Проект по формированию культурно - гигиенических навыков « Мойдодыр» во 2 младшей группе

20.09.2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Колобок» комбинированного вида города Улан-Удэ

  


Проект по формированию культурно - гигиенических навыков

«Мойдодыр»

(2 младшая группа)

  


Воспитатель: Гылыкова Э.Д.

 

2022 г.

Актуальность проекта

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к

чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные

культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко,

быстро и правильно выполнять.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и

привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю

жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым

«самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое

удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и

систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я

решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».

Тип проекта

1. По методу – игровой, творческий;

2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;

3. По длительности – среднесрочный – 3.5 месяца.

Участники проекта:

• Воспитатели.

• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .

• Родители воспитанников группы.

Идея проекта:

«Чистота – залог здоровья».

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении

дошкольников к здоровому образу жизни.

Постановка проблемы

• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет

пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком

установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех

доступных ему навыков.

• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно

добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е.

перехода их в стойкие привычки.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о

ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота»,

«здоровье» – это неразделимые понятия.

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными

2. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время

раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными

предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

3. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания,

одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета) .

4. Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом

формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный,

твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.)

5. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские

стихотворения; развивать речь, память, внимание .

6.Закреплять представления о правилах личной гигиены.

7. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский

«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про

умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

8. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей

в отношении здоровья детей

Ожидаемый результат

Дети:

устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в

повседневной жизни;

проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за

своим внешним видом:

обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с

другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с

ребенком в семье;

повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

повышение педагогической культуры родителей, установление с ними

доверительных и партнёрских отношений.

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный

• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,

иллюстрированного материала по данной теме.

• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного

листка.

2 этап - практический

Работа с детьми:

Дидактические игры «Вымоем куклу»

«Полезная и вредная еда»

«Сделаем куклам разные прически»

«Этикет школа изящных манер»

«Где что, что куда»

«Наводим чистоту в комнате»

«Подбери гномику колпачек»

Беседы «Добрый доктор Айболит»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Знаешь ли ты себя»

Беседа о ЗОЖ

«Дежурство по столовой»

«Как вести себя в группе»

«Мои здоровые зубки».

Беседа «Что сначала, что потом?»

(алгоритм умывания)

«Как нужно ухаживать за собой»

«Чистота и здоровье»

Сюжетно-ролевые игры «Купаем куклу»

«Моем кукле Кате руки»

«Кукла Катя обедает»

«Собираемся на прогулку»

«К нам приехал доктор»

Худ. литература К. Чуковский «Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

Е. Благинина «Научу обуваться и

братца»

Н. Мигунова «Почему надо чистить

зубы»

К.Чуковского «Федорино горе»

«Поросенок чуня»

«Доктор Айболит»

«Моем с мылом»

«Нос умойся»

Разучивание потешек

Разучивание стихотворения «Без воды

умылся котик… ».

" Три медведя"

Малоподвижные игры

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке»

«Зайка шел»

П/И «Беги к тому, что назову».

П/И «Дождик и солнце».

П/И «Зайка белый умывается».

Худ. -эстетическое развитие «Дорисуй расческу»

Рисование «Укрась салфетку»

Лепка «Мыло для кукол».

Аппликация «Украсим носовой

платок».

Лепка «Тарелочка для мишутки»

Опытно-исследовательская

деятельность

«Опыты с водой»

«Опыты со снегом»

Экскурсия в старшую группу Наблюдение за правильностью

умывания детей средней группы

Работа с родителями

• Оформление папки-передвижки для родителей «Формирование КГН».

• Консультация для родителей «Гигиена одежды вашего ребенкка».

3 этап - итоговый

• Фотовыставка

Приложение

Конспект занятия по рисованию для второй младшей группы «Укрась

салфетку»

Программные задачи:

• -упражнять детей в рисовании;

• -закреплять умение детей аккуратно рисовать;

• -развивать внимание детей

• -воспитывать чувства эмпатии (сочувствия, желания помочь).

• -упражнять в правильном пользовании кистью для рисования

• -способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных

навыков детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная,

самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Оборудование: Кукла бабушка Федора (сделанная воспитателем, или можно

взять куклу которая одевается на чайник, мольберт для показа готовой работы;

на каждого ребенка: заготовка салфетки.

Ход занятия

Приходит бабушка Федора в гости, и плачет: «Ребята, помогите мне пожалуйста,

ко мне сегодня придут гости (Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, мы

с ними обязательно сядем пить чай, а у меня нет красивых салфеток, а я даже не

знаю где мне их взять и как их нарисовать». Воспитатель: «Не переживай

бабушка Федора, мы поможем тебе. Ребята, давайте поможем бабушке Федоре и

сделаем красивые салфетки, я думаю, что гостям приятнее будет пить чай с

чашечек которые стоят на красивых салфеточках, которые мы с вами сделаем.

