24.08.2021
Музыкальные способности
у детей проявляются
по-разному. У одних – очень рано
(уже на первом
году жизни) и
развиваются очень легко
и быстро. У других
детей – позднее (в четырёх –
пятилетнем возрасте, в меньшей
степени - позже) и раз-виваются
труднее и медленнее. Раннее проявление
способностей не всегда
свиде-тельствует об одарённости, так же
как и отсутствие проявления
таковых в раннем
возрасте не всегда
является показателем их
отсутствия. Известно, что
успеха порой добивается
не тот, у кого
способности выше, а тот, кто
имеет силу воли, веру
в себя и
огромное трудолюбие. Часто задают
вопрос: «Стоит ли развивать
музыкаль-ные способности ребёнка, если
они не проявляются?» однозначно, стоит. Даже если
ребёнок в будущем
не будет профессиональным музыкантом (ведь это и необяза-тельно), занятия музыкой
помогут развить мышление
ребёнка, интеллект, другие
его способности.
Одной
из распространённых проблем, в
том числе и
у одарённых детей, являет-ся недоразвитость музыкального
слуха. Иногда
встречается сильный звонкий
голос, но ребёнок с
трудом осваивает совсем
не сложную по мелодической
линии песню. Примером недоразвитости слуха
может служить и то,
как ребёнок на
слух опреде-ляет высоту
звука. На вопрос, какой звук
выше – первый или второй, он
отвечает правильно, или может
отличить неправильное пение
другого ребёнка, но сам
не мо-жет воспроизвести
мелодию даже в
удобном для него
диапазоне. Эта проблема лег-ко
поддаётся коррекции путём
тренировок в дошкольном возрасте. У взрослого
или даже у
старшего школьника она
часто неразрешима.
Для
развития звуковысотного слуха
рекомендуются следующие упражнения:
«Гудок» - умение
сливаться с голосом
взрослого на длинной
ноте.
«Дразнилка» - повторение
звуков с голоса педагога или
инструмента на разные
сло-ги в тонах
доступного диапазона,
постепенно расширяя диапазон звучания на тон или полтона
вверх и вниз
«Точка» - закончить
последний (тонический звук)
пропетой педагогом мелодии. По-чувствовать устойчивость завершения
«Капельки» - пение на слог
«кап» одной ноты, повторяя её
много раз (капли
дож-дя). Нота должна быть
удобной ребёнку по
высоте. Затем необходимо на
тон или полтона
опускаться и подниматься. Подпевать взрослому, затем петь
самостоятельно попевки в
интервале - полтона, тон,
полтона, два тона. Например, «Я шагаю, я
гуляю, никому я не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!»
выдох сильный, полный сброс
дыхания.
После
совершенствования
звуковысотной проблемы следует
работать над проб-лемой
развития мелодического слуха. Для коррекции
подходят следующие упражне-ния:
Учить
определять движение мелодии
вверх и вниз
Использовать
простейшие попевки для
запоминания мелодии
Работать
вначале над освоением
попевки или песни
без текста, на слоги
с глас-ными («у», «ю», «я», «е», «и»), что укрепляет
все виды памяти
(слуховую, логии-ческую, двигательную) и
автоматизирует вокальную моторику
Отказаться
от механических бесцельных
повторов запоминания мелодии
К
одной из распространенных проблем
музыкального воспитания дошкольников
относится выработка певческого
дыхания, которое
является основой певческого
зву-кообразования. Часто
несформированный навык певческого
дыхания является препят-ствием,
тормозом в развитии
певческого звучания голоса. И
наоборот, освоив пра-вильное дыхание
при пение, ребёнок легче
и с интересом
занимается, результат
за-нятий становится намного
выше.
При
постановке правильного певческого
дыхания важно помнить, что
процесс дыхания состоит
из вдоха и
выдоха, и при пении
особенно важен выдох, во
время которого мы
поём. Детей нужно учить
с самого начала
понять, как правильно ды-шать
при пении.
Учимся
вдыхать через нос – представим, что наш
живот – это шарик, который нам
необходимо надуть. На мгновение
задерживаем дыхание, не
выпускаем воздух, который вдохнули, фиксируем его
мышцами живота и
диафрагмы – создаём опору дыханию. Затем медленно
через рот (на звук
«пф») выпускаем воздух, который вдох-нули («шарик нужно
сдуть»), постепенно
втягиваем живот («шарик
уменьшается»).
У
некоторых дошкольников, в том
числе и с
хорошими голосовыми данными, встречается так
называемая «зажатая нижняя
челюсть». При пении она
как бы не-подвижна. Поэтому важно
именно в дошкольном
возрасте откорректировать этот
недостаток упражнениями,
которые предполагают пение
«на зевке» (с хорошо откры-тым
ртом) на гласные
(«а», «о», «ы»), затем на
эти же
гласные в сочетании
с сог-ласными («м», «д», «г», «з»). После нескольких
таких упражнений ребёнок
успешно, как правило, справляется с
заданием и легко решается
проблема, которая с большим
трудом поддаётся коррекции
(а иногда и
не поддаётся) у старших
школьников.
Если в системе дошкольного учреждения будет постоянно проводиться работа как с музыкально одарёнными детьми, так и с остальными, то результат обязатель-но будет положительным.