Открытое логопедическое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе "Семейные традиции на Руси

16.01.2025

Тема: «Семейные  обычаи на Руси»

конспект открытого логопедического занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе.

Малышева Ольга Филатовна

Учитель - логопед, МАДОУ № 3 "Колобок", г. Улан – Удэ, 16.12.2024г.


 

      Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях на Руси;

развитие речи, формирование лексико – грамматических категорий.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

 

уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Традиции и обычаи русского народа» (традиция, гостеприимство, обычай, Россия, страна, родина, Русь; чугунок, ухват, оберег, колыбелька; манка, пшено, пшеница, греча, овес, рис, перловка, горох, крупа; определениями: манная, пшенная, пшеничная, гречневая, овсяная, гороховая,                     рисовая,старинный, колыбельная, закреплять знание старых русских имен, способствовать развитию любознательности.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

 

     развитие навыков речевого общения; формирование умения отвечать на поставленные вопросы. развитие диалогической речи, мышления, зрительного и слухового внимания и восприятия, грамматического строя речи (изменение существительных по падежам, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса); развитие памяти (заучивание стихов, пословиц, поговорок),  общей, мелкой и артикуляционной моторики; координации речи с движением,  (с элементами биоэнергопластики и кинезиологических упражнений), межполушарного взаимодействия; развитие художественно-творческих способностей, развитие высших психических функций.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

 

- развивать интерес к предметам народно-прикладного искусства;

- воспитывать любовь к родине, к русскому народу, уважение к его обычаям и традициям;

- развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях;

- формирование доброжелательности.

- воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

 

   Предварительная работа:

беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; знакомство детей с понятиями традиция, обычай, гостеприимство.

 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

 

Формы и виды детской деятельности:

 игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

 

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, колонка для воспроизведения музыки; атрибуты русской избы;  каравай; уголек, зернышки, монетки, хлеб и соль, рушник, крупы в тарелочках (манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья), рис, перловка, горох, поднос; кукла, колыбелька, заготовки для аппликации .

 

Программное обеспечение: «Федеральная образовательная программа дошкольного образования».

 

Образовательные ресурсы: Виноградов Г.С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л.С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О.Л. Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

   

Ход занятия

 

Организационный момент

Звучит музыка («Вдоль по улице метелица метёт»).

Дети заходят в группу.

Встречаю детей с хлебом и солью.

- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

 - Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем!

    В старину на нашей земле, гостей встречали с хлебом, солью, да всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы ладно было всё: и житьё и бытьё и здоровьице» («ладно», значит – хорошо).

– Ребята, я неспроста встретила вас с хлебом и солью. Как вы думаете, почему?

– Угостить хлебом да солью – проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка. Эта традиция известна с давних времен и называется «хлебосольство».

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших мам, пап, бабушек, дедушек.)

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность».

Сегодня у нас много гостей, давайте и мы поприветствуем их, как велит нам обычай  (дети хором повторяют слова: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы ладно было всё: и житьё и бытьё и здоровьице»).

Рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики)

2. Основная часть

Логопед:

- Ребята, где мы живём,  как называется наша страна? (Россия)

- Да, мы живем в России.

- А вы знаете, как она называлась в прошлом?

Маша читает стихотворение:

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют.

- Ребята, а почему Русь называли деревянной?

 Майдар: (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами). Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

- Дети, куда мы пришли, как вы думаете? Где мы?

Дети: В русской избе.

Логопед:

– А почему вы решили, что это изба?

Дети: 

– Потому что здесь стоят самовар, деревянная посуда, деревянные игрушки.

Логопед:

- Верно. А ещё, в каждой избе была печь, про неё говорили: «Печь всему голова»

- Как вы думаете, почему так говорили про печь?

Ответы детей.

  Печь считалась главной в избе. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, зимой - сушили одежду и обувь, спали на печи дети, старики и хворые - те, кто захворал, приболел.

Ребята подготовили пословицы и поговорки про печь:

Изба красна углами, а печь — пирогами;

Добра та речь, что в избе есть печь;

Печка парит , печка жарит , печка душу бережет;

Счастье придет - и на печи найдет.

 

Логопед: 

- Дети, отгадайте загадки: Книзу узок, верх широк. Не кастрюля …

- Чугунок. (показываю чугунок).

А это что? (показываю ухват)

Логопед: 

- Как отважный черный конь,

Скачет наш ухват в огонь.

Тянет он из печи

С горячей кашей чугунки!

- Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Логопед:  У русского народа есть такая поговорка«Щи да каша – пища наша».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей)

 

Айдар: В старину крестьянское меню было скудным. Основу рациона составляло варево, то есть щи, и каши. Суп готовили из овощей — капусты, репы и бобовых — и заправляли растительным маслом. В праздничные дни в такие постные щи могли добавить сало или немного мяса. 

 

   - Давайте поиграем в игру?

 

Игра «Какая каша?»

 

– Из чего можно сварить кашу? (Кашу можно сварить из крупы).

 

 Давайте их назовем:

манка, пшено, греча, овес (овсяные хлопья), рис, перловка горох.