Бабушка Федора, ты не переживай и иди домой, готовься к приходу гостей, а мы

начнем рисовать.

Воспитатель: показываю детям сначала обычную салфетку, а затем красивую

салфетку (подготовленный воспитателем образец). Ребята давайте рассмотрим

обе салфеточки. Спрашивает, воспитатель: какая салфетка нравится больше?

Дети: с узором «Нам всем больше нравится салфетка с узором, потому что она

нарядная, красивая, необычная, когда на нее смотришь, хочется улыбаться и даже

угощение, поданное на такой салфетке, кажется более вкусным». Затем

спрашивает детей, Воспитатель: «Для чего нужны такие нарядные салфетки?»

«Чтобы встречать гостей и для праздников. «что такие нарядные вещи нужны и

для пользы, и для красоты. Так, салфетками застилают стол, чтобы ставить на них

посуду – чашки, чайник, вазы с цветами. В будние дни часто пользуются

обычными вещами, а в праздничные дни – более красивыми и нарядными».

Воспитатель: «Ребята, давайте смастерим с вами красивые и нарядные салфетки

для бабушки Федоры».

Посуда у бабушки Федоры есть, она ее отмыла, отчистила, красивая она у нее

стала. А вот салфеточки бабушка забыла купить. Ну ничего мы ей обязательно

поможем. И наши салфеточки будут самыми красивыми и нарядными.

Бабушка Федора благодарит детей за помощь и хорошую работу. Ей салфеточки

очень очень понравились

Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка «Мыло для

кукол».

Цель: закрепить знания детей о мыле, его пользе.

Задачи:

- продолжать формировать навыки работы с пластилином;

- способствовать развитию эстетического восприятия;

- развивать общую и мелкую моторику;

- закрепить умение детей отрывать маленькие кусочки от большого комка, катать

шарики и сплющивать их;

- воспитывать аккуратность в работе;

- воспитывать сочувствие к чужой беде и желание помочь.

Предварительная работа: чтение К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание

иллюстраций к произведению К. Чуковского «Мойдодыр», беседа с детьми о

здоровом образе жизни.

Оборудование: пластилин, доска, салфетки, кукла, таз с водой, мыло, мочалка;

различные кусочки мыла, картинки о мыле.

Ход ООД:

Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, какие вы все красивые, опрятные. А я сегодня, когда шла

на работу, встретила нашу знакомую куклу Таню, посмотрите, какая она чумазая.

(Воспитатель приносит куклу). Танюша, ты почему такая грязная?

Кукла Таня: Ребята, я так люблю играть на улице: строить из песка замки,

пускать кораблики и собирать камешки, но я очень не люблю мыться.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Тане историю про мальчика, который не

любил мыться и от него все убежали. (Рассказ детей).

Кукла Таня: Ой, я не хочу быть грязнулей, и чтобы от меня все убежали. Ребята,

помогите мне стать чистой.

Воспитатель: Ребята поможем Тане? (Ответы детей)

Воспитатель: А что мы для этого должны сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. А ну-ка, ребята, давайте возьмём таз с водой, мыло и

мочалку и попробуем куклу отмыть.

(Воспитатель ставит на стол таз с водой, берёт в руки мыло и мочалку и

предлагает детям помыть куклу).Хочу такой сайт

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот теперь Таня чистая.

Спасибо, что помогли кукле привести себя в порядок! Что нам для этого

потребовалось? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, вода, мыло и мочалка. Для чего нужно мыло? (Ответы

детей).

Воспитатель: Правильно, чтобы кожа была чистой и на её поверхности не

скапливались микробы, от которых мы можем заболеть.

А чтобы Таня могла и впредь за собой ухаживать, давайте слепим для неё из

пластилина и подарим мыло.

Но сначала давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика: Ах, вода, вода, вода!

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (трём ладошку о ладошку)

Брызги- вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым,

Вытрем ручки очень быстро. (имитируем вытирание)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какого цвета и формы бывает мыло?

Какого цвета мыло мы будем лепить? (Дети рассматривают иллюстрации о мыле

и натуральные кусочки мыла). (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте вспомним, как будем лепить мыло.

(Воспитатель показывает порядок действий. Дети смотрят внимательно и

показывают движения в воздухе).

Воспитатель: Отщипываем от большого кома пластилина маленький, круговыми

движениями скатываем в шар и сплющиваем. Получилась мыло.

