01.06.2022
Программа в области
физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок
обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней
оздоровительной подготовке в течение периода своего действия. Максимальный срок
реализации программы 3 года.
Программа основана на
выполнении стандартизованных комплексов
строго регламентированных
физических упражнений в форме круговой
тренировки, проводимой в
достаточно высоком темпе с кратковременными паузами для отдыха, и включает
основной комплекс, комплексы для направленного развития физических качеств и
блок подвижных игр:
1) Основной (разминочный)
комплекс.
2) Комплекс для развития мышц
живота, спины и плечевого пояса.
3) Комплекс для развития
прыгучести.
4) Комплекс для развития
гибкости.
5) Комплекс «Акробатика».
6) Подвижные игры.
Программа содержит описание
комплексов физических упражнений,
методические указания по
их выполнению и рекомендации по проведению аттестации занимающихся.
Главным требованием
Программы и ее специфической чертой является стандартизация – повторение на
каждом занятии одних и тех же комплексов упражнений (состоящих, в свою очередь,
из одних и тех же упражнений) в одной и той же последовательности. При этом
также стандартизуется техника выполнения, применяемые команды и терминология.
Все упражнения
разминочного комплекса выполняются в строго регламентированной
последовательности, с едиными требованиями к технике выполнения упражнений,
терминологии и командам.
Разминочный комплекс
является неизменным и обязательным к выполнению на всех тренировках на всем
протяжении действия программы для всех возрастов.
Изменения в основном
разминочном комплексе, а также других комплексах, могут касаться только объема
выполняемых упражнений, темпа выполнения упражнений и совершенствования техники
выполнения упражнений.
1. Построение и
приветствие
И.п. – основная стойка:
пятки вместе, носки врозь, плечи расправлены, руки вытянуты вниз и прижаты. Вся
группа выстраивается по одной линии.
Тренер (громко, бодро и
четко): «Здравствуйте, юные гимнасты!»
Воспитатели (слаженно,
громко, бодро): «Здрасть!»
2. Игра на построение
Тренер – 2 хлопка в
ладони.
Воспитатели – начинают
хаотично двигаться по залу.
Тренер – 1 хлопок в
ладони, сразу громко считает: «Раз, два, три!».
Воспитатели – быстро
строятся по одной линии на свои места, на счет «три»
построение должно быть
закончено.
Методические указания:
- хлопать в ладони
громко;
- при перемещении нельзя
толкаться и касаться друг друга;
- не кричать;
- повторить игру 2-4
раза.
3. Ладошки
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Ладошки!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – на 7 счетов
интенсивно растирают ладони, на 8-й счет быстро
хлопают в ладони.
Методические указания:
- растирать ладони, чтобы
было горячо;
- хлопать в ладони,
растопырив пальцы;
- повторить упражнение
2-4 раза.
4. Фонарики
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Фонарики!» и начинает считать
от 1 до 8.
Воспитатели – на каждый
счет выполняют разгибание рук в локтевых
суставах, одновременно
раскрывая кисти и разводя пальцы.
Методические указания:
- в исходном положении
руки согнуты в локтях на высоте плеч, кисти сжаты;
- разгибание рук в
локтевых суставах и раскрытие кистей выполнять бросками;
- повторить упражнение
2-4 раза.
5. Спортивная ходьба
Тренер – встает в начале
группы. Хлопая в ладони, командует «Спортивной ходьбой марш!» и начинает
считать от 1 до 8 следующим образом: «раз-два, раз-два, раз-два, три-четыре,
раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь». При этом тренер, продолжая
считать, должен пройти с группой не менее половины круга, затем отойти в
сторону и встать вне круга.
Воспитатели – выполняют
поворот направо и начинают двигаться спортивной ходьбой по кругу против часовой
стрелки.
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Стой, раз-два! Лицом в круг, руки в стороны!»
Воспитатели – выполняют
прыжок на две ноги в неглубокий присед, вытягивая руки в стороны, затем встают
в основную стойку, поворачиваясь лицом внутрь круга.
Методические указания:
- плечи расслаблены,
спина круглая;
- ходьба выполняется
перекатами с пятки на носок;
- шаги мелкие, частые;
- при выносе ноги вперед
коленный сустав разгибать полностью;
- не переходить на бег;
- руки согнуты в локтях и
активно работают, пальцы рук двигаются в направлении носа;
- не перегонять друг
друга и не натыкаться друг на друга;
- дети должны
одновременно останавливаться прыжком на равном расстоянии друг от друга, строго
по кругу;
- тренеру запрещается
стоять внутри круга;
- упражнение выполняется
на 1-2 круга.
6. Зарядка
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Зарядка!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
основная стойка, руки вытянуты вниз и прижаты выполняют:
- на счет 1 – руки на
пояс;
- на счет 2 – руки
(кисти) к плечам, локти в стороны-вниз;
- на счет 3 – руки
вытянуть вверх, ладони обращены внутрь;
- на счет 4 – опустить
руки через стороны вниз в и.п.;
- на счет 5-8 – то же,
что и на счет 1-4.
Методические указания:
- менять темп выполнения
(ускорять, замедлять);
- при счете 3 потянуться
вверх, смотреть на пальцы рук;
- повторить упражнение
2-4 раза.
7. Спортивная ходьба (см.
п. 5)
8. Высокие полупальцы
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Высокие полупальцы!» и начинает считать от 1 до 8, затем, хлопая в
ладони, командует «Стоим!» и снова считает от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
пятки вместе, носки врозь, ягодицы сжаты, руки на поясе выполняют:
- на первые 8 счетов: на
нечетные счета подъем на носки, на четные счета опускание на пятки.
- на вторые 8 счетов:
вытянуть руки в стороны, подняться на носки и удерживать это положение.
Методические указания:
- в и.п. плечи
развернуты, смотреть вперед, живот втянут;
- стоя на носках, не
прогибаться;
- подниматься на носки
как можно выше;
- при подъеме на носки
ноги в коленных суставах выпрямлять полностью;
- при удержании положения
стоя на носках держать пятки как можно выше;
- повторить упражнение 2
раза.
9. Спортивная ходьба (см.
п. 5)
10. Сед между пятками
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Сед между пятками!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – принимают
и.п. сидя на полу между параллельно установленными голенями, носки оттянуты,
руки на поясе. Выполняют:
- на нечетные счета
приподнимание из седа и выведение таза вперед с небольшим прогибом в спине;
- на четные счета опускание
в и.п.
Методические указания:
- в и.п. ягодицы должны
быть прижаты к полу;
- при выведении таза
вперед живот втянут;
- повторить упражнение 2
раза.
11. Прыжком встать
Тренер – командует
«Прыжком встать!», затем «И-раз-два!».
Воспитатели – из и.п. сидя
на полу между пятками, руки на поясе по предварительной команде «И!» вытягивают
руки в стороны, по исполнительной команде «Раз-два!» толчком двумя с махом
руками выпрыгивают в глубокий присед на высокие полупальцы, колени врозь, руки
вытянуты вперед, затем встают в основную стойку, руки вытянуты вверх.
Тренер – командует
«Три-четыре-сели!», затем «И-раз-два!».
Воспитатели – снова
садятся между пятками и повторяют выпрыгивание в присед.
Методические указания:
- отдельно отработать
взмах руками (без выпрыгивания);
- на стадии освоения
допускается выпрыгивание в положение приседа на высоких полупальцах, опора
руками в пол («кошачья лапка»), спина круглая;
- при выпрыгивании на
пятки не опускаться;
- повторить упражнение 4
раза.
12. Спортивная ходьба (см.
п. 5)
13. Высоко поднимая
колени
Тренер – командует
«Высоко поднимая колено!», затем начинает считать
«И-раз-и-два-и-раз-и-два-и-раз-и-два-и-раз-и-два!».
Воспитатели – из и.п.
ноги вместе, спина круглая, руки согнуты перед грудью, голова наклонена поочередно
высоко поднимают колени точно вперед. После каждого подъема нога четко и с
силой опускается на пол на то место, где она стояла. Под счет «и раз» , «и два»
работает левая нога, правая нога ставится между счета.
Методические указания:
- взгляд направлен вниз;
- при подъеме ноги носок
не оттягивать;
- при опускании ноги
колено с акцентом выпрямлять полностью;
- темп при выполнении не
меняется;
- повторить упражнение 2
- 4 восьмерки.
14. Спортивная ходьба
(см. п. 5)
15. Глубокие приседания
Тренер – командует
«Глубокие приседания!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
пятки вместе, носки врозь, руки на поясе выполняют: на нечетные счета глубокие
приседания, на четные счета подъем в и.п.
