14.01.2020
Что такое задержка речевого развития?
В логопедии задержка речевого развития (ЗРР) означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.
При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.
При задержке речевого развития требуется консультация не только логопеда, но и некоторых других врачей, так как патология может развиваться на фоне некоторых других заболеваний. Часто ЗРР сопровождается задержкой психического развития. Требуется осмотр логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. В отдельных случаях проводится медицинский анализ общего состояния ребенка.
Общая характеристика болезни
Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.
Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:
· 1 период – у детей 2 лет и меньшего возраста;
· 2 период – до 3 лет;
· 3 период – до 7 лет.
В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов.
В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР;
во 2 – заикание, мутизм;
в 3 – детская афазия, заикание.
Причины возникновения ЗРР
Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:
· тугоухость;
· минимальная мозговая дисфункция;
· гипоксии;
· родовые удушения;
· травмы, полученные при родовой деятельности;
· преждевременное рождение;
· переношенность;
· недоразвитость мышц рта, лица;
· энцефалиты;
· менингиты;
· повышенное внутричерепное давление;
· осложнения после введения активных вакцин;
· гипотрофия.
Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.
Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.
Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.
Для развития речи нежелательно учить детей говорить на двух разных языках сразу и воспитывать его в среде, где идет постоянный большой поток разной информации, которая сложна для понимания в младенчестве.
Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.
Проявление ЗРР
Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:
· неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
· отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
· в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
· неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
· неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
· в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
· абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
· использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.
Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.
Диагностика задержки речевого развития
При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения. Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.
Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.
Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.
Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.
При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.
В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.
Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении и т.д.) и общего недоразвития речи любого из уровней.
Коррекция состояния задержки речевого развития
Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.
Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.
Медикаментозное лечение детей с заболеванием ЗРР
Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.
Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения. Эффективен логопедический массаж, при котором логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе и т.д.
Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.
При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.
Лечение ЗРР посредством упражнений
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
· дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
· деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
· процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
· расширению активного и пассивного словарного запаса;
· улучшение навыков связного выражения мыслей.
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Устранение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Профилактические меры и прогноз течения заболевания
Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации специалистов, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения. Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.
Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:
· создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
· сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
· обеспечение нормального протекания постнатального развития;
· создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
· предоставление детям развивающих игр, игрушек;
· обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.
Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать специалиста для оценки текущего развития.