья ребенка, достижение полноценного физического развития.

· Развивать музыкальные и творческие способности детей, позволяющие достичь качественно более высоких результатов в совместной деятельности по формированию чувства ритма.

· Воспитывать потребность в речедвигательной деятельности, оказывающее влияние на формирование нравственно - волевых черт личности, интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения программы

 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип оздоровительной направленности: учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, рациональную двигательную нагрузку.

3. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия по формированию чувства ритма планируются согласно программе детского сада, проводятся музыкальным руководителем. Анализируются логопедом, инструктором по физической культуре детского сада. Вопросы включения в ход НОД согласовываются воспитателями, здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками сада.

4. Принцип повторения, закрепления полученных умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

5. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

6. Принцип активного обучения. В ходе НОД используются активные формы и методы обучения – игры, упражнения, активное слушание, пение, творческие задания, импровизации, выполнение упражнений в движении под музыку.

7. Принцип учета уровня развития ребенка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (способность решения задач при обучающей помощи со стороны педагога) и уровень потенциального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению.

8. Принцип результативности. Получение положительного результата во всестороннем развитии ребенка, коррекции речи и других нарушений, оздоровление, формирование творческого потенциала.

     

Содержание образовательной деятельности по развитию чувства ритма.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

 I этап работы: Развитие эмоциональной отзывчивости

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

1 блок упражнений: прослушивание и пение музыкальных распевок.

2 блок упражнений: восприятие и воспроизведение простых ритмов с предметами (кубиками, палочками, платочками).

3 блок упражнений: музыкально – ритмические упражнения

 

III этап: Самостоятельная музыкально – ритмическая деятельность.

Цель: создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками в целях накопления первоначального музыкального опыта и передача в самостоятельной деятельности.

1 блок упражнений: импровизирование 2-х и более ритмических движений под музыку.

2 блок упражнений: самостоятельное изменение ритма, при прослушивание музыкальных произведений, в соответствии с метроритмами.

3 блок упражнений: стимулирование умений сочинять несложные музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

I этап работы: подготовительный

 Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

1 блок упражнений: построение ритмического ряда.

2 блок упражнений: восприятие воспроизведение простых и сложных ритмов.

3 блок упражнений: логоритмические упражнения.

II этап: Формирование основных компонентов речевого ритма

Цель: формирование основных компонентов ритмического ряда, работа над основными компонентами ритма – темпа и метра на уровне звука (фонемы), слога, фразы.

Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, формирование ритмической модели фразы.

1 блок упражнений: направлен на усвоение ритмических эталонов метра.

2 блок упражнений: направлен на формирование представлений о паузировании.

3 блок упражнений: направлен формирование представлений о ритмическом ударении.

III этап: Формирование слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова

Цель: усвоение и воспроизведение слого-ритмической структуры слов, анализ слоговой и звукобуквенной структуры слов, развитие фонематического слуха, выделение морфологической основы слова – работа с акцентированным слогом. Хочу такой сайт

1 блок упражнений: направлен на усвоение слого-ритмической структуры слова.

2 блок упражнений: направлен на слоговой и звукобуквенный анализ слов.

3 блок упражнений: направлен на работу с морфологическим составом слова.

 

Развитие двигательного чувства ритма

I этап: Подготовительные упражнения к освоению двигательного чувства ритма

Цель: Создание общего представления о движениях, способах выполнения упражнений в зависимости охарактера музыки.

1 блок: Выполнение простейших движений упражнений под музыкальное сопровождение по показу педагога.

2 блок: Выполнение движений (хлопок на каждый шаг) на месте под музыкальное сопровождение.

3 блок: Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение в движении.

II этап: Основной

Цель: Осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, ритма, выразительности) и движения.

1 блок: координация движений в соответствии с ритмическим рисунком музыки, речевым сопровождением (речевки).

2 блок: Ритмические движения в соответствии с сильной долей музыкального произведения. IIIэтап: Творческий (заключительный).

Цель: Совершенствование движений с учетом динамических оттенков музыки.

1 блок: самостоятельное выполнение комплекса в заданном (русском народном, восточном, латино – американском, современном) стиле музыки.

2 блок: импровизация двигательных упражнений под музыку.

 

Ожидаемые результаты

1. Улучшение показателей сформированности ритмической способности у детей в соответствии с возрастом дошкольников, музыкальной и творческой деятельности (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки).

2. Улучшение результатов диагностик развития речи.

3.Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

4. Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания и памяти.

5. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, ритме.

6. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата, слогоритмической и звукослоговой структуры слова, темпа и ритма речи.

7. Потребность заботиться о своем здоровье.

 

Мониторинг неречевых психических функций

( по Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломахе )

Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики, а также слоговой структуры слова. Результаты диагностики учитываются при составлении планов НОД, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и показателей сформированности общих речевых навыков, координации движений, ориентировки в пространстве, метроритму в музыкально – ритмическом воспитании.

 

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, барабан, гармошка»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. –

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5 – бальной шкале:

· силу движений,

 · точность движений,

· темп движений,

· координацию движений,

· переключение от одного движения к другому.

 

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.

По 1 баллу за правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

Оценка от 1до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения другому.

· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

 · Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

По 1 баллу.

· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания - 21 балл.

По всем критериям выводится средний балл, результаты заносятся в сводную таблицу.

 

Методика обследования детей 4 – 5 лет.

Детям предлагаются различные типы слов: простые – из открытых слогов без стечения согласных; более сложные – из 4 – 5 слогов со стечением согласных в начале, средине, конце слова.

Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, 16 помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

· Назвать предметные картинки;

· Повторить слова за логопедом;

· Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?)

 

Методика обследования детей старше 5 лет.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов:

· Водопроводчик чинит водопровод;

· Милиционер регулирует уличное движение;

· В аквариуме плавают разноцветные рыбки;

· Строители работают на строительстве высотного дома;

· Волосы подстригают в парикмахерской;

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по картинке.

 

Литература:

Программа базируется на основной образовательной программе ДОУ

 и методических пособий:

1. Основная образовательная программа «Детский сад 2100» Бунеев.

По музыкально – ритмическому воспитанию:

1.Т.Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».

2.Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

3.Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

4.Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989. 5. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Москва Издательский центр «Академия-2007».

6.  Сборник «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа» Москва, 1978 г., Издаельство «Советский композитор»

 

7. Материалы сайта «Педагогическое общество Карла Орфа Russian Orff-Schulwerk Association»

 

По ритмической гимнастике:

1.    Иванова О.А., Шарабанова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М., "Советский спорт", 1988г.

2. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972г.

3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе.

Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: "Детство - пресс", Санкт-Петербург, 2000г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».