03.10.2022
Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Одним из главных
психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО,
является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с
детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это
способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых,
направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе
обучения.
В своей работе
использую различные методы:
1. Наглядные:
наблюдение; рассматривание картин; демонстрация мультфильмов,
видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в
качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
2.
Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты;
моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на
наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим
мышлением.
3. Словесные:
рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям;
беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все три группы методов используются
в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения
воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и
форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных
целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и
обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение,
выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность
воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций,
фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Форма организации обучения
Форма организации
обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в
определенном порядке и режиме.
Непосредственно
образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма,
индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма –
это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания
занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная
структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность
обучения.
Групповая
(подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для
комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.
Индивидуальная –
позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако
требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт,
ограничение сотрудничества с другими детьми.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения -
это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы,
используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации
и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных
целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая
современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
·
печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.);
·
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
·
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные фильмы на цифровых носителях);
·
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации
настенные, магнитные доски);
·
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные);
·
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
·
тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование,
спортивные снаряды, мячи и т.п.).
·
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
·
объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и
т.п.);
·
печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
·
проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное
воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и
мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС
ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и
методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие
личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их
эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к
другим людям.
Мы даем возможность
каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.