18.02.2022
Бурятский праздник, посвящённый
празднованию «Белого месяца» по восточному лунному календарю.
Цель: формировать знания детей о традициях
бурятского народа.
Материалы и оборудование группы в
бурятском стиле. Бурятские костюмы на всех детей. Бурятский стол с белой
молочной пищей.
Предварительная работа. Разучивание
стихов, песен, танцев, игр. Изготовление масок животных. Беседы: «Бурятские
сказки, «Бурятский фольклор», «Традиции и обычаи бурят».
Действующие лица:
1.
Ведущая – воспитатель группы;
2.
«Будамшу» - народный герой
Ход утренника.
Ведущая: Амар мэндэ! Здравствуйте!
Сагаалганаар! С Белым месяцем!
В дни Сагаалгаана ты поспеши.
Навестить родных, поздравить от души.
И спроси их нежно и с любовью:
- Как живете? Как ваше здоровье?
Пожелай родным удачи в этот год
Пусть Белый месяц счастье принесет.
Дети читаю стихи
Мы светлый праздник Сагаалган
В саду своём встречаем.
Здоровья крепкого мы вам
От всей души желаем!
Амар мэндэ, амар мэндэ-э!
Сааган hapaap aйлшадаа
Сагаан хадагаар золгожо
Сагаан эдегээр угтанабди!
С Новым годом, с белым новолуньем
Я родным и близким говорю
За мороз ,за бодрость, свежесть духа
Сагаалган, тебя благодарю.
Шум веселье над полями
Ветер весть несет всем нам
Потому – что нынче радость
Славный праздник – Сагаалган.
Ведущая: С первыми лучами солнца вставал народ, надевал свои праздничные
одежды. Затем люди шли поздравлять своих старших родственников - бабушек,
дедушек, мам и пап. Праздник сопровождали песни, танцы и игры.
После того, как люди поздравят своих
родных и близких - они ходят в гости к друзьям... Вот и к нам кто-то стучится.
Встречаем! Орогты манайда (заходите к нам)!
Под веселую бурятскую музыку заезжает на
лошадке Будамшу.
Будамшу: Тпру… Сайн бэйна!...
Сагаалгаанар!
С праздником всех!
Я весёлый Будамшу
И с детьми всегда дружу.
Ко всем на праздник прихожу,
Смех, веселье приношу.
Расскажу я вам, друзья,
где веселье - там и я
Я - ужасный шут и плут,
ведь Будамшу меня зовут.
У меня игра для вас, позабавлю вас сейчас.
Вы знаете, что юрта - это дом бурят, в
котором они жили в старину, Так как они часто кочевали, переезжали с места на
место, то юрты были складные и переносные. Сейчас мы поиграем в игры про юрту.
Игра "Построй юрту".
Участвует 12 человек на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок. По 4 ребенка
бегают вокруг стула, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают
его вверх, как крышу
(три больших платка).
А теперь мы заселим эти юрты.
Проводится
игра «Займи юрту»
Дети легко
двигаются по залу подскоками, по окончании музыки садятся на
стульчик и занимают юрту.
Благословен восточный календарь,
12 разных он годов вмещает.
И каждый год каким-нибудь
Животным выступает. Сейчас я вам поведею
легенду о том, как появились 12 годов лунного календаря.
Звучит бурятская музыка народная мелодия.
За ширмой начинается театр теней.
Давным-давно люди
не знали, как вести счёт годам. И однажды Юй-ди, Нефритовый Император, решил
научить их это делать. Он отправил своего слугу в лес, чтобы тот объявил среди
животных соревнование. Услышав эту новость, животные проявили большой интерес и
стали с нетерпением ждать назначенного дня.
Наконец наступил
день соревнований. Император приехал в лес на золотой колеснице и произнёс
речь:
— Суть нашего
соревнования состоит в том, что вам нужно будет пересечь реку. Годы календаря
будут названы именами первых 12 животных, которые достигнут противоположного
берега. Первый год будет назван в честь главного победителя, второй год в честь
того, кто займёт второе место, и так далее.
Все животные
выстроились на берегу, и по сигналу Юй-ди соревнование началось. Первыми к реке
подбежали кот и крыса, но вскоре поняли, что переплыть реку будет нелегко, путь
показался им опасным. Внезапно у крысы появилась идея обратиться к большому и
сильному быку.
— Эй, бык, не
перенесёте ли вы нас через реку? — спросила она.
Бык был добрым
животным и с готовностью согласился. Кот и крыса запрыгнули на голову быка, и
все вместе они пересекли реку. Когда они достигли противоположного берега,
хитрая крыса спрыгнула с головы быка и таким образом прибежала первой.
— Поздравляю! —
воскликнул Император. — Первый год будет назван в вашу честь! Это будет год
крысы.
Бык очень
разозлился за то, что его обхитрили, но он был вторым, и в его честь назвали
второй год.
Прошло много
времени, пока не прибыл тигр, сильно уставший после утомительного плавания.
Император был рад его усилиям и назвал в честь него третий год.
Вслед за тигром
прибыл кролик, весьма удивив своим появлением Императора и всех присутствующих.
— Известно, что
кролики не умеют плавать, — воскликнул Юй-ди. — Вы, наверное, обманули!
Однако кролик
объяснил, что он действительно не умеет плавать, но пересёк реку, перепрыгивая
с камня на камень, а часть пути он преодолел на бревне. Его рассказ произвёл на
Императора благоприятное впечатление, и он назвал четвёртый год в честь
кролика.
