22.01.2021
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи .
Средняя группа
Карточка №1
Дидактическая игра «Детский мир»
Задачи:
1. Познакомить детей с термином «слово»
2. Расширять представление о многообразии слов
3. Учить вслушиваться в звучание слов
4. Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками. Игровые действия: Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети. Игровые атрибуты: фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»
Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.
Карточка №2
Дидактическая игра «Зоопарк»
Задачи
1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.
2. Расширять представления детей о многообразии слов.
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.
Правила: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.
Игровые действия: Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»
Игровые атрибуты: Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные» Сюжет игры: Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.
Карточка №3
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с термином «слово»
2. Расширять представление о многообразии слов
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.
Игровые действия: Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.
Игровые атрибуты: Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»
Сюжет игры: Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.
Карточка №4
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи:
1. Расширять представление о значении слов
2. Сравнение слов по звучанию
3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму. Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово- «друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки. Игровые атрибуты: Мяч, предметны картинки слов-«друзей». Сюжет игры: Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».
Карточка №5
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1. Расширять представление о словах
2. Познакомить детей с протяженностью слов
3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Правила: Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.
Игровые действия: Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет. Игровые атрибуты Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)
Сюжет игры: Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.
Карточка №6
Дидактическая игра «Жуки»
Задачи:
1. Обучить интонационному выделению звука в слове
2. Знакомить детей с термином «звук»
3. учить называть слово на заданный звук
Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия: Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»
Игровые атрибуты: 7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки
Сюжет игры: Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».
Карточка №7
Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Задачи:
1. Освоение интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Правила: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.
Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц» Сюжет игры: Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.
Карточка №8
Дидактическая игра « Назови слова»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове
2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках
3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)
Игровые атрибуты: Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.
Сюжет игры: Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.
Карточка №9
Дидактическая игра «Построим дом»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове
2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках
3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук
Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.
Игровые атрибуты: Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»
Сюжет игры: Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»
Карточка №10
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
3. Развитие умения определять первый звук в слове
Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия: Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.
Игровые атрибуты: Пособие «Звуковые часы», фишки. Сюжет игры: Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.
Карточка №11
Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Учить вслушиваться в звучание слов
3. Упражнять в выделении недостающего звука
Правила: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.
Игровые действия: Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.
Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.
Сюжет игры: Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.
Карточка №12
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задачи:
1.Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
2.Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3.Возраст: от 4 до 5 лет.
Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.
Правила:
1.В игру могут играть от одного до восьми детей.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.
Игровые действия:
1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.
2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).
3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.
20.02.2022
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:
Рисование и раскрашивание картинок - хорошее упражнения для развития мелкой моторики.
Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
Изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.
Попросите ребенка искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.
20.02.2022
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Существует две "разновидности" слуха: ФИЗИЧЕСКИЙ (способность слышать природные, бытовые звуки, музыкальный слух) и РЕЧЕВОЙ (он же фонематический) - умение слышать и различать звуки родной речи.
Наиболее чувствительным периодом для развития речевого слуха является возраст до 2 лет. И если читать простые детские стихи, потешки, знакомить с песенками, много общаться с ребенком, можно незаметно для себя развивать его фонематический слух. К 4 годам в норме ребенок различает все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое ВОСПРИЯТИЕ. К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Почему так важно развивать фонематический слух? Он нужен, чтобы правильно соотносить ЗВУК и БУКВУ, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать "мышку" и "мишку", "горку" и "корку"). Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического слуха, потому как это - важная составляющая успешного речевого развития. Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают огромные проблемы в школе. От него зависит правильное произношение, умение грамотно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи. Кроме того, это и проблемы с формированием навыка чтения. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
С чего начать? Начните с НЕречевых звуков, с различения тембра, силы, высоты речевого голоса. Вокруг так много всего интересного: шум листочков, машин, жужжание шмеля на полянке, пение птиц в парке, звук скрипящей двери и т.д. А еще на свете существуют прекраснейшие МУЗЫКАЛЬНЫЕ инструменты, которые можно использовать в своих играх с детьми. А показать первые музыкальные инструменты можно уже после 6 месяцев. Огромное удовольствие доставят МАРАКАСЫ, ТРЕЩОТКИ, БАРАБАНЧИКИ и БУБНЫ. А в 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью КСИЛОФОНА и МЕТАЛЛОФОНА или наиграть любимый мотив на ДУДОЧКЕ.
А вот некоторые примеры игр:
"Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
"Громко-тихо". «А сейчас надо забить большой гвоздь - стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь». Или можно использовать другие правила игры: когда вы стучите в бубен тихо - кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко - ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро – малыш бежит, медленно - идет еле-еле.
"Повтори". Серия звуков разных предметов (например, ложка, дудочке, барабан). Ребенок должен повторить ее.
"Где звучит". Определение звуков в пространстве. Взрослый отходит от ребенка в разных направлениях и звенит. Ребенок должен показать и объяснить, где издается звук (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).
"Быстро-медленно". Ребенку предлагается взять карточку с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками и отбить ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
"Не ошибись". Ребёнку предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т.д.
"Повторяшка". Здесь нам понадобится помощник - кукла, мишка, зайчик или другая игрушка. Ребенку предлагается передвигать игрушку на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану (например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара). Игрушка идёт, например, в садик, или машинка едет по дороге.
"Пальчики-мальчики". При помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.
Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.
• Игра «Далеко — близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда — далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).
• Расскажите ребенку, как:
Плачет девочка — ААА (плаксиво)
Поет певица — ААА (чистый звук)
Стонет мальчик (у него болит зуб) — ООО
Удивляется девочка — ООО (с другой интонацией)
Гудит пароход — УУУ
Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за вами.
