21.04.2022
Конспект
родительского собрания: «Воспитание самостоятельности у детей младшего
дошкольного возраста».
Цель:
повышение педагогической культуры у родителей в воспитании самостоятельности у
детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
способствовать развитию понимания у родителей ценности в воспитании
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. активно привлекать
родителей развитию навыков самообслуживания детей дома.
Ход
собрания: Беседа о самостоятельности. Возрастные особенности. Дискуссия «Может
ли маленький ребенок быть самостоятельным?». Осложнения в отношениях ребенка и
взрослого приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию.
Подведение итогов. Стих воспитателя. Родители делятся опытом
.
Стихотворение «Я сама» И. Муравейка:
– Давай будем одеваться…
–
Я сама! Я сама!
–
Пойдём, будем умываться…
–
Я сама! Я сама!
– Ну идём хоть причешу я…
–
Я сама! Я сама!
– Ну давай хоть накормлю я…
–
Я сама! Я сама!
Самостоятельность
– это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо
с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия
времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли
маленький ребенок быть самостоятельным?
Вы
совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему
большой вред, лишает его самостоятельности.
Уже
к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него
появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в
коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может
наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а
стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал
раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и
добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом,
подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное
влияние на развитие личности ребенка.
Стихотворение
«Взрослым» (М. Шварц)
Я
в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я
один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказy – одеваться,
По
приказy – yмываться,
Ровно
заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – yчиться,
По
режимy – спать ложиться,
По бyдильникy – вставать!
Теперь
вам ясно, почемy
Начал
огрызаться я?
Конец терпенью моемy,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
А
вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие
пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Родители
делятся опытом
Итак,
дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют
выполнять самостоятельно?»
Давайте попробуем составить перечень действий,
доступных для выполнения детям младшей группы:
– Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не
разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо
вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
–
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать,
вешать.
– Своевременно пользоваться носовым платком,
туалетом.
– Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу
закрытым ртом.
–
Пользоваться ложкой, салфеткой.
– Убирать игрушки, строительный материал в
определенное место.
Для
того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать
необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту
ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета,
постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но
создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и
воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить
действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно
научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Ситуация
для анализа.
При
формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем,
что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в
подобных ситуациях? Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена
принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив
какихлибо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас
же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул,
мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос:
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация:
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на
одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился
мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч,
убегает с ним.
Вопрос:
Как должна поступить мама в этой ситуации?
Ситуация:
«Илюша (3года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то,
после долгих усилий, колготки почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно,
этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит,
эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается
натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам! Сам! Сам!»
Мать
отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:1. Правильно ли поступила мать?
Обоснуйте?
2. Как вы думаете почему она так поступила?
3.
Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
4.
Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
5.
Что ваш ребенок делает сам?
Ситуация
«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно
беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не
хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что
надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно
заявляет: «не хочу, не умею» Зато дома с взрослыми у Алеши властный,
требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат
предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный! », «Он еще очень
маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в
присутствии мальчика.
Вопросы:1.
Чем обусловлена беспомощность Алеши? Какую оценку вы дадите взрослым?
2. Можно ли такими методами воспитывать у
ребенка самостоятельность?
А
теперь отдохнем – небольшую разминку проведем… Эстафета для родителей «продолжи
фразу» Мячик передаем из рук в руки.
1
команда. «Меня радует в ребенке…»
2
команда «Мой ребенок будет слушаться, если…»
3.Вопросы
родителям:
Какие
самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику? Что ваш
ребенок делает сам?
Стихотворение
«Что взяла, клади на место» (З. Александрова)
Это
Оленьке известно:
Что
взяла, клади на место!
Только
девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На
паркет кладет подушку,
Прячет
ботики в буфет.
Всё
на месте или нет?
Если
мама промолчала,
Надо
делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На
паркет поставить кружку,
Сунуть
ботики в кровать…
Кажется,
не так опять? О
ля
смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё
расставить по местам.
И в заключении…
В
закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с
куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании,
раздевании, умывании. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже
прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на
поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает
менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего
дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка
порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им
возможность увидеть, чему они научились, чему еще научатся. За что можно
похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
Похвалы заслуживает старание, усидчивость,
находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть
новыми действиями. Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать:
«молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком
хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой,
преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает
укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности,
добиваться результата.
В
младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все
виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая
воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть
примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно
с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся
воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности.
Успехов
Вам в воспитание самостоятельности и сотрудничества в работе с детьми!