29.01.2023
Консультация для воспитателей.
Педагогическая
технология "ТВИГИС", способствующая
поддержке
детской инициативы.
На современном
этапе в связи с введением в действие Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и
повышения качества дошкольного образования.
ФГОС
нам говорит, что необходимо предоставлять ребенку возможность проявлять инициативу,
право выбора и самостоятельность в принятии решений.
В настоящее время
педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу разные инновационные
технологии, которые помогают педагогам
достичь определенных целей в развитии личности. Современные
педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
ФГОС.
Слайд 1.
Принципиально
важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,
не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как
личности.
Слайд 2.
Сегодня мы
поговорим о педагогической технологии
"ТВИГИС" и её эффективном
использовании в дошкольном учреждении. Вначале
вспомним, что же означает сам термин "технология".
Технология – это
совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Педагог идет в
ногу со временем и в педагогическом процессе наши инструменты усовершенствуются
и помогают нам быстрее и качественнее
получать результат нашей деятельности.
Педагогическая
технология - это совокупность психолого-педагогических установок; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
ТВИГИС - что это?
Слайд 3.
Творчество, игра и
познавательно-исследовательская деятельность – три кита разработанной
педагогической технологии, они способствуют развитию у детей инициативы и
самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост.
Эта технология воспитания детей дошкольного возраста.
Педагог пользуясь
ТВИГИС развивает и обучает ребенка через творчество, игру и
исследование. Именно игра – ведущий вид
детской деятельности, творчество - важный фактор психического развития
ребенка дошкольного возраста, познавательно-исследовательская
деятельность - необходимый компонент формирования гармонично развитой
личности.
Слайд 4.
Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Цель разработки и внедрения технологии
конкретизируется в решении следующих задач:
· дидактические: формировать любознательность и
познавательную мотивацию;
· развивающие: развивать инициативу и
самостоятельность детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской
деятельности по интересам;
· воспитательные: формировать навыки
позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;
· социализирующие: способствовать становлению
самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
Слайд 5.
Концептуальная основа.
Технология
«Твигис» раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной,
магистром факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО
«Армавирского государственного педагогического университета».
Ребенок дошкольного
возраста является субъектом образовательной деятельности и его самыми главными
характеристиками, в соответствии с ФГОС ДО, как субъекта становятся
самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в
познании, игре, исследовании окружающего мира, посильном труде.
В основу технологии положены структура деятельности по А. Н. Леонтьеву и структуру
инициативности по Т. С. Борисовой –
известному валеологу.
А. Н. Леонтьев полагал, что «деятельность
человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Любая деятельность
осуществляется в форме действий или цепи действий. Удовлетворение
познавательного мотива должно приносить радость, положительную эмоцию».
Слайд 6.
На их основе была разработана модель «Шесть
вопросов», направленная на развитие инициативы и самостоятельности у детей
дошкольного возраста.
Составлены 6 вопросов, которые носят
конструктивно-поисковый характер, позволяющий самостоятельно планировать свои
действия для достижения цели, определенной первыми тремя вопросами. Таким
образом, поисковый характер технологии «ТВИГИС» стимулирует на определение и
постановку цели, проявления инициативы и самостоятельности в определении
способов действия, выборе партнера или отсутствии такового, заранее намеченных
результатов.
Формирование
инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности
ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.
Помощь в работе по данной технологии оказывает
использование наглядности в виде шести смайликов, каждый из которых «задает»
свой вопрос. Присутствие таких героев позволяют выстроить определенный алгоритм
самостоятельных действий.
Ребёнок учится планировать свою деятельность,
развивать социально-коммуникативные навыки, проявлять творческий подход,
анализировать полученный результат.
Ну а эту деятельность мы, как правило используем во
всех областях образовательной деятельности (и в развитии речи, и в ФЭМП, и в
обучении грамоте, и в лепке….).
Формирование инициативности при
реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая
организована совместно со взрослым, в самодеятельность.
Слайд 7.
Методика работы с моделью «Шесть
вопросов», то есть по технологии «Твигис».
На этапе
знакомства с моделью воспитатель действует совместно с ребенком: ведет разговор
на интересную для дошкольника тему в форме познавательной беседы, создает
проблемные ситуации, помогает поставить цель и разработать план действий, при
необходимости участвует в деятельности, вместе с ребенком осмысливает ее ход и
результаты, достижения воспитанника.