• Когда у ребенка появится самостоятельная речь, рекомендуется играть с ним в «третий лишний». Произнесите несколько одинаковых слогов и один от них отличающийся, например, «ба-ба-ба-па», и поинтересуйтесь, какой из них лишний. Сначала «лишний» слог ставьте в начало или конец цепочки, через несколько дней, когда карапуз будет легко справляться с заданием, усложните его, поставив «лишний» слог в середину цепочки: «Ба-па-ба-ба». Так же рекомендуется играть не только с глухими-звонкими, но и с твердыми-мягким согласными.
• Попросите ребенка выделить определенный звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о, у, и, э», ребенок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.
• Игра «правильно-неправильно». Покажите малышу игрушку, назовите ее. Затем предложите карапузу хлопнуть в ладоши, когда вы произнесете это слово неправильно. Например, вы показываете крохе куклу и произносите: «Кукла». Затем говорите: «Кукла, гукла». Услышав «гукла», ребенок должен хлопнуть в ладоши.
Это далеко не все игры, которые можно использовать в развитии фонематического слуха. Творите, развивайтесь, слушайте окружающий вас мир!
20.02.2022
Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
КОГДА СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?
до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.
С КАКИМИ ВИДАМИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ЧАЩЕ ВСЕГО СТАЛКИВАЕТСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. В чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЩЕНИЯ К УЧИТЕЛЮ-ЛОГОПЕДУ
Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:
корректирует звукопроизношение;
формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
развивает грамматический строй речи, ее связность;
готовит малыша к обучению письму и чтению.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С РЕБЕНКОМ?
Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.
Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С РЕЧЬЮ И ВОВРЕМЯ ИХ РАСПОЗНАТЬ – 10 РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.
2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.
3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».
4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.
5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.
6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.
8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.
9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.
10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».
20.02.2022
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Колобок»
комбинированного вида г.Улан-Удэ
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»
«Деловая игра для педагогов МАДОУ детский сад №3»
(организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
Разработали учителя-логопеды:
Батуева С.Д., Чибакова Т.А.,
Филатова И.А. Бурдуковская Н.А.
г.Улан – Удэ,2021г.
В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
С любовью, заботой в ногу со временем следуем ей!
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию.
Задачи:
· Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
· Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
· Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
· Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДО Интеграция образовательных областей:
· речевое развитие
· познавательное развитие
· физическое развитие.
Структура проведения семинара-практикума
1. Организационный момент
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления
· артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
· игра «Похожие слова»;
· игра «Кошка» (обогащение словаря);
· «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
· игры-перевёртыши;
· игры на развитие фонематического слуха;
· игры на развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог.
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание! Внимание! Сегодня на повестке дня гениальная идея одна: Всем предлагаю активное участие принять! С коллегами опытом поделиться, В педагогической работе это пригодится!
Основная часть
Задание № 1. Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)
С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
В недалёкой деревушке жили-были, Не грустили - старичок со своею старушкой. Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. (открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости: Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка). Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком) С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою, Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем) Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой), На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе) Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем) Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы
по кругу). Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного и весёлого много! Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы) Все дети на них покачаться успели. Дед пересел на коня, внуки тоже, Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки), Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот). Мы их срезаем, в корзинку кладём, И на лошадке домой привезём!
Вот из сарая индюшка пришла, Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) Вот и сказке нашей подошёл конец, Кто слушал «Молодец!»
А сейчас предлагаю разделиться на две команды (жеребьевка: выбирают цифры 1 и 2; кто выбрал цифру 1 в первой команде, а 2 во второй) и придумать название. Мы поиграем в интерактивные речевые игры, активизируем речь и мышление.
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета, Есть быстрое слово - ракета, Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте, Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации
(команды по очереди называют слова, кто больше? Победители получают фишку, а если поровну, то каждая команда получает фишки и т.д.)
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел и т.д.)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар и т.д.)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка и т.д.)
Шумные слова – (топот, крик, водопад, шум леса и т.д.)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная, Вполне сметаноуплетательная, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке, отвечают все члены команды по очереди, первая затем вторая)
Например: бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
Кошка бывает какая? (перечисляют также)
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая и т.д.
Задание № 4. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку. С каждой команды выходят 3 педагога.
· Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка. В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
· На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
· Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
· Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
· Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
· Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Задание № 5. «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
· Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
· Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
· От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Строчки из стихотворений:
· Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
· Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
· Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
· Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят»
· Утки - индюшки - «Гуси - лебеди»
· Бледненький кустик - «Аленький цветочек»
· Пёс без босоножек - «Кот в сапогах»
· Квадратик - «Колобок»
· Великанша – «Дюймовочка»
А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
· Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
· Грустные взрослые - «Веселые ребята».
· Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
· Крик баранов - «Молчание ягнят».
· Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
· С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
· Холодные ноги - «Горячие головы».
· Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
· В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
· Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 7. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
Например: на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например: на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 8. «Фонематический слух»
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
· Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке … (жук)
· Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась … (шишка)
· Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь … (двери)
· Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке … (мяч)
· Как-то вечером две мышки Унесли у Пети … (книжки)
· Не полезет Влад на ель У него в руках … (портфель)
· «Я трудиться не привык!» Отвечает … (грузовик)
· Cобирали васильки у нас на голове … (венки)
Задание № 9. «Фонематическое восприятие»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог - ров, род, рок и др.).
3. Заключительная часть
Вот и закончилась деловая игра, Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибоза внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе