консультация для воспитателей технология ТВИГИСС при поддержке индивидуальности и инициатиативы детей.

29.01.2023

Консультация для воспитателей.

Педагогическая технология "ТВИГИС", способствующая

поддержке детской инициативы.

 

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

ФГОС нам говорит, что необходимо предоставлять ребенку возможность проявлять инициативу, право выбора и самостоятельность в принятии решений. 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу разные инновационные технологии, которые помогают педагогам  достичь определенных целей в развитии личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.

 

Слайд 1.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

 

Слайд 2.

Сегодня мы поговорим о  педагогической технологии "ТВИГИС" и её  эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале  вспомним, что же означает сам термин "технология".

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагог идет в ногу со временем и в педагогическом процессе наши инструменты усовершенствуются и  помогают нам быстрее и качественнее получать результат нашей деятельности.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

ТВИГИС - что это?

 

Слайд 3.

Творчество, игра и познавательно-исследовательская деятельность – три кита разработанной педагогической технологии, они способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост.

Эта технология воспитания детей дошкольного возраста.

Педагог пользуясь ТВИГИС  развивает  и обучает ребенка через творчество, игру и исследование. Именно игра – ведущий вид детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой личности.

 

Слайд 4.

Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Цель разработки и внедрения технологии конкретизируется в решении следующих задач:

·      дидактические: формировать любознательность и познавательную мотивацию;

·      развивающие: развивать инициативу и самостоятельность детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам;

·      воспитательные: формировать навыки позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;

·      социализирующие: способствовать становлению самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 

Слайд 5.

Концептуальная основа.

Технология «Твигис» раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной, магистром факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирского государственного педагогического университета».

   Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.

В основу технологии положены структура деятельности по А. Н. Леонтьеву и структуру инициативности по Т. С. Борисовой – известному валеологу.  

А. Н. Леонтьев полагал, что «деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Удовлетворение познавательного мотива должно приносить радость, положительную эмоцию».

 

Слайд 6.

На их основе была разработана модель «Шесть вопросов», направленная на развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Составлены 6 вопросов, которые носят конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных результатов.

Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.

Помощь в работе по данной технологии оказывает использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых «задает» свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм самостоятельных действий.

Ребёнок учится планировать свою деятельность, развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход, анализировать полученный результат.

Ну а эту деятельность мы, как правило используем во всех областях образовательной деятельности (и в развитии речи, и в ФЭМП, и в обучении грамоте, и в лепке….).

     Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.

 

Слайд 7.

Методика работы с моделью «Шесть вопросов», то есть по технологии «Твигис».

На этапе знакомства с моделью воспитатель действует совместно с ребенком: ведет разговор на интересную для дошкольника тему в форме познавательной беседы, создает проблемные ситуации, помогает поставить цель и разработать план действий, при необходимости участвует в деятельности, вместе с ребенком осмысливает ее ход и результаты, достижения воспитанника.

В помощь к этим 6 вопросам идёт наглядная модель из 6 смайликов, каждый из которых «задаёт» ребенку свой вопрос, помогает детям запомнить вопросы и алгоритм действий.

 

Слайд 8 – 9.

 

Использование символов при работе над моделью «Шести вопросов».

 

1.              Посмотреть   интересные

              передачи.

2.              Прочитать книги.

3.              Понаблюдать.

4.              Спросить у товарища.

5.              Узнать самим.

6.              Подумать самостоятельно.

Слайд 10.Хочу такой сайт

Наглядная модель «Шесть вопросов» для детей дошкольного возраста

 Например, рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед воспитанником: «- На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый и Южный. Какой из самый большой? Рассмотри глобус, карту мира и попробуй найти его. - Ты нашел правильно. Это «Тихий океан».

Далее начинается работа со смайликами и вопросами.

 

1.

Что я знаю?

- Тихий океан самый большой.

- Можно доплыть на корабле.

2.

Что я хочу узнать?

- Сколько времени потребуется, чтобы добраться  до океана?

- Какие животные, рыбы обитают в Тихом океане?

- Какая вода в океане?

  (Соленая, пресная)

3.

Что сделать, чтобы узнать?

- У кого?

- Каким способом?

- Кто подскажет?

- У кого спросить?

Можно посмотреть энциклопедию, обсудить различные виды кораблей (космический, водный), рассмотреть иллюстрации , определить место приземления, или пребывания. Вспомнить мультфильмы, рассказы, расспросить других ребят в группе.

4.

Чему я хочу научиться?

- Хочу научиться конструировать военный  корабль, парусник, лодку из LEGO-конструктора,  из картона и бумаги, тз бросового м-ла или  из чего то другого

5.

С кем я хочу это сделать?

- С Витей.

- С ребятами в группе.

6.

Как у меня получилось?

- Здорово, покажу другим детям и организую игру

 

 Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и ребёнок определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы.

Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?», «Что сделать, чтобы узнать?».

Для детей характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах.

 

Слайд 11.

Совместное планирование работы осуществляется в соответствии с

 

принципами:

 

 


           открытости                               диалогичности                             рефлексивности

 

       Слайд 12.

Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением; принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.

 

Слайд 13.

Принцип диалогичности реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного результата и пр. все аргументы будут услышаны.

 

Слайд 14.

Принцип рефлексивности предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и, подчеркивает Л. В. Свирская – кандидат педагогических наук, автор многих научных трудов и пособий («Школа семи гномов», «шпаргалки для родителей», «Утро радостных встреч»…), «является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания».

В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата и саморегуляции поведения».

 

Слайд 15.

Планируемые результаты. Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у детей  дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:

·      развитие детских интересов;

·      формирование любознательности и познавательной мотивации;

·      формирование активной деятельностной позиции;

·      становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

·      формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;

·      развитие креативности и творческого мышления;

·      развитие уверенности в себе, повышение самооценки;

·      развитие инициативы и самостоятельности.

 

Следуя принципу вариативности дошкольного образования, педагоги дошкольных образовательных организаций имеют возможность выбора образовательных программ, методик и технологий с целью эффективного решения образовательных задач.

Важную роль при этом играет учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников и их полоролевых различий. Именно технологии воспитания детей дошкольного возраста помогут педагогам в реализации правильного подхода в образовательном пространстве современного детского сада.

 

Слайд 16.

В развитии детской инициативы и познавательной сферы дошкольника в соответствии со ФГОС также с применением технологии «Твигис» имеет большое значение использование и таких технологий, как «Ситуация», «Детский совет» и «Клубный час».

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».