07.09.2020
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №
3 «Колобок» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Программа кружка
«Цветные ладошки»
(нетрадиционные техники рисования)
2 младшая группа
Воспитатель: Антропова И.Н.
2020-2022 учебный год
Срок реализации - 2 года.
Пояснительная записка
Направленность
кружка.
Представленная
работа кружка направлена на формирование у дошкольников художественной культуры
как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства,
общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и
освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой
личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала,
специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных
видах и формах художественно – творческой деятельности.
Причины создания кружка.
Основной причиной для создания кружковой работы
явилась концепция модели выпускника, утвержденная на базе МБДОУ, с целью
развития и совершенствования работы по направлению художественно –
эстетического развития ребенка с превышением стандарта при реализации базисных
задач изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, обучении и
развитии детей дошкольного возраста. Необходимость интегрированного подхода в
художественно – эстетическом воспитании.
Рабочая кружковая работа
составлена на основе: программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)
Новизна программы заключается в
реализации системы воспитания и обучения на базе МАДОУ «Колобок»
детей, способных к использованию многообразных художественных техник (в
том числе и нетрадиционных) в самостоятельной творческой деятельности, в
возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи
экологического направления.
Актуальность. На сегодняшний
день в теории и практике дошкольного художественного образования особое
внимание уделяется методам развития детской художественной одаренности, в том
числе и через интеграцию различных образовательных дисциплин. При этом часто
акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей
(экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник,
приобщению к мировому наследию. Одна из первостепенных актуальных задач данной
программы: это наметить путь художественного развития ребенка, пристрастив его
к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в
качестве художника подбором удобных и интересных образцов через освоение
культурного мирового наследия.
Задачи первого года обучения:
-вызвать интерес к различным
изобразительным материалам и желание действовать с ними;
-побуждать детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
-создавать условия для освоения цветовой палитры.
Учить смешивать краски для получения новых цветов и
оттенков.
Формы и режим занятий:
занятия проводятся один раз в неделю,
продолжительность от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, в группе
6-10 человек.
Занятия по программе посещают дети по
запросам родителей. Основной формой работы с детьми являются тематические
учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех
необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу.
Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и
включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая
часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в
практическом плане.
Методы, используемые на занятиях:
-наглядный;
-практический
-игровой;
-демонстрация процесса складывания
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- желание
и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения
детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности
разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие
у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных
умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений
анализировать натуру;
- умение
сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания
законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам
своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских
работ;
- развитие
чувства прекрасного.
На уровне педагога
- создание
системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием
разнообразного художественного материала;
- повышение
профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- поиск,
развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах
художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей
- повышение
компетентности в вопросах развития творческого воображения
дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
- развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
Заключение
Итак, обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Приложение № 1.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Сентябрь |
Путешествие по цвету |
Познакомить с чудесным
свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Сентябрь |
Осенние волшебные
цветочки (печатание листьями) |
Познакомить с техникой
печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо
на листьях или тампоном при печати. |
Сентябрь |
Осенние чудеса |
Учить отражать
особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные
техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в
различных техниках. |
Октябрь |
Волшебство
природы (рисование + аппликация) |
Развивать чувство
прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать
самостоятельность в создании образа. |
Октябрь |
Разноцветные морские
животные (нетрадиционное рисование + аппликация) |
Вызвать интерес к
рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться
выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами,
клеем. Развивать аккуратность. |
Октябрь |
Как прекрасен мир
природы (рисование + аппликация) |
Развивать воображение,
творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные
способы. |
Октябрь |
Волшебная осьминожька
(рисование ладошками) |
Развивать у детей
чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками,
пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Ноябрь |
Волшебный
чуда лес (рисование + аппликация) |
Вызвать интерес к
сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей
вырезанных из журналов. |
Ноябрь |
Волшебная разноцветная
ручка |
Развивать
самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного
образа. |
Ноябрь |
Веселый жучок |
Развивать у детей
воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство
передачи впечатлений. |
Ноябрь |
Зимняя сказка (рисование
пальцами, печать по трафарету) |
Упражнять в печати по трафарету.
Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать
чувство композиции. |
Ноябрь |
Снегири на ветке (метод
тычка) |
Формировать у детей обобщенное
представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам.
Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя
метод тычка. |
Ноябрь |
Сказочная птица (экспериментирование
с материалами) |
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Декабрь |
Что за чудо эти сказки
(пятно, штрих, линия) |
Продолжать учить использовать
выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать
расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими
материалами как гуашь. |
Декабрь |
Жучок (рисование +
аппликация) |
Учить создавать выразительный образ не
только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Декабрь |
Волшебная синичка |
Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и
творчество. |
Декабрь |
Снежинка |
Совершенствовать умения детей в
различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Декабрь |
Волшебная зимняя
сказка (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, желание создавать
что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать
умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Январь |
Мой маленький добрый
друг (техника тычка) |
Учить рисовать собак, расширять знания о
домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой
кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком
фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей
поверхности бумаги. |
Январь |
Веселые снежные на
зимних деревьях деревья |
Учить изображать цветущие деревья,
строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание
передавать ее красоту. |
Январь |
Цветные чудо ладошки |
Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение
продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и
творчество. |
Январь |
Волшебная чудо морская
рыбка |
Развивать воображение и творчество. |
Февраль |
Новогодняя елочка |
Развивать самостоятельность, активность
в поисках способов изображения сказочного образа. |
Февраль |
Я в волшебном
лесу |
Учить создавать выразительный образ не
только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Февраль |
Морозные сказочные
узоры |
Вызвать у детей желание передать в
рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности.
Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить
детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг. |
Февраль |
Красивые петушки для
маленьких детей |
совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок). Использовать
краски, карандаши, фломастеры. Развивать воображение, чувство композиции. |
Март |
Весёлые животные у
меня дома |
закрепить с детьми умение рисовать
тычком по контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок
мелкими деталями. |
Март |
Моя сказка |
учить оформлять обложку для книги
сказок, закреплять графические навыки и умения. |
Март |
Звёздное небо и его
чудеса |
учить создавать образ звёздного неба,
используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Март |
Сказка |
закреплять умение продумывать содержание
рисунка, показывать цветом «характер» планеты (подобрать нужные цвета и
оттенки). Способ рисования - мятой бумагой. Рисование деревьев способом
«саксаул. |
Март |
Птицы прилетели весной |
закреплять умение детей рисовать
способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать
навыки и умение при дополнении рисунка. |
Апрель |
Цветы весной |
преобразовывать геометрические фигуры в
различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию,
воспитывать желание порадовать подарком маму. |
Апрель |
Волшебный дождик |
познакомить с техникой рисования свечой
(волшебный дождик), -аккуратно закрашивать лист жидкой
краской. -развивать творческое воображение, -воспитывать интерес к рисованию. |
Апрель |
Сосульки весной |
учить рисовать разные по длине и толщине
сосульки, -передавать капель ритмичными мазками, -закреплять умение
анализировать, -развивать речь и мышление, воспитывать
позитивное отношение к окружающему миру. |
Апрель |
Колобок из сказки |
закреплять умение рисовать округлые
предметы красками и аккуратно закрашивать их, побуждать эмоционально
откликаться на сказку, воспитывать доброту. |
Май |
Весеннее чудо |
Развивать воображение и творчество. |
Май |
Воздушные цветные
шарики |
Развивать воображение, творчество, учить
передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Май |
Мой сказочный
цветочек |
закреплять умение рисовать цветок
способом примакивания, проводить кистью линии в различных сочетаниях,
развивать чувство цвета, -воспитывать любовь к природе. |
Май |
Летнее небо и его
красоты |
Продолжать знакомить детей со свойствами
акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по мокрому, знакомить с
новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и
положительное отношение к рисованию. |
Май |
Мячики для неваляшек летом |
Закреплять рисование округлых форм
слитным движением кисти. Продолжать учить правильно, держать кисть, по
окончании работы промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять
знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у детей
доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них мячики. |