25.05.2022
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Колобок»
комбинированного
вида г.Улан-Удэ
Воспитатель: Антропова Ирина Николаевна
Списочный состав средней
группы «Светлячки» составляет 35 детей, 18-мальчиков, 17-девочек.
Весь учебный год
дети занимались по программе обучения: ООП ДО «Детский
сад 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева.
В
неделю с детьми проводилось занятия такие как: музыка, рисование, аппликация,
лепка, художественная литература, развитие речи, окружающий мир,
физическое развитие, количество проводимых занятий соответствовало возрасту
детей. Ежедневно с детьми для полноценного физического развития и повышения
двигательной активности проводилась утренняя гимнастика, которая длилась 7- 10
минут. В ходе гимнастики дети учились работать с различными спортивными
снарядами такими как: косичка, лента, обруч, кегли, мяч, кубики,
лента. Значительно улучшились показатели уровня знаний детей во всех
направлениях образовательной деятельности.
Основными приоритетными направлениями группы общеразвивающей
направленности от 4 до 5 лет являются:
-Физкультурно-оздоровительное
-Социально–коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
- Речевое развитие
-Художественно–эстетическое развитие
1. В образовательной области «Физическое развитие» продолжала учить
детей ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений, ползать разными
способами, прыгать с места в длину, мягко приземляться, ловить мяч кистями рук,
метать предметы правой и левой руками. Отбивать мяч об землю. Выполнять
упражнения на статическое и динамическое равновесие. Строиться в колонну по
одному, парами, в круг, шеренгу. Выполнять повороты направо, налево.
Ориентироваться в пространстве, придумывать варианты подвижныхигр.
С детьми проводились игры: «Гуси, гуси…», «У
медведя во бору», «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездомный
заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Птички
и орел», «Ловишки», «Замри», «Прятки», «Кегли», «Попади
в цель», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Лохматый
пес» и др.
Использовала различные средства физического воспитания в комплексе:
рациональный режим, питание, различные виды двигательной активности (утренняя
гимнастика, физминутки, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги,
спортивные занятия).
Учила соблюдать элементарные правила гигиены, пользоваться расческой,
мылом, полотенцем, носовым платком. Аккуратно принимать пищу, правильно
пользоваться столовыми приборами. Салфеткой, обращаться за помощью ко взрослым
при заболевании.
2. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировала умение бережно относиться к своей одежде, уметь приводить ее
в порядок;
- вызывала стремление самостоятельно поддерживать порядок в группе и
на участке детского сада, убирать рабочее место после
окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой;
- развивала умение владеть навыками безопасного поведения в подвижных и
спортивных играх;
- учила пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил
безопасности;
- дети знают правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на
улице, дома, на зимней дороге;
С детьми проводила наблюдения, беседы, подвижные игры, соревнования,
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рисование рисунков на соответствующие
темы, аппликации, читала детям рассказы, сказки, стихотворения.
3. В образовательной области «Познавательное развитие» детей учила:
-различать из каких частей составлена группа предметов,
называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
- считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько
всего?»;
- сравнивать две группы путем поштучного соотнесения
предметов (составление пар);
- раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины,
высоты) в
возрастающем и убывающем порядке; рассказать о величине каждого предмета в
ряду;
- различать и называть геометрические фигуры, их характерные отличия;
- различать левую и правую руку;
- определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад,
вверх, вниз, а также части суток;
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещении, на
участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные
для восприятия и обследования;
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ;
- рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию;
- участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами,
делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать и не ломать
растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
- рассказывать о сезонных явлениях и изменениях природы;
- самостоятельно повторить проделанные со взрослым опыты;
сопоставлять
- результаты наблюдений, сравнивать, анализировать. Делать выводы и
обобщения;
С детьми проводила занятия по ФЭМП, наблюдения, опыты, беседы, читала
художественную литературу, проводила подвижные игры, сюжетно-ролевые игры,
дидактические игры, в занятиях использовала мнемотехнику.
4. В образовательной области «Речевое развитие» обогащала
словарь детей
вежливыми словами, побуждала использовать в речи фольклор (пословицы,
потешки, песенки, поговорки). Показывала значение родного языка в
формировании основ нравственности. Продолжала развивать речь как
средство общения. Поощряла попытки ребенка делиться с педагогом и со
сверстниками разнообразными впечатлениями. В повседневной жизни, в играх
подсказывала детям формы выражения вежливости (попросить прощения,
извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учила детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять. Обогащала речь детей существительными,
обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношения к труду. Закрепляла правильное
отчетливое произнесение звуков. Продолжала развивать
фонематический слух, учила определять место звука в слове (начале,
середине, конце). Отрабатывала интонационную выразительность речи.
Развивала монологическую и диалогическую формы речи, умение составлять рассказы
о событиях из личного опыта; формировала умение составлять небольшие рассказы
творческого характера на тему, предложенную воспитателем,
высказывать желание послушать определенное литературное произведение, с
интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг, с помощью
взрослого драматизировать и инсценировать небольшие сказки. Учила рассказывать
стихи, рассказы, сказки при помощи мнемотаблицы.
5. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» учила
выделять выразительные средства дымковской и филимоновской
игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В Рисовании: учила изображать предметы и явления, используя умение передавать их
выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования разных материалов: карандашей,
фломастеров, красок (гуашь, цветных восковых мелков. Формировала умение
передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая
их на листе бумаги в соответствии с содержанием сюжета.
В Лепке: учила создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в
коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов.
В Аппликации: учила правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по
диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно
срезать и закруглять углы, аккуратно наклеивать изображения предметов,
состоящих из нескольких частей, составлять узоры из растительных форм и
геометрических фигур.
В Конструировании: расширяла знания и представления о конструируемых объектах, о
деятельности людей, связанных со строительством, создании техники, предметов,
вещей. Учила анализировать постройки, конструкции, обыгрывать их.
Работу планировала в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
учитывая интеграцию областей, САНПИН. По программе проводились занятия,
развлечения, игры
Тема самообразования была: “ «Воспитание
нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных
сказок».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем
примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по
отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных
качествах: доброте, милосердии, справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников
группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые
проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь
товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки
сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет
формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения
данной проблемы я выбрала русские народные сказки, которые близки
мышлению и представлениям ребёнка.
Дошкольное детство – небольшой
отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно
больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном
воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно,
что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная
малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся
родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»,
но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают,
многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке
содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как
сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой
следующую цель: повысить свой теоретический, научно – методический
уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила
следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний
путём:
- прохождения курсов повышения
квалификации;
- изучения учебной, справочной и научно
– методической литературы по данной теме;
- посещения РМО;
- самообразования.
2. Систематизировать работу по данной
теме, используя новые информационные технологии (мультимедийное
оборудование, работа на сайте ДОУ и др.)
3. Способствовать освоению и применению
в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах
приобщения детей среднего дошкольного возраста к детской
литературе.
Приступая к работе по данной теме, я
использовала следующую литературу:
Антипина А. Е. Театрализованная
деятельность в детском саду. – М., 2009.
Шиян О. Я. Развитие творческого
мышления. Работаем по сказке. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.
Интернет – ресурсы.
Важнейшим условием успешной реализации
подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок»,
который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями
к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором
имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
Изучение темы начала с подбора русских
народных сказок: «Зимовье зверей», «Волк и семеро
козлят», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и тетерев», «Лисичка
– сестричка и серый волк», «Мороз – Иванович», «Царевна
– лягушка», «Мужик и медведь», «Бобовое зёрнышко», «Теремок».
В январе разработала конспект НОД
с детьми: Рассказывание сказки «Заюшкина
избушка».
В течение года было организовано
чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и
обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским
народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки.
Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем.
Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали
меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во
время чтения книг учила детей аккуратности и бережному
обращению с книгой.
Также в течение года проводились
дидактические игры на материале известных детям сказок. Дети
учились пересказывать фрагменты сказки, закрепляли их названия.
В апреле была проведена литературная
викторина «Что за прелесть эти сказки!» В ходе
викторины обобщили знания по русским народным сказкам.
В феврале было организовано
инсценирование русской народной сказки «Теремок» перед
детьми второй младшей группы.
В январе в группе был организован
конкурс детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Также не маловажное значение имеет и
работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание
сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как
и когда рассказывать сказки». Очень интересно прошёл конкурс
совместного творчества родителей и детей «Герои сказок».
В конце апреля была проведена итоговая
диагностика уровня развития дошкольников. В ходе диагностики дети
показали высокие результаты.
В мае проведена работа над отчётом о
проделанной работе.
Я считаю, что в результате проделанной
работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или
плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря
совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с
родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские
собрания стали проходить в более теплой обстановке.
ВЫВОД:
Ценность сказок заключается
в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное
воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве
правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним
необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки
помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Из всего этого следует: нравственное
воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально
заложена в их сюжете.
Перед родительским комитетом стояла непростая задача: доводить до каждой семьи
и педагогов идеи сотрудничества. Результатом взаимодействия педагогов и
родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского
сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в
праздниках и досугах, совместной познавательно-исследовательской и проектной
деятельности, спортивных мероприятиях. Результаты анкетирования родителей на
предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 88% родителей полностью
удовлетворены системой работы ДОУ.
Проводились праздники:
- Осени;-новогодний утренник ;-досуг
,посвященный 23 февраля;- праздник 8 марта;-1 мая
- проводы весны «Масленица»;- День Победы;-
День защиты детей.
С педагогом по физическому воспитанию
проводились физкультурные мероприятия: досуги, праздники и развлечения.
Также, ребята совместно с родителями участвовали
в творческих выставочных конкурсах, посвященных 23 февраля,8 марта, Новому
году, дню космонавтики ,Дню Победы.
Воспитатели совместно с детьми работали в
экспериментальном уголке группы; совместная высадка семян и выращивание
принесло удовольствия детям , а так же положительные результаты: мы вырастили
хорошую рассаду; у детей сформировался еще интерес и наблюдательность в области
экологического воспитания.