В помощь к этим 6
вопросам идёт наглядная модель из 6 смайликов, каждый из которых «задаёт»
ребенку свой вопрос, помогает детям запомнить вопросы и алгоритм действий.
Слайд 8 – 9.
Использование символов при работе над
моделью «Шести вопросов».
1.
Посмотреть интересные передачи. |
2.
Прочитать
книги. |
3.
Понаблюдать. |
4.
Спросить у
товарища. |
5.
Узнать самим. |
6.
Подумать
самостоятельно. |
Наглядная модель
«Шесть вопросов» для детей дошкольного возраста
Например,
рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед воспитанником:
«- На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый
и Южный. Какой из самый большой? Рассмотри глобус, карту мира и попробуй найти
его. - Ты нашел правильно. Это «Тихий океан».
Далее начинается
работа со смайликами и вопросами.
1. |
Что я знаю? |
- Тихий океан самый большой. - Можно доплыть на корабле. |
2. |
Что я хочу узнать? |
- Сколько времени потребуется, чтобы добраться до океана? - Какие животные, рыбы обитают в Тихом океане? - Какая вода в океане?
(Соленая, пресная) |
3. |
Что сделать, чтобы
узнать? |
- У кого? - Каким способом? - Кто подскажет? - У кого спросить? Можно посмотреть
энциклопедию, обсудить различные виды кораблей (космический, водный),
рассмотреть иллюстрации , определить место приземления, или пребывания. Вспомнить
мультфильмы, рассказы, расспросить других ребят в группе. |
4. |
Чему я хочу
научиться? |
- Хочу научиться конструировать военный корабль, парусник, лодку из
LEGO-конструктора, из картона и
бумаги, тз бросового м-ла или из чего
то другого |
5. |
С кем я хочу это
сделать? |
- С Витей. - С ребятами в группе. |
6. |
Как у меня
получилось? |
- Здорово, покажу
другим детям и организую игру |
Выкладывая один за другим смайлики-помощники,
воспитатель и ребёнок определяют стратегию дальнейших действий при поиске
ответов на вопросы.
Ребенок может
выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от
ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?», «Что
сделать, чтобы узнать?».
Для детей
характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций.
Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход
ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную
цель и быть уверен в своих силах.
Слайд 11.
Совместное планирование работы осуществляется в
соответствии с
принципами:
открытости диалогичности рефлексивности
Слайд 12.
Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно
вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения
родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При
этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в
качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением;
принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.
Слайд 13.
Принцип диалогичности реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана
действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу
организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного
результата и пр. все аргументы будут услышаны.
Слайд 14.
Принцип рефлексивности предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и,
подчеркивает Л. В. Свирская – кандидат педагогических наук, автор многих
научных трудов и пособий («Школа семи гномов», «шпаргалки для родителей», «Утро
радостных встреч»…), «является основой для осознания каждым ребенком себя как
субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания».
В результате у ребенка формируется представление о
себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о
предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность
осознания действий, самооценка результата и саморегуляции поведения».
Слайд 15.
Планируемые результаты. Основными результатами реализации технологии развития инициативы и
самостоятельности у детей дошкольного
возраста «ТВИГИС» являются:
· развитие детских интересов;
· формирование любознательности и познавательной мотивации;
· формирование активной деятельностной позиции;
· становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
· формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по
деятельности;
· развитие креативности и творческого мышления;
· развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
· развитие инициативы и самостоятельности.
Следуя принципу вариативности дошкольного
образования, педагоги дошкольных образовательных организаций имеют возможность
выбора образовательных программ, методик и технологий с целью эффективного
решения образовательных задач.
Важную роль при этом играет учет возрастных,
индивидуальных особенностей воспитанников и их полоролевых различий. Именно технологии
воспитания детей дошкольного возраста помогут педагогам в реализации правильного
подхода в образовательном пространстве современного детского сада.
Слайд 16.
В развитии детской инициативы и познавательной
сферы дошкольника в соответствии со ФГОС также с применением технологии
«Твигис» имеет большое значение использование и таких технологий, как
«Ситуация», «Детский совет» и «Клубный час».