Император был
очень доволен, поскольку все пересёкшие реку животные проявили усердие и
изобретательность. При этом он ожидал, что одинаково хорошо умеющий плавать и
летать дракон легко победит своих соперников. Но дракона до сих пор не было. И
тут на берег реки упала тень от его крыльев.
— Наконец-то, —
сказал ему Император. — Где же вы были?
— Сначала мне
нужно было вызвать дождь, а потом я увидел, что кролик пытался переправиться на
бревне, и потребовалось немного ветра, чтобы помочь ему, — ответил дракон.
— Очень хорошо. Вы
прошли испытание пятым, и вашим именем будет назван пятый год, — сказал
Император. — Это будет год дракона.
Прошедшие
испытание животные собрались на берегу и вместе с Императором стали наблюдать,
как остальные переплывают реку.
Они увидели
лошадь, которая старалась изо всех сил. Когда она почти достигла берега, из-под
её копыт выскользнула змея, неожиданно выигравшая шестое место. Лошадь стала
седьмой, но была довольна и этим.
Затем перед
взорами собравшихся предстало удивительное зрелище — петух, обезьяна и коза,
вместе плывущие на плоту. Когда они причалили к берегу, выяснилось, что петух
нашёл плот, а обезьяна и коза помогали грести и убирали с пути тростник.
Император был восхищён.
— Замечательное
взаимодействие! — воскликнул он.
Восьмой год Юй-ди
назвал в честь козы, девятый — в честь обезьяны, а десятый — в честь петуха.
Через некоторое
время на берег выбралась собака. В ответ на вопрос, где она была так долго,
собака пояснила, что вода в реке настолько чистая, что она не могла не
побаловать себя купанием. Император засмеялся и провозгласил одиннадцатый год
годом собаки.
Собравшимся на
берегу было любопытно, какое животное получит последнее место. Все принялись
обсуждать этот вопрос, но вскоре к берегу, хрюкая и сопя, приплыла свинья. Её
именем был назван последний двенадцатый год.
Трубачи протрубили
в фанфары, и Юй-ди произнёс речь:
— Поздравляю всех
животных, сумевших переплыть реку. Ваши имена останутся в веках благодаря вашим
сегодняшним усилиям.
А что же случилось
с котом, который вместе с крысой пересёк реку на голове быка? Крыса столкнула
его в воду, и течение унесло его на другой берег. С того дня крысы и коты стали
врагами.
► Приходилось ли
тебе встречаться с обозначением лет с помощью китайского календаря? Если
приходилось, то где?
► Действия какого
животного тебе понравились больше всего, а какого не понравились? Объясни
почему.
► Почему дракон,
который мог пересечь реку по воздуху, не пришёл первым?
Вам понравилась эта легенда? А теперь давайте сыграем с вами в игру «Лунный
календарь» У меня в мешочке есть волшебные вещи. Каждая вещь принадлежит
какому-нибудь году. А вот картинки, где изображены 12 священных годов. Нужно
каждому году подобрать вещь, подходящую ему. Например, сыр нужен году мыши и
т.д.
Будамшу: А теперь представим, что вы слуги
великого императора, который дал приказ быстро доставить весть всему народу,
что начинается праздник.
Эстафета « Наездники». На «лошадках» надо доскакать до стойки с бубном, стукнуть в бубен и
вернуться.
Будамшу: Я – весёлый Будамшу, Я в Бурятии
живу.
Я умею петь, плясать, Больше всех люблю
играть.
Игра: «Бээлэй нюулга». (спрячь варежку)
(Дети сидят в кругу, один ребенок, бегает
по кругу в руке варежка, незаметно
кладет под стул ребенка. У кого варежка
оказалась, встает и догоняет ведущего).
Будамшу:
А молодёжь и дети собирались в
большие группы и устраивали не только игры, но и развлекались загадками.
Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то
из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.
Белое одеяло степь покрывало (снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает
(ветер).
Четыре братца под одной шапкой стоят (стол
или стул).
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит –
не выбежит.
Горшочек умён – семь дырочек в нём
(голова).
Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).
Седой старик в веках живёт. (Байкал)
Вокруг озера девушки ёхор танцуют.
(ресницы)
Ведущая: Спасибо тебе, Будамшу! Наши
ребята знают очень веселую песнею.
Исполняется песня «Шур-шур».
Ведущая: Благопожелания на
бурятском и русском языках Есть у бурят удивительный обычай –
произносить благопожелания. Благопожелания – это глубокая философия, высокое
искусство, это душа народа. Они передаются из поколения в поколение и имеется
на все случаи жизни: к рождению ребенка, к свадьбе, к праздникам.
Белой дороги, белой луны мы вам желаем в
месяц луны
Солнце в груди, нежной души и
Бесконечной, светлой любви!
2022 год- год Тигра! Пусть этот год несёт с собой надёжность, упорство в достижении целей и достаток в
дом.
Будамшу: Как же быстро, как степной
ветерок, пролетел наш праздник. Я надеюсь, что радость встречи, общение,
согрели ваши сердца. Вы будете
помнить это долго-долго.
Ведущая: Заканчиваем мы наш праздник
хороводом.
Ведущая: Наш бурятский хоровод взяться за
руки зовет,
Если встанешь с нами в круг, значит ты
хороший друг.
Хорошо ли, плохо ли топаешь ногой,
Безразлично Ёхору, он у нас такой.
И Весну, и Новый год славит Ёхор-хоровод,
Как великое богатство бережет его народ.
Танец "Ехор".