(Дети рассматривают приготовленный материал перед собой и начинают работать

по подсказке воспитателя. Воспитатель помогает детям).

Воспитатель: Давайте закончим работу. Дети заканчивают лепку.

Воспитатель и кукла проводят физ. минутку.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем,

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Повернем головку вправо,

Повернем головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Все слова сопровождаются движениями согласно текста).

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).

Занятие по аппликации во второй младшей группе «Украсим платочки»

Задачи:

-формировать навык пользования носовым платком;

- продолжать совершенствовать навык пользования клеем;

- учить наклеивать готовые изображения на бумагу, создавая красивый узор.

Материал: Кукла Даша, платочек, заготовки для аппликации, клей, кисточки,

салфетки, клеенки.

Ход занятия:

1часть. Организационный момент.

-Ребята, отгадайте загадку: тает снежок, ожил лужок. День прибывает, когда это

бывает? (весна)

-Правильно, на улице весна, все расцветает, снег тает, превращается в воду,

образуя лужи. Мы одеваем обувь, в которой наши ножки не промокнут. Какая это

обувь? (резиновая)

2часть.

-Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Даша. Она грустит.

-Здравствуй, Даша. Почему ты грустишь?

-Здравствуйте, ребятки. Сегодня я с подружками пошла гулять, а резиновые

сапожки не одела, и мои ножки промокли. Я немного простудилась, у меня

начался насморк, мне трудно дышать через нос (АПЧХИ) А у меня

даже платочка нет.

-Ребята, а вы знаете для чего Даше нужен носовой платок? (вытирать нос, когда

идут сопли, или закрывать рот, когда кашляешь)

-А для чего это нужно делать? (чтобы не заразить окружающих)

-Правильно!

Маленький платочек

В кармашек положи.

Если насморк у тебя,

Носик вытирай,

И обратно убирай.

Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, как

складывать его после употребления убирать в карман, демонстрируя это на кукле.

Физкультминутка.

Мы в ладоши хлопаем,

Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши)

Ножками мы топаем,

Топ-топ-топ. (потопать ногами)

А теперь попрыгаем,

Прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)

Ножками подрыгаем,

Дрыг-дрыг-дрыг. (упор на одну ногу, другой свободные движения вперед-назад)

Я теперь мы посидим. (присели на корточки)

Друг на друга поглядим. (поворот головы вправо-влево)

-Дети, а давайте мы сделаем Даше и ее подружкам красивые носовые платочки!

Садимся за столы, наклеиваем аппликацию на платочки.

Воспитатель подходит, помогает.

-Посмотри, Даша, какие красивые платочки у нас получились!

-Ребята, какие вы молодцы! Очень красиво!

-Посмотрите, ребята, Даша повеселела, и зовет вас поиграть. Выходите все на

коврик.

п/и» Карусель». Даша в середине.

3часть. Заключительная.

-Ребята, что мы с вами сегодня делали? Давайте теперь все наши платочки

подарим Даше.

-Спасибо вам ребятки, что научили меня пользоваться платочком. Теперь я

всегда буду носить платок в кармашке, и подружек своих научу нос вытирать

и платок не забывать. Мне так у вас понравилось, обязательно приду к вам еще.

До свиданья, ребятки!

-До свидания, Даша!

Конспект по художественно-эстетическому развитию (рисование).

«Дорисуй расческу кукле Тане».

Цель:

Формирование навыков здорового образа жизни

Задачи:

-знакомить с предметами туалета и их назначением

-воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть

красивыми, чистыми, аккуратными

-учить детей рисовать предметы, состоящие из линий; рисовать предметы крупно,

располагая изображения по всей поверхности листа

-развивать речь и мышление

-развить мелкую моторику

Оборудование:

Кукла Таня; расчёска; картинка с изображением расчёски; альбомный лист;

акварельные краски; клеёнка; кисточка; баночка с водой; салфетки.

Ход занятия:

В центре круга находится воспитатель. Он показывает движения, читает текст

стихотворения, дети повторяют за воспитателем.

Мы проснулись рано утром (шагают на месте)

Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны

вверх)

Чтобы сон ушёл-зевнули,

Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево-вправо; отводят руки к

плечам)

Разбудил нас бег на месте,

К ванне побежали вместе (выполняют упр. «пружинка»; руки на поясе)

Умывались и плескались, зубы вычистить пытались (выполняют круговые

движения около лица)

Причесались аккуратно (гладят ладонями от макушки к вискам)

Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз,

опускают руки)

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть! (упр. «пружинка», хлопают в ладоши).

