07.04.2022
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Колобок»
комбинированного вида города Улан-Удэ
Родительское собрание
«Сенсорное развитие детей младшего возраста»
Воспитатель:
Гылыкова Э.Д.
2022 г.
Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2- 3 лет;
2. Расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста, о его значимости;
3. Презентовать родителям мастер класс дидактического пособия, способствующие сенсорному развитию детей, направленному на формирование у детей восприятия цвета, формы, величины предметов;
4. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива, стимулировать желание родителей помогать решать вопросы воспитания детей.
Участники: Родители
Вступительное слово: Добрый день, уважаемые родители! Я рады встрече с
вами. Маленькие дети – очаровательные, азартные и неутомимые искатели
приключений, стремящиеся познать мир. В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные
знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно именно в период от 0-3 лет.
Поэтому так необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные
• слуховые
• вкусовые;
• осязательные;
• обонятельные.
Большую роль в процессе развитии ребенка играет развивающая
среда. Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое оборудование, игровые,
дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.
С целью обогащения сенсорных ощущений в группе имеется
центр сенсорного развития, в котором есть разнообразные пособия
соответствующие возрастным особенностям детей.
Для развития зрительного восприятия детей
используются такие игры как:
«Лото подбери по цвету, форме»,
«Кубик перевертыш (форма, цвет)»,
«Дидактическая игра посади бабочку на свой лепесток»,
«Цветик семицветик подбери по цвету»,
«Дидактическая игра подбери варежке пару»,
«Дидактическая игра Большой маленький», а так же: разноцветные прищепки, пирамидки.
Для развития слухового восприятия детей используются:
аудиодиски с различными звуками окружающего мира:
крики домашних животных и птиц, звуки транспорта,
звуки природы (кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков, звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т. д.,
звуки грозы, шелест листьев и т. д;
Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, шумные конфеты, музыкальные
инструменты.
Для развития осязания используются такие игры как:
«Заплатки, (различные материалы с разной фактурой: кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги»,
«Тактильные картинки и палочки»,
«Предметы для создания холодного и горячего… (грелка, формочки для льда)»,
«Разные по форме мелкие предметы»,
«Цветной рис»,
«Одень куклу (бумажные куклы профессии)».
Для обоняния в нашей группе есть коллекция запахов:
Природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки,
Кусочки продуктов (овощей, фруктов, Ароматные пряности (перец, ванилин).
Для развития вкусовых ощущений можно использовать такие игровые ситуации:
«Что приготовил повар на обед?» Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или
рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Угадай, какой вкус?»
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены
солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы
Покупные игры красивые
и красочные, но наибольший интерес для детей представляют, игры из
подручного материла. И сейчас я хочу показать вам несколько таких пособий. Они интересны, просты в использовании и самое главное вы можете изготовить их сами.
1 Дидактическая игра «Волшебные прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, закрепление основных цветов.
Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (как правильно взять прищепку,
открывать и закрывать её).
Для дальнейшей игры можно использовать различные варианты:
- «оживить» предметы, используя прищепки;
- рассказ интересных историй о «оживших» предметах;
- самостоятельная деятельность ребёнка.
2 Развивающая игра «Палочки моталочки»
Цель:развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, внимание, быстроту.
Эту игру можно использовать в свободной деятельности,
в играх соревновательного характера. Ребенок держит палочку с одной стороны, другой с другой стороны
начинают крутить палочку, наматывая веревочку. Побеждает тот, кто справился первым с заданием.
1 «Шумные конфеты».
Цель игры – дифференцировать звуки. Умение подбирать бочонки одинаковые по звуку.
Непрозрачные одинаковые конфеты, сделанные из бочонков от киндера, наполненные различными сыпучими материалами.
Предложите ребенку послушать звучание каждой конфеты. После прослушивания обобщите услышанное: "конфета гремит". Предложите ребенку потрясти каждую
конфету и послушать, как они гремят, и попросите найти две одинаково звучащие конфеты.
2 Развивающая игра «Цветной рис»
Цель: развитие художественного вкуса, творческих способностей, воображения, усидчивости и развитие мелкой моторики рук.
Рисование цветным
рисом — это интересная техника и прекрасный досуг для маленьких детей. Поверхность картины из крупы всегда получается рельефной.
Нам понадобится сам рис, распечатываем любую раскраску и начинаем творить.
1 Развивающая игра: «Заплатки», (кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой»,
Цель: учить различать и находить предметы
определенного цвета и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.
Предложите детям подобрать заплатку по заданному образцу.
2 Развивающая игра: «Тактильные мешочки».
Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики осязания, мышления, развития речи.
Варианты игры и игровых упражнений:
"Угадай, что внутри".
Ребёнку предлагается
выбрать один мешочек. Взяв его в руки потрогать и определить, что находится внутри – назвать. Если ребёнок не говорит то можно показать на картинке, что находится в мешочке.
"Лёгкий - тяжёлый"
Перед ребёнком располагается контейнер с мешочками, предлагаем взять по одному мешочку вруку, и определить какой из них тяжелее или легче.
Самая простая в организации и проведении игра
вызывающая интерес у ребенка «волшебный мешочек». Помогает обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», развивать мелкую моторику.
Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.
Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы
можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое
главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления
природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит.