Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе №2 Тема «Звуки [С], [С‘]
10.02.2025
Конспект открытого занятия в старшей логопедической
группе №2
Тема «Звуки [С], [С‘]
Цели:
-уметь дифференцировать твердый и мягкий звук [С], [С’];
-уметь проводить звукослоговой анализ слова (на
примере слова «Гуси»);
-формировать навык употребления слов в единственном и
множественном числе;
-развивать графические навыки.
Задачи.
Корекционно
- образовательные:
-познакомить детей со звуками [С], [С’];
-учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным
признакам;
-учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
-учить правильно
употреблять слова в единственном и множественном числе;
-упражнять в звуковом
анализе слова, состоящего из 4-х звуков.
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую
и артикуляционную моторику
детей;
-развивать фонематический слух;
-развивать зрительную, слуховую память и внимание;
-развивать речевое дыхание;
-развивать навык анализа и синтеза слов;
-развивать грамматический строй речи;
-развивать и обогащать активный словарь;
-развивать самоконтроль над собственной речью;
-развивать высшие психические процессы;
-развивать графические
навыки.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей
привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
-воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей и логопеда;
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности.
Предметно-пространственная развивающая среда:
-зеркала по количеству детей.
-артикуляционные модели изучаемых звуков.
-предметные картинки, в названии которых
присутствуют звуки [С], [С’];
-картинки с изображением «Звуковичков [С], [С’]»;
-фишки и рабочие листы для выкладывания звуковой схемы;
-аудио колонка;
-игрушка слон;
-рабочие листы со штриховкой;
-простые карандаши.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика с
элементами биоэнергопластики;
3. Самомассаж лица
(«Солнышко проснулось»);
4. Работа над развитием
дыхания («Зимний воздух»);
5. Объявление темы занятия
(Загадка о звуках [С], [С’]);
6. Акустико-артикуляционный образ звуков;
7. Развитие мелкой моторики
(Упражнения с массажными мячиками)
8. Развитие фонематического слуха.
(Игра «Подушка-камень»).
9. Звуковой анализ слова «Гуси».
10.Физкультминутка («Самолёт»)
11.Закрепление и дифференциация звуков в словах;
формирование навыка употребления
слов в единственном и множественном числе (Дидактическая игра
«Зоопарк»; «Один-много»).
12. Работа в тетради (Штриховка «Спрячь самолёт за
облако»)
13.Итог занятия. Оценка
работы детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Приветствие: «Как живёшь?» :
-Как живёшь?
-Вот так! (Дети показывают кулачок с поднятым вверх
большим пальцем)
-А плывёшь?
-Вот так!
(показывают как плывут)
-А бежишь?
-Вот так! (изображают бег)
-Вдаль глядишь?
-Вот так! (прикладывают ладонь ко лбу)
-Ждёшь обед?
-Вот так! (кулачок под подбородком)
-Машешь вслед?
-Вот так! (машут ладошкой)
-Ночью спишь?
-Вот так! (сложенные ладошки под щёчкой)
-А шалишь?
-Вот так! (шалят)
-А грозишь?
-Вот так! (грозят пальчиком)
-А привет говоришь?
- Привет! (машут ладошкой и говорят «Привет!»).
Логопед:
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их тоже
поприветствуем (дети здороваются).
2. Самомассаж лица.
Солнышко проснулось,( Поглаживающие движения указательным и средним
пальцем обеих рук от середины лба к ушам).
Лобика коснулось, (Круговые
поглаживающие движения вокруг глаз).
Лучиками повело (Движения от переносицы через щеки к
ушам).
И погладило, погладило. (От подбородка через щеки
вверх к ушам).
3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Дети садятся на свои места.
4.Работа над развитием дыхания.
Игра «Вдохни свежий
воздух» (дифференциация ротового
и носового дыхания)
-Ребята, какое сейчас время года? (зима). А вы обращали внимание, какой бывает воздух зимой? (морозный,
холодный). Чем пахнет? (Свежестью)
-Давайте вдохнем глубоко
свежий морозный зимний воздух носом, а выдохнем
через рот, при этом язычок положим на нижнюю губу и выпустим струю холодного
воздуха.
Дети выполняют задание
2-3 раза. Логопед
следит за осанкой.
5.Объявление
темы занятия.
-Ребята, послушайте задание
и угадайте, с какими звуками
мы сегодня познакомимся.
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе,
Посередине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и посвисти.
Ссс-ссс-ссс произнеси.
Дети:
-Будем говорить о звуке [С].
Логопед:
- Правильно, о звуке [С] и его младшем братце
звуке [С’]
6.Акустико-артикуляционные образы звуков.
Логопед:
-Давайте возьмём в
руки зеркала и произнесём этот звук.
Произнесение звука [С]
хором, а затем отдельными детьми с
наблюдением артикуляции в зеркале.
-Какое положение
занимают губы? (улыбаются, не напряжены)
-Что вы можете сказать
о зубах? (сближены, но не смыкаются)
-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)
-Струя воздуха холодная
-Какой звук [С]?
(согласный)
-Почему? (звук
встречает преграду)
-А теперь
скажите, какой звук [С]? (согласный, твердый, обозначаем
синим цветом)
-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)
-Значит, звук [С] какой? (глухой)
На магнитной доске логопед выставляет фишку синего цвета, картинку с
изображением Звуковичка в синей рубашке, в наушниках и изображение артикуляции звука [С].
Проговариваем вместе
характеристику звука [С].
Несколько детей повторяют характеристику звука [С].
-Теперь произнесите звук [С’], это младший
братец звука [С].
-Как
расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)
-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)
-Какой звук [С’]? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым
цветом)
-Приложите руку к горлышку
и скажите, оно вибрирует? (нет)
-Значит, звук [С’]
какой? (Глухой)
На магнитной доске логопед выставляет фишку зелёного
цвета, картинку с изображением Звуковичка в зелёной рубашке, наушниках и
изображение артикуляции звука [С’].
Проговариваем вместе
характеристику звука [С’].
Несколько детей дают характеристику звуку [С’].
7.Развитие мелкой
моторики.
Упражнения с массажными мячиками:
-Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
-Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)
-Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)
-Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)
-И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)
-Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)
8.Развитие
фонематического слуха.
Игра «Подушка — камень»:
-Сейчас мы поиграем
в игру на внимание.
Если услышите звук [С],
то должны поднять карточку с изображением камня. Если же услышете звук
[С’] – карточку с изображением подушки.
- С З М Сь И
С У
Р Сь О Н С А С Ы Ф Сь П
С;
в слогах: СА-СЯ-СО-СЁ-СЫ-СИ-СУ-СЮ.
9. Звуковой анализ слова гуси.
У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой
слова.
Дети произносят слово, хлопают в ладоши и считают,
сколько в нем слогов. Затем называют поочередно звуки, дают им характеристику и
цветными кружками выкладывают схему слова.
10.Физкультминутка «Самолёт»
Пролетает самолёт,
Мы собрались с ним в полёт.
Правое крыло, левое крыло.
Я мотор завожу и внимательно слежу.
Поднимаюсь вверх, лечу!
Возвращаться не хочу!
11.Закрепление и дифференциация звуков в словах.
Дидактическая игра «Зоопарк».
Логопед:
Звучит крик слона (аудиозапись)
- Ребята, к нам пришёл в гости
слон из зоопарка. У них случилась беда, подул сильный ветер, (логопед дует через язык) и уронил заграждения, все звери
разбежались. Когда ветер утих, слон поднял заграждения, но теперь не знает,
кто где жил. Давайте поможем слону и
разместим животных:
На доске синий и зеленый заборы. Логопед предлагает так разместить зверей в зоопарке: за синим забором
окажутся животные, в названии которых есть звук С, за зеленым — если есть звук
Сь: лось, слон, осел, лиса, барсук, рысь, носорог... (дети поочерёдно подходят
к доске и размещают животных).
А теперь давайте назовём наших животных во множественном
числе (игра «Один – много»).
12, Работа в тетради
Дети наносят штриховку, чтобы спрятать самолет за
облако.
13.Итог занятия.
-С какими
звуками мы сегодня познакомились?
-Какие это звуки?
-Как вы думаете, мы с вами хорошо позанимались?...
-Кому какое задание
понравилось?
-Какое задание было самым трудным?
Молодцы!
Спасибо вам, ребята, за работу!
Открытого занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [С], [С‘]» в старшей логопедической группе №2. Цели: -уметь дифференцировать
твердый и мягкий звук [с]; -уметь проводить
звукослоговой анализ слова (на примере слова «Гуси»); -формировать навык
употребления слов в единственном и множественном числе; -развивать графические
навыки. Задачи. Корекционно - образовательные: -познакомить детей со звуками
[с], [с’]; -учить характеризовать эти звуки
по акустическим и артикуляционным
признакам; -учить дифференцировать звуки
по твердости-мягкости; -учить правильно употреблять слова в единственном и
множественном числе; -упражнять в звуковом анализе
слова, состоящего из 4-х звуков. Коррекционно-развивающие: -развивать общую,
мелкую и артикуляционную моторику детей; -развивать фонематический
слух; -развивать зрительную,
слуховую память и внимание; -развивать речевое дыхание; -развивать навык анализа и
синтеза слов; -развивать грамматический
строй речи; -развивать и обогащать
активный словарь; -развивать самоконтроль над
собственной речью; -развивать высшие психические процессы; -развивать графические навыки. Коррекционно-воспитательные: -воспитывать у детей привычку
аккуратно обращаться с раздаточным
материалом; -воспитывать умение слушать и
слышать; -формировать навыки
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности. Занятие проводилось
с детьми 5 -6
лет, старшей логопедической группы. На занятии присутствовало 11 детей. Все дети с ТНР,
имеющими ОНР 1-3 уровня. Занятие соответствовало
перспективному плану коррекционной работы. Цели и задачи занятия соответствовали его
содержанию. Обучение строилось, как
увлекательная проблемно-игровая деятельность. Такая деятельность создала
положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность
детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия. Предложенные задания давались
в порядке нарастающей сложности. Переход от одной части к
другой осуществлялся четко и последовательно. К началу занятия мною были
подготовлены наглядный и раздаточный материал. Пособия достаточного размера,
эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным,
продуманным в учебном пространстве и в занятии. Игровые приемы, такие как «Подушка
— камень», «Один – много», дидактическая игра «Зоопарк», помогали максимально
привлечь и распределить внимание и заинтересовать детей, предусматривали
быструю смену деятельности. В ходе занятия использовались
следующие здоровьесберегающие моменты: дыхательная гимнастика, артикуляционная
гимнастика с элементами биоэнергопластики, физическая минутка для развития
общей моторики. С
целью нормализации
мышечного тонуса и улучшения состояния мышц речевого
аппарата - самомассаж лица «Солнышко
проснулось». Для развития мелкой моторики
и графических навыков, было подобрано упражнение с массажными мячиками и
задание по штриховке «Спрячь самолёт за облако». Сюрпризная ситуация (появление слона), способствовала
развитию у детей творческих
способностей и фантазии, а так же более эффективному усвоению материала. Для развития высших психических функций использовала
упражнение в звуковом анализе
слова «Гуси». . На всех этапах занятия я
старалась контролировать произношение, оказывать своевременную помощь в разных
формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы - они
снимали напряжение и активизировали неуверенных в себе детей. На занятии был создан
благоприятный эмоциональный фон. Дети проявляли положительный эмоциональный
настрой. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям
сохранения здоровья. Считаю, что поставленная перед детьми цель достигнута.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2025
Дата обновления: 24.02.2025
Дата публикации: 10.02.2025