Воспитатель хвалит ребят и приглашает сесть на стульчики за столы. Появляется

кукла расстроенная кукла Таня, у неё сломалась расчёска, просит ребят

нарисовать ей новую.

Воспитатель показывает детям расчёску, вспоминают как пользоваться и зачем (с

помощью наводящих вопросов дети отвечают).

Попробуйте нарисовать расчёску на альбомном листе. Проводят кисточкой в

воздухе рисуя прямые линии.

Рисуют красками, индивидуальная помощь (воспитатель помогает правильно

направить кисточку).

Рассматривание работ: кукла Таня благодарит ребят, воспитатель хвалит, отмечая

работу каждого ребёнка. Прощаются с куклой Таней.

Конспект образовательной деятельности по лепке "Тарелочка"

Тема: Лепка из пластеина «Тарелочка».

Цель: познакомить с приемами лепки тарелки.

Задачи.

Образовательные:

• Расширить представления о свойствах пластилина

• Формировать умение скатывать пластилин

в шар и расплющивать ладонями в диск, делать невысокий бортик.

Развивающие:

• Содействовать развитию мелкой мускулатуры рук детей.

• Совершенствовать навыки лепки из пластилина

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к лепке из пластилина

• Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа:

• Рассматривание предметов столовой посуды.

• Рассматривание иллюстраций с изображением посуды.

Материалы к занятию.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель приносит в группу тарелочку. Дети, по желанию, подходят и

рассматривают ее. Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Евсеевой:

Тарелка – ах!

Тарелка – ух!

Из тонкого фарфора.

Белей, чем самый белый пух,

И ярче светофора.

2. Актуализация в игровой ситуации.

- Ребята, посмотрите, что у меня!

Вот тарелка для Валерки – желтые колечки.

Для котлеты, для пюре, для блинов и гречки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть тарелку, потрогать ее, обвести

пальчиком край тарелки, почувствовать тяжесть тарелки, обращает внимание на

форму.

- Дети, для чего нужна тарелка? Ответы детей о назначении тарелок.

- Как вы думаете, из чего она сделана? Ответы детей.

- Ребятки, вам нравится эта тарелочка? Какой она формы? Какого размера?

Ответы детей.

- Как вы думаете, что с ней можно делать, ведь она такая маленькая? Ответы

детей.

- Конечно же, тарелочка – это посуда. На нее можно класть еду. Ребята, я

предлагаю вам поиграть. Хотите? Ответы детей.

Физкультминутка «Каша»

Эта каша для Любаши,

(Держат руки перед собой, сложенные ковшом)

Пар над кашей поднялся.

(Потянуться руками вверх)

Где же каша?

(Пожимают плечами)

Нету! Вся!

(Отрицательно качают головой, машут рукой)

3. Затруднение в игровой ситуации.

- Вы правы, из нее можно покормить куклу. Но у нас в группе много кукол, я

думаю, что каждая из них захотела бы кушать из такой тарелочки. Что же

делать? Ответы детей.

- Как же нам поступить, ребятки? Как порадовать кукол?

Если дети не проявляют инициативу, то подсказать, что можно слепить тарелку

из пластилина.- Хотите порадовать наших кукол? Слепите для них тарелочки

пластилина? Ответы детей.

- Но сначала нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Месим глину»

Мы глину месили, мы глину месили,

(сжимать и разжимать кулачки)

Нас тщательно всё промесить попросили,

(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)

Но, сколько не месим и сколько не мнём,

(похлопывать ладошками по коленям)

Комочки опять и опять достаём.

(хватательные движения вытянутыми руками)

4. Открытие нового знания.

Воспитатель предлагает детям разместиться за столами. Напоминает о том, что

работать нужно аккуратно, подсказывает последовательность лепки:

- скатать шар (можно показать движение рук в воздухе);

- сплющить шар между ладонями (показать);

- сделать небольшой бортик, прищипывая край (показать).

Звучат вариации на темы русских народных песен.

Дети лепят тарелочки. Воспитатель от имени куклы оказывает индивидуальную

помощь жестами, советами, вопросами. Осуществляет индивидуальную работу с

детьми, испытывающими затруднения.

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята что мы сегодня с вами делали? Ответы детей.

- Из чего мы вылепили тарелочки для кукол? Ответы детей.

- Как мы раскатывали пластилин? Как сплющивали ее ладошками? Что делали

потом? Ответы детей сопровождаются имитационными движениями вместе с

воспитателем.

- Какой формы наши тарелочки? Ответы детей.

6. Итог.

- Детки, какие красивые тарелочки у нас получились! Я думаю, что они очень

понравятся куклам. Какие вы, молодцы, смогли сделать такие чудесные подарки.

Спасибо вам!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».