23.04.2021
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять
обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место
фронтальные формы обучения:
• прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за
природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и
на участке;
- самостоятельной
игровой деятельности;
- экскурсии;
- игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
• дежурство детей по столовой, на занятиях
• труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
• развлечения, праздники;
• экспериментирование;
• проектная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• показ кукольного театра;
• вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения
режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием
обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
• предметно-игровая,
• трудовая,
• спортивная,
• продуктивная,
• общение,
• сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть
источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают
наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения
детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а
специальная организация среды способствует расширению и углублению
представлений детей.
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение,
поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание , работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово:
фольклор песни, потешки, заклички,
сказки, пословицы, былины ; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные
сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.
Методы практического обучения:
• упражнения (устные, графические, двигательные (для развития
общей и мелкой моторики) и трудовые); • приучение; • технические и творческие
действия.
Основные средства: скороговорки, стихотворения;
музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические,
музыкально-дидактические и
подвижные игры; различный материал для продуктивной и
творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
• побуждение к самостоятельному творчеству (описанию,
словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному
моделированию,пению, музицированию и др.);
• побуждение к сопереживанию;
• культурный пример;
• культурный пример;
• драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов
искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни,
танцы, картины,
музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней
культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её
практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание
цвета и света,наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения
• проблемная ситуация;
• познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу
или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
• диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу
или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной
проблемы);
• метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного
вывода или решения проблемы);
• экспериментирование, эвристический или частично-поисковый
метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или
свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
• прогнозирование (потенциально-реальной ситуации,
фантазийных ситуаций, нелепиц);
• метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к
вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства проблемного обучения : рассказы, содержащие
проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты
и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы
и механизмы (компас, барометр, колбы, и т. д.) ; оборудование для опытно -
экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами
материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска,
мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности
• игровые и воображаемые ситуации;
• похвала (в качестве аванса, подбадривания, как
положительный итог, как утешение);
• придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и
т. д.;
• игры-драматизации;
• сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
• элементы творчества и новизны;
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека
возможных игровых и проблемных ситуаций;
картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих
додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные
варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные
изображения и др.,