Методические указания:
- при приседании
подниматься на высокие полупальцы, колени врозь;
- не наклоняться вперед;
- при возвращении в и.п.
выпрямить ноги;
- повторить упражнение 2
раза по восемь счетов.
16. Спортивная ходьба
(см. п. 5)
17. Упор присев – упор
лежа
Тренер – командует «Упор
присев – упор лежа!» и начинает считать
от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
основная стойка, руки вытянуты вниз и прижаты выполняют:
- на счет 1 – опуститься
в упор присев, ступни на высоких полупальцах, ягодицы не касаются пяток, взгляд
вперед;
- на счет 2 – толчком
двумя принять упор лежа, ноги прямые, носки упираются в пол, взгляд вперед;
- на счет 3 – толчком
двумя принять упор присев;
- на счет 4 – встать в
основную стойку;
- на счет 5-8 – то же,
что и на счет 1-4.
Методические указания:
- в положении упора лежа
ягодицы зажаты, живот втянут, спина круглая;
- менять темп выполнения
(ускорять, замедлять);
- повторить упражнение
2-4 восьмерки.
18. Отдых
Тренер – командует
«Отдыхаем!» и начинает медленно считать от 1 до 8.
Воспитатели – ложатся на
живот, ноги вытянуты, голову положить на согнутые руки (щека на тыльной стороне
кисти), глаза закрыть, не шевелиться.
19. Бег, высоко поднимая
колени
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Бегом марш!» и начинает считать от 1 до 8 следующим образом:
«раз-два, раз-два, раз-два, три-четыре, раз, два, три, четыре, пять, шесть,
семь, восемь». Каждый счет акцентируется хлопком.
Воспитатели – встают и
начинают бег с высоким подниманием коленей по кругу против часовой стрелки,
руки на поясе.
Тренер – командует «Стой,
раз-два! Лицом в круг, руки в стороны!»
Воспитатели – выполняют
прыжок на две ноги в глубокий присед, вытягивая руки в стороны, затем встают в
основную стойку, поворачиваясь лицом внутрь круга.
Методические указания:
- не перегонять друг
друга и не натыкаться друг на друга;
- максимально высоко
поднимать колени;
- дети должны
одновременно останавливаться прыжком на равном расстоянии друг от друга,
образуя круг;
- пробежать 2-3 круга.
20. Захват большого
пальца
Тренер – командует
«Захват большого пальца!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
ноги на ширине плеч, руки вытянуты вниз и прижаты к туловищу, спина круглая,
подбородок на грудь, взгляд вниз выполняют:
- на нечетные счета
подъем рук через стороны вверх с захватом большого пальца одной руки пальцами
другой руки;
- на четные счета
опускание рук через стороны вниз в и.п.
Методические указания:
- при поднимании рук
потянуться вверх, поднять голову и посмотреть вверх;
- повторить упражнение
1-2 раза.
21. Лодочка
Тренер – хлопая в ладони,
командует «Лодочка!» и начинает считать от 1 до 8, затем командует «Держим!» и
снова считает от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
лежа на животе лицом вниз, тело вытянуто, голова спрятана между рук, ноги
вместе, колени выпрямлены, носки оттянуты, руки вытянуты вперед с захватом
большого пальца выполняют:
- на первые 8 счетов:
а) на нечетные счета
прогибаясь в спине и поднимая голову, одновременно приподнять руки и ноги,
взгляд на пальцы рук;
б) на четные счета
опуститься в и.п.
- на вторые 8 счетов:
приподнять руки и ноги и удерживать это положение.
Методические указания:
- приподнимать руки и
ноги на максимальную высоту;
- ноги удерживать вместе;
- при опускании ноги и
руки класть на пол;
- работать на контрасте
«напряжение-расслабление»;
- повторить упражнение 1
раз.
22. Спортивная ходьба (см.
п. 5)
23. Отжимания
Тренер – командует
«Отжимания!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – принимают
и.п. упор лежа на ладонях и выполняют сгибание-разгибание рук на каждый счет.
Методические указания:
- ноги прямые, живот
втянут, ягодицы сжаты, ступни вместе, носки упираются в пол;
- шея, спина, ноги на
прямой линии;
- в нижнем положении
касаться щекой пола, живот пола не касается;
- при разучивании
отжиманий нельзя отжиматься с коленей, необходимо отжиматься только с опорой на
носки;
- при разучивании
отжиманий тренер должен помогать ребенку, слегка нажимая ладонью снизу в живот;
- повторить упражнение
1-4 раза.
