21.02.2022
Конспект занятия по антитеррористической безопасности
по сказке «Колобок»
Пояснительная записка
На пороге третьего тысячелетия
актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего
поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности
и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений
отмечается, что таким механизмом должно стать образование (Н. А. Едимская, Ю. Н. Мотин, С. А. Проскурин, Н. А. Щеголев и
др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни
человека и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А.
Баранов, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. С. Грядкина). Детям легче привить
мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил.
Дошкольный возраст
характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических
возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью,
стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных
ситуаций, в основном в быту.
Об актуальности данной темы можно
говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся
обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы
испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим
физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру
опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее
спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят.
Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет
отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего
ребенка. Понятие «экстремальный», «безопасность», для взрослого не
является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Готов ли ребенок к
самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь
разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
Сегодня сама жизнь доказала
необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности
жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия
естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать
не безопасной для него.
Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе
следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий
труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности,
в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и
терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его
встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему
навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями,
которые выступают для ребенка примером для подражания.
Поэтому необходимо сформировать у
ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности,
воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных
ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может
лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их
своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Правильно говорили в старину: берегись бед, пока
их нет.
К террористическому
акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже.
Работа с дошкольниками по антитеррору начинается с обучения детей правилам поведения: с
незнакомыми людьми, в ситуациях насильственного поведения незнакомых взрослых,
когда ты потерялся, в ситуациях с найденными пакетами и игрушками.
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие
опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить правильно себя вести в
таких случаях. Предостеречь детей от конфликтов с чужими людьми. Способствовать
развитию осторожности, осмотрительности в общении с другими людьми.
Воспитывать у детей
чувство самосохранения.
Задачи:
1. Объяснить детям,
что опасные ситуации могут подстерегать не только на улице, но и дома.
2. Формировать представления детей о
правилах безопасного поведения : когда незнакомый человек
предлагает ребёнку угощение, пойти с чужим, хочет войти в квартиру и
уговаривает ребенка открыть дверь.
3. Познакомить детей с последствиями неверного
поведения на примере сказочных героев.
4. Развивать речевую
активность детей, пополнять словарный запас.
Виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно
речевая
Формы организации совместной деятельности:
Решение проблемных
ситуаций, театрализованная игра.
Предварительная работа: чтение стихов: «Безопасность в доме», «Я дома один»,
чтение и обсуждение сказок «Лиса в заячьей шкуре», «Кот, лиса и петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят»,
рассматривание иллюстраций «Один дома», заучивание стихов на тему: «Личная безопасность на улице» из серии «ОБЖ», беседы на тему: «опасные ситуации»,
Дид. игра «свой, чужой, знакомый»
Содержательная часть
Ход занятия:
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в
зал, здороваются с гостями и садится на стулья.
Воспитатель: Какая хорошая
волшебная музыка, так и хочется послушать какую-нибудь сказку под
эту музыку правда, ребята?
- Ребята, а вы любите сказки? (Да)
- Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
-Ребята, а вы хотите попасть в сказку? (Да)
- Ребятки, а в какую сказку мы
с вами попадем… вы узнаете, отгадав загадку:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Он от бабушки ушел,
он от дедушки ушел.
Был он весел, был он
смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел
зайчишка,
Серый волк и бурый
мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
- Правильно, конечно же, это сказка «Колобок».
- Ребята, а давайте с вами испечем колобок.
Приготовьте пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Соль и сахар, и яйцо (дети поочередно загибают пальцы)
Мука, масло, молоко
В чашку положили, тесто замесили. (Имитируют замешивание теста)
Тесто мы месили, колобок лепили. (круговые движения лепки колобка)
Колобок слепили, в печку положили.
Подрумянился бочок
Вот румяный Колобок!
Появляется колобок, поет песенку:
-Я Колобок, Я колобок
Румяный бок, румяный
бок!
По амбару я метен, по
сусеку я скребен,
На сметане я мешен, в
печке я печен.
На окошке я стужен…
Встречается заяц
Заяц: Ой, Колобок! Колобок, Колобок,
а хочешь морковку? Она такая сладкая, в ней так много полезных витаминов!
Хочешь? Пойдем ко мне, я здесь не далеко живу!
Воспитатель: Ребята, а зайчик
знаком с Колобком?
(Ответы детей)
-Яша, подскажи Колобку, что
нужно делать в такой ситуации.
Яша: Нельзя останавливаться с не знакомыми,
разговаривать, а тем более брать у них что-то.
Колобок : Нет, Заяц, мне
ребята не разрешают останавливаться с не знакомыми и разговаривать с ними, а
тем более брать у них что-то.
Заяц: Не слушай их, Колобок, не
хочешь морковку, пойдем я тебе дам конфетку!
Колобок : Нет, спасибо,
не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у не знакомых брать ничего нельзя.
Я ведь тебя совсем не знаю.
Покатился Колобок дальше.
Воспитатель: Ребята,
правильно Колобок сделал? Почему?
-А что могло бы случиться, если Колобок
согласился с зайцем?
(ответы детей)
Выезжает на велосипеде
Волк.
Волк: Колобок, Колобок,
куда ты катишься? Устал, наверно, давай я тебя подвезу. Смотри, какой у меня
велосипед. Красивый, скоростной. Блестит весь. А скорость какая-вмиг довезу.
Воспитатель: Что надо
сделать Колобку? Сесть на велосипед? Поверить Волку?
-Вы помните, по сказке, что
на самом деле хотел сделать Волк
(ответы детей)
-Правильно, съесть Колобка,
такого румяного, аппетитного!
-Ребята, кто скажет, как нужно
поступить Колобку?
Матвей: Колобок, не садись с не
знакомыми на велосипед!
Колобок : Нет, Волк, я
не сяду с тобой на велосипед, покачусь я дальше.
Воспитатель: Ребята, а что могло
бы произойти с Колобком, если бы он сел к Волку на велосипед?
(ответы детей)
Появляется медведь, хватает Колобка и
пытается бежать с ним.
Воспитатель: Ребята что же
делать, как поступить Колобку?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте все вместе
попробуем позвать на помощь.
Дети и Колобок :
Помогите мне! Меня уносит медведь! Я его не знаю!
(медведь пытается поймать детей, дети
вырываются и зовут на помощь)
Медведь: Уууу какие вы громкие… (убегает, схватившись за голову)
Воспитатель: Ребята, что же нам
делать то кто помнит конец этой сказки?
Как же нам спасти Колобка от
Лисы?
(ответы детей)
Колобок : Дорогие
друзья, вы меня сегодня столько раз спасали, а не могли бы вы меня проводить к
бабушке и дедушке? Я больше ни когда не буду уходить один из дома.
Воспитатель: Ну что, ребята
поможем Колобку?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы с нашим Колобком ничего
больше не случилось, давайте мы его проводим. Ведь дорога к дедушке и бабушке
дальняя, идет через лес. И пойдём мы с вами по волшебной дорожке, по которой
нужно идти босиком. (дорожка для профилактики
плоскостопия) Снимайте обувь и в путь. Осторожно друг за другом
идите по дорожке.
Дети друг за другом идут по ребристой
доске для ступней ног «Тропе Здоровья».
Колобок : А вот и домик
бабушки с дедушкой. Ребята, заходите в гости.
(Встречают бабушка с дедушкой и усаживают
всех за столы)
Вдруг раздается стук в
дверь.
Колобок : Ребята, а кто
бы это мог быть?
Голос за дверью: Колобок, Колобок,
открой дверь, я тебе тортик принесла.
Воспитатель: Ребята, что нужно
делать? Открыть дверь?
(ответы детей)
Колобок : Если в дверь
звонит звонок –
Посмотри сперва в
глазок,
Кто пришёл к тебе,
узнай,
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» Спрашивай
всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай
открывать!
1-ый Ребенок: Забывать нельзя
никак,
Кто твой друг,
А кто твой враг
Дома ты один остался,
Вдруг звонок в двери
раздался.
Незнакомцу ты не верь,
Отворять не надо
дверь.
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью
враг!
2-ой Ребенок: Если дядя
незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
3-й Ребенок: Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё
равно.
Воспитатель: А еще, ребята,
нельзя во время прогулки поднимать чужие предметы и пакеты.
Эти правила нужны, эти
правила важны!
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Видите, ребята, какое мы доброе дело сделали:
и Колобка проводили, и сами научились вести себя при встрече с
незнакомыми.