Рассматривая разнообразие всех эффективных форм методической работы, их можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам методического руководства работой педагогов относятся такие формы как:
Педагогический совет, который является наиболее распространённой формой управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. Он дает возможность сотрудникам приобретать умения решать трудные вопросы. Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно- образовательным процессом. Он ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.
Семинары и семинары практикумы. Они были и остаются самой эффективной и распространённой формой методического руководства в ДОУ. Одной из главных задач семинаров и семинаров- практикумов является усовершенствование умений педагогов. На таких семинарах воспитатели обобщают и систематизируют опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются.
Консультация. Темы консультаций подбирает старший воспитатель, ставя акцент на затруднения, которые испытывают педагоги во время воспитательно-образовательного процесса.
Открытые показы. Они предоставляют возможность лицезреть и изучить педагогическое мастерство более опытных и квалифицированных педагогов. Во время открытого показа появляется возможность получить ответы на интересующие вопросы, посмотрев и изучив открытый показ, появляется возможность устранения ошибок в деятельности малоквалифицированных педагогов и педагогов-новичков. Во время показов происходит обмен опытом.
Круглый стол. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение участников позволяет сделать коллектив самоуправляемым. Такая форма как круглый стол дает возможность поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов для обсуждения, которые нацелены на достижение конкретной и определенной цели.
К индивидуальным эффективным формам, методического руководства относятся:
-Беседы с воспитателями - данная форма используется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта. Данная форма методической работы требует умения доброжелательно принимать критику, внимательно выслушать собеседника, поддержать диалог и поступать так, чтобы оказать положительное влияние на педагога, прежде всего своим поведением.
-Стажировка охватывает сразу несколько дошкольных учреждений. Для эффективного решения педагогических проблем согласно программе стажировки, в ДОУ раз в месяц или неделю проводятся занятия. Каждое учреждение самостоятельно выбирает форму организации и тему занятия. Заинтересованные воспитатели могут зарегистрироваться в программе и стать стажёрами. По окончанию все воспитатели, принявшие участие в стажировке, получают сертификат, который может быть приравнен к модульным курсам или повышению квалификации.
Наставничество - для этой формы наставником может выступать не только руководитель, но и любой опытный педагог. Достаточно лишь чтоб он отлично ориентировался и знал проблему либо тематику, в которой необходимо разобраться воспитателю.
В современных образовательных организациях используются и методы организации методической работы.
Метод – это способ взаимодействия старшего воспитателя (методиста) и педагогов.
Для методического руководства работой педагогов наиболее подходящим является метод по способу получения знаний (объяснительно-иллюстрированный, программированный, эвристический, проблемный, модельный) и по способу предъявления информации (словесные, наглядные, практические).
Всё чаще более активно используются новые, отличающиеся от традиционных методов работы с педагогическим коллективом, интерактивные методы.
Деловая игра также является одним из методов организации методической руководства, так как это воссоздание содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений. Проведение деловой игры предполагает развертывание особой игровой деятельности педагогов-участников в рамках имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно- образовательного процесса.
К средствам методического руководства – относится в определённом смысле всё, с помощью чего осуществляется процесс методического руководства. Это такие средства как:
1.Виды деятельности - учебно-познавательный, игровой, трудовой, коммуникативный;
2.Микросреда - естественная, природная искусственная;
3.Слово - живое слово, аудиозапись, учебные пособия;
4.Образ - аудиальный, визуальный, натуральные объекты видеопродукция, макеты, иллюстрации и т.д.;
5.Орудия и приспособления - компьютеры, мебель, аудио-, видеотехника, здания, материалы, лабораторное оборудование, инструменты.
Точнее к средствам обучения относят материальные и материализованные (изображенные схемы, электронные обучающие системы воспроизведенные фильмы, и т.д.)
Средства обучения реализуют основные дидактические функции: облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога; хранение и передача необходимой для обучения информации; безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности педагога. Учебник выступает, как одно из средств обучения и управления самостоятельной работой педагогов. К наиболее распространенным средствам относят технические средства - это компьютеры, телевизор, магнитофон и тому подобное. Их использование целесообразно для решения таких задач как: организации самостоятельного изучения и индивидуализации обучения, использованием электронных учебников.
Программным обеспечением могут выступать электронные учебники, диагностические системы проверки и контроля знаний, умений. Современные тенденции информатизации всего общества и образования зачастую сопровождаются таким минусом как абсолютизация роли компьютеров в образовательном процессе. В связи с этим следует подчеркнуть, что компьютер должен дополнять традиционные методы повышения квалификации педагога, как и любые другие технические средства, они должны использоваться только в соответствии с основными образовательными целями.
Таким образом, изучив данные формы, методы и средства методического руководства, становится ясно, что повышение качества дошкольного образования полностью зависит от педагогических кадров. В современном образовании происходят существенные изменения, изменяется статус педагога, полностью изменились требования к уровню профессионализма, к уровню его профессиональной компетентности. В настоящий момент в дошкольные образовательные учреждения требуется не просто педагог, а творческий, компетентный, разносторонний и способный раскрыть свой личностный потенциал педагог, который принимает все преобразования в системе образования. Следует заметить, что компетентность педагогов и качество их образования в современном дошкольном учреждении полностью зависит от грамотного методического руководства старшего воспитателя (методиста), от правильного выбора форм, методов и средств, подобранных для эффективного руководства работой педагогов и повышения их компетентности, улучшения качества образовательного процесса