24. Обезьянки
Тренер – командует
«Обезьянки!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – принимают
и.п. глубокий присед, согнутые руки перед грудью
и выполняют:
- на счета 1-4 быстрые
вращения раскрытыми кистями;
- на счета 5-8 толчком
двумя выход в стойку на руках и удержание
этого положения.
Методические указания:
- разучивание упражнения
проводится со страховкой тренером;
- упражнение выполняется
на 2-м и 3-м этапе адаптации;
- при вращении кистями
смотреть вперед;
- при выходе в стойку на
руках пальцы рук разведены, слегка согнуты, «вцепляются» в пол;
- дети со средней
степенью адаптации могут выполнять стойку на руках с согнутыми ногами;
- повторить упражнение
2-4 раза.
25. Отдых (см. п. 18)
26. Спортивная ходьба
(см. п. 5)
27. Сед на группировку
Тренер – командует «Сед
на группировку!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – принимают
и.п. упор сидя сзади, ноги вместе и выполняют:
- на нечетные счета
принять положение группировка сидя;
- на четные счета
возвратиться в и.п.
Методические указания:
- в и.п. ноги вытянуты
вперед, спина прямая, руки за спиной создают опору, взгляд вперед;
- для принятия положения
группировка сидя ладонями подтянуть голени к груди (каждая рука держит свою
ногу), пятки подтянуть к ягодицам, колени врозь, голова между коленей, спина
круглая, взгляд вниз;
- в процессе выполнения
упражнения тренер проверяет качество группировки у 1-2 детей, приподнимая их за
лодыжки, при этом ребенок должен оставаться в группировке;
- повторить упражнение 2
раза.
Примечание. На 3-й стадии
адаптации упражнение можно выполнять
из и.п. лежа на спине,
руки выпрямлены за головой, ноги вместе, ступни
вытянуты.
28. Перекаты в группировке
Тренер – командует
«Перекаты в группировке!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
группировка сидя выполняют:
- на нечетные счета
сделать перекат назад на шею, сохраняя группировку;
- на четные счета сделать
перекат вперед в и.п., сохраняя группировку.
Методические указания:
- при перекатах не терять
группировку, держать пятки притянутыми к ягодицам, голову между коленей;
- при перекате назад таз
должен оказаться наверху;
- повторить упражнение 4
-6 раз.
29. Спортивная ходьба
(см. п. 5)
30. Отскоки в глубоком
приседе
Тренер – командует
«Отскоки в глубоком приседе!» и начинает считать
от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
глубокий присед, руки на поясе, ступни на высоких полупальцах выполняют:
- на 7 счетов мелкие
подскоки;
- на 8-й счет
выпрыгивание вверх с полным выпрямлением ног и взмахом рук вверх.
Методические указания:
- выпрыгивание
выполняется со взмахом руками вперед-вверх, в спине не прогибаться, живот
втянут, взгляд вверх на пальцы рук;
- при приземлении в
глубокий присед удержаться на высоких полупальцах;
- повторить упражнение 4
раза.
31. Отдых (см. п. 18)
32. Спортивная ходьба
(см. п. 5)
33. Отжимания (см. п. 23)
34. Обезьянки (см. п. 24)
35. Наклоны
Тренер – командует
«Наклоны!» и начинает считать от 1 до 8.
Воспитатели – из и.п.
основная стойка, руки на поясе, ноги на ширине плеч выполняют:
- на нечетные счета
наклон вниз, коснуться ладонями пола;
- на четные счета
вернуться в и.п.
Методические указания:
- допускается и.п. пятки
вместе, носки врозь;
- при наклоне ноги в
коленных суставах не сгибать;
- доставать пол всей
поверхностью ладоней, а не только пальцами;
- повторить упражнение
1-2 раза.
36. Отдых (см. п. 18)
37. Игра на построение
(см. п. 2)
38. Построение и
завершение занятия
И.п. – основная стойка:
пятки вместе, носки врозь, плечи расправлены, руки вытянуты вниз и прижаты. Вся
группа выстраивается по одной линии.
Тренер (громко, бодро и
четко): «Занятие закончено! До свидания!»
Воспитатели (слаженно,
громко, бодро): «До свидания!»