17.03.2020
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад "Колобок"№3 комбинированного вида г.Улан-Удэ
«Влияние театрализованной игры на формирование
личностных компетенции ребенка-дошкольника»
Важное значение в возникновении у детей
игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность
театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не
удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их
начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на
героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются
переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется
здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам
сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая
игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее
развитие театрализованная игра.
Оба вида игры развиваются параллельно,
но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей
6-7 лет.
Исследователи отмечают близость с\р и
театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из
жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного).
В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной
на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является
ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в
театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.
Не секрет, что многие дети страдают от
неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у
них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение
грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического
восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети, склонные к тормозным процессам,
проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной
возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
И, как показывают практические
наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании
речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной
активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного формирования творческой
активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд
условий:
приобщать детей к
театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей
кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра.
Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей,
постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все
более свободно чувствовать себя в творческой игре.
Педагог должен осознанно
выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо
выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу,
поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств
выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно
быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств
педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным
ситуациям.
* Огромную роль в
осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.
При рассматривании иллюстраций особое
внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей,
изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )
При организации игр можно использовать
фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно
эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например,
на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают
землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в
котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно
разыграть с куклами бибабо.
* Необходимо предоставлять детям
возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении,
разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
* Учиться творчеству можно
только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые формы работы с родителями:
проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные
встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и
их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические особенности
детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающюю
потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть
оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в
котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед
зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.
В группе для детей 2-4 лет должен быть
уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7
лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные
материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых
особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны
отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная деятельность выполняет
одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвую в театрализованных играх, дети
познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных
растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных
игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии
коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети
получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается
творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только
говорят, но и действуют как сказочные герои.
Полезно использовать любые моменты в
жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно,
удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей
развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
В театрализованной игре дети имитируют
движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается
чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного
анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игры к игре нарастает активность
детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают
средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех
игры.
Итак, театрализованная
игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором
наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать
следующие выводы:
- В процесс театрализованной игры
расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- Развиваются психические
процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются
мыслительные операции;
- Происходит развитие различных
анализаторов;
- Активизируется и
совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,
звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона
речи, темп, выразительность речи.
- Совершенствуется моторика,
координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается
эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развивается чувство
коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт
нравственного поведения;
- Стимулируется развитие
творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие в театрализованных
играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.