Логопед:

 

– Какая получится каша из манки? Как она будет называться? (Манная)

– Из пшена? (Пшенная)

– Из гречи? (Гречневая)

– Из овса? (Овсяная)

– Из риса? (Рисовая)

– Из перловки? (Перловая)

Из гороха? (Гороховая)

                                                      

Игра «Отгадай крупу»

Перед ребенком крупы в тарелочках. Сначала он называет крупу и трогает ее. Потом ребенок с закрытыми глазами должен определить и назвать одну из трех круп.Хочу такой сайт

– рис, манка, греча.

–горох , пшено, овсяные хлопья.

Раздается звук плача ребенка.

Логопед: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достаю куклу.

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малышка, она только сегодня родилась, поэтому она и плачет. Давайте её покачаем.

 Качают (а-а-а-а), плач стихает.

Логопед: 

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Дети, какие вы знаете старинные женские русские имена?

 Дети: Мария,  Дарья, Анна, Зинаида, Полина, Арина, Ксения, Варвара и т.д.

- Молодцы!

Логопед: Давайте и мы придумаем нашей малышке старинное имя. Дети предлагают имена. Выбирают одно имя - ребеночка называют н – р Полина.

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Полину?

 (Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

Дети: Полинушка.

Логопед: А когда она вырастет, то её уже будут называть Полиной. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Мария. Меня зовут Дима, а будут называть Дмитрий и т. д.

Логопед: Молодцы. Вот мы и познакомились с Полинушкой и назвали ей свои имена.

На дне рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Давйте и мы с вами поиграем?

Игра "МАЛАНЬЯ" (Физминутка с элементами кинезиологических упражнений)

 

У Маланьи, у старушки, (Хлопки в ладоши: то правая, то левая сверху)

Жили в маленькой избушке, (Сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей, (Показать семь пальцев)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду)

Они не пили и не ели, (Отрицательное покачивание указательного пальца в одну сторону, затем в другую)

Всё на Маланью глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами).

И все делали вот так…,  ( элементы кинезиологических упражнений)

 

Подходим к колыбельке.

 

Логопед: А что же это такое? (Колыбелька) А что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Логопед: Ой. посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показываю поочередно: уголек, зернышки, монетки, хлеб и соль (дети называют).

Логопед: Правильно.

Вы уже знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.

В старину, в колыбельку клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родилась, Полинушка! Долго мы тебя ждали!» (дети повторяют слова 2-3 раза)

(Ребёнок кладёт куклу в колыбельку).

Логопед: А вы знаете, зачем нашей Полинушке уголек, зернышки, монетки?

Дети: Нет!

Логопед: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.  Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт уголёк.

Логопед: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыта».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Логопед: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богата».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладет денежку.

Дети: Будь всегда богата.

Вот, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Логопед: А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Логопед: С младенчества ребенок слушал колыбельную песню, которая  предназначалась не только для того, чтобы успокоить ребенка и мягко ввести его в состояние сна – она сообщала ему  что-то о мире, о доброте. Не понимая смысла песни, в самом младенческом возрасте, ребенок улавливал ее настрой и ощущал покой и защиту. А для матери песня была возможностью выразить свою нежность и мудрость.

Логопед:  Дети, а давайте я спою колыбельную для Полинушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Ты лохмата не скули,

Нам Полину не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Полина, засыпай!

- Вот и уснула наша Полинушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети: Да.

Логопед: А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

   И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

  Давайте и мы с вами тоже сделаем подарок - лоскутное одеялко – оберег, с петушками (лоскутное – сшитое из лоскутков).

Петух в народных верованиях славян – птица, способная защищать от нечистой силы. Поэтому, чтобы наша Полинушка не пугалась, не боялась никого, на одеялко, мы ей посадим петушков и они будут её оберегать.

Коллективная работа детей по изготовлению аппликации – «Лоскутное одеяло – «Петушок».

  (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Игра «Петухи и люди».

Надо будет сравнить, как мы не похожи на петушка!

У петушка есть перья, а у людей нет (чего) перьев.
У петушка  есть крылья, а у людей нет ….крыльев.
У петушка есть клюв, а у людей нет …. клюва.
У петушка есть хвост, а у людей нет …. хвоста.

У петушка есть лапы, а у людей нет ….лап.

У петушка есть цыплята, а у людей нет ….цыплят.

Логопед: А теперь, давайте подарим Полинушке наш подарок, пожелаем ей что-нибудь.

Дети: Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Логопед: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Ответ детей.

Логопед: 

Если «да»- то давайте соберемся в круг. как одна семья;

если «нет»- оставайтесь на месте.

 

Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

(о старинных русских традициях и обычаях)

Что обозначает слово традиция? (передача;преемственность)

С кем познакомились? (с малышкой Полинушкой)

Какой подарок мы делали? (лоскутное одеяло)

Что обозначает слово оберег? (оберегает)

Что вам понравилось на занятии?

Что было сложным?

Ну, а вам ребятки, спасибо за работу вашу, за старание, за пожелания и за слова добрые.

Уважаемые гости, благодарю за внимание!

Если станет скучно вам, приходите в гости к нам!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2025

Дата обновления: 27.05.2025

Дата публикации: 16.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».