Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе №2 Тема «Звуки [С], [С‘]

10.02.2025

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе №2

Тема «Звуки [С], [С‘]

Цели:

-уметь дифференцировать твердый и мягкий звук [С],  [С’];

-уметь проводить звукослоговой анализ слова (на примере слова «Гуси»);

-формировать навык употребления слов в единственном и множественном числе;

-развивать графические навыки.

Задачи.

Корекционно - образовательные:

-познакомить детей со звуками [С], [С’];

-учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

-учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

-учить правильно  употреблять слова в единственном и множественном числе;

-упражнять в звуковом анализе слова, состоящего из 4-х звуков.

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

-развивать фонематический слух;

-развивать зрительную, слуховую память и внимание;

-развивать речевое дыхание;

-развивать навык анализа и синтеза слов;

-развивать грамматический строй речи;

-развивать и обогащать активный словарь;

-развивать самоконтроль над собственной речью;

-развивать высшие психические процессы;

-развивать графические навыки.

 

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;

-воспитывать умение слушать и слышать на занятии своих товарищей и логопеда;

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

 

Предметно-пространственная развивающая среда:

-зеркала по количеству детей.

-артикуляционные модели изучаемых звуков.

-предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки [С], [С’];

-картинки с изображением «Звуковичков [С], [С’]»;

-фишки и рабочие листы для выкладывания звуковой схемы;

-аудио колонка;

-игрушка слон;

-рабочие листы со штриховкой;

-простые карандаши.

          

План занятия:

 

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики;

3. Самомассаж лица («Солнышко проснулось»);

4. Работа над развитием дыхания («Зимний воздух»);

5. Объявление темы занятия (Загадка о звуках [С], [С’]);

6. Акустико-артикуляционный образ звуков;

7. Развитие мелкой моторики (Упражнения с массажными мячиками)

8. Развитие фонематического слуха. (Игра «Подушка-камень»).

9. Звуковой анализ слова «Гуси».

10.Физкультминутка  («Самолёт»)

11.Закрепление и дифференциация звуков в словах; формирование  навыка употребления слов в единственном и множественном числе (Дидактическая игра «Зоопарк»; «Один-много»).

12. Работа в тетради (Штриховка «Спрячь самолёт за облако»)

13.Итог занятия. Оценка работы детей.

           

Ход занятия.

    1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

     Приветствие: «Как живёшь?» :

-Как живёшь?

-Вот так! (Дети показывают кулачок с поднятым вверх большим пальцем)

-А плывёшь?

 -Вот так! (показывают как плывут)

-А бежишь?

-Вот так! (изображают бег)

-Вдаль глядишь?

-Вот так! (прикладывают ладонь ко лбу)

-Ждёшь обед?

-Вот так! (кулачок под подбородком)

-Машешь вслед?

-Вот так! (машут ладошкой)

-Ночью спишь?

-Вот так! (сложенные ладошки под щёчкой)

-А шалишь?

-Вот так! (шалят)

-А грозишь?

-Вот так! (грозят пальчиком)

-А привет говоришь?

- Привет! (машут ладошкой и говорят «Привет!»).

Логопед:

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их тоже поприветствуем (дети здороваются).

 

2. Самомассаж лица.

Солнышко проснулось,( Поглаживающие движения указательным и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам).

Лобика коснулось, (Круговые поглаживающие движения вокруг глаз).

Лучиками повело (Движения от переносицы через щеки к ушам).

И погладило, погладило. (От подбородка через щеки вверх к ушам).

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Дети садятся на свои места.

4.Работа над развитием дыхания.

Игра «Вдохни свежий воздух» (дифференциация ротового и носового дыхания)

-Ребята, какое сейчас время года? (зима). А вы обращали внимание, какой бывает воздух зимой? (морозный, холодный). Чем пахнет? (Свежестью)

-Давайте вдохнем глубоко свежий морозный зимний воздух носом, а выдохнем через рот, при этом язычок положим на нижнюю губу и выпустим струю холодного воздуха.

Дети выполняют задание 2-3 раза. Логопед следит за осанкой.

 5.Объявление темы занятия.

-Ребята, послушайте задание и угадайте, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посередине языка струйку воздуха пускай,

Улыбнись и посвисти.

Ссс-ссс-ссс произнеси.

Дети:

-Будем говорить о звуке [С].

Логопед:

- Правильно, о звуке [С] и его младшем братце звуке [С’]

 

6.Акустико-артикуляционные образы звуков.

Логопед:

-Давайте возьмём в руки зеркала и произнесём этот звук.

       Произнесение звука [С] хором, а затем отдельными детьми с  наблюдением артикуляции в зеркале.

 -Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

 -Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

 -Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

 -Струя воздуха холодная

 -Какой звук [С]? (согласный)

 -Почему? (звук встречает преграду)

 -А теперь скажите, какой звук [С]? (согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)Хочу такой сайт

-Значит, звук [С]  какой? (глухой)

На магнитной доске логопед выставляет фишку синего цвета, картинку с изображением Звуковичка в синей рубашке, в наушниках и изображение артикуляции звука [С].

Проговариваем вместе характеристику звука [С].

Несколько детей повторяют характеристику звука [С].

 -Теперь произнесите звук [С’], это младший братец звука [С].

 -Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

 -Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

 -Какой звук [С’]? (согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

 -Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

 -Значит, звук [С’] какой? (Глухой)

На магнитной доске логопед выставляет фишку зелёного цвета, картинку с изображением Звуковичка в зелёной рубашке, наушниках и изображение артикуляции звука  [С’].

Проговариваем вместе характеристику звука [С’].

Несколько детей дают характеристику звуку [С’].

7.Развитие мелкой моторики.

Упражнения с массажными мячиками:

-Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

-Взад вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

-Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

-Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

-И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

-Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)

 

 8.Развитие фонематического слуха.

Игра «Подушка — камень»:

-Сейчас мы поиграем в игру на внимание.

Если услышите звук [С], то должны поднять карточку с изображением камня. Если же услышете звук [С’]  – карточку с изображением подушки.

- С З М Сь И С У Р Сь О Н С А С Ы Ф Сь П С;

в слогах: СА-СЯ-СО-СЁ-СЫ-СИ-СУ-СЮ.

9. Звуковой анализ слова гуси.

У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова.

Дети произносят слово, хлопают в ладоши и считают, сколько в нем слогов. Затем называют поочередно звуки, дают им характеристику и цветными кружками выкладывают схему слова.

 

 

 

 

 

10.Физкультминутка «Самолёт»

Пролетает самолёт,

Мы собрались с ним в полёт.

Правое крыло, левое крыло.

Я мотор завожу и внимательно слежу.

Поднимаюсь вверх, лечу!

Возвращаться не хочу!

11.Закрепление и дифференциация звуков в словах.

Дидактическая игра «Зоопарк».

Логопед:

Звучит крик слона (аудиозапись)

- Ребята, к нам пришёл в гости слон из зоопарка. У них случилась беда, подул сильный ветер, (логопед  дует через язык) и уронил заграждения, все звери разбежались. Когда ветер утих, слон поднял заграждения, но теперь не знает, кто  где жил. Давайте поможем слону и разместим животных:

На доске синий и зеленый заборы. Логопед предлагает так разместить зверей в зоопарке: за синим забором окажутся животные, в названии которых есть звук С, за зеленым — если есть звук Сь: лось, слон, осел, лиса, барсук, рысь, носорог... (дети поочерёдно подходят к доске и размещают животных).

А теперь давайте назовём наших животных во множественном числе (игра «Один – много»).

12, Работа в тетради

Дети наносят штриховку, чтобы спрятать самолет за облако.

13.Итог занятия.

какими звуками мы сегодня познакомились?

-Какие это звуки?

-Как вы думаете, мы с вами хорошо позанимались?...

-Кому какое задание понравилось?

-Какое задание было самым трудным?

Молодцы! Спасибо вам, ребята, за работу! 







Самоанализ

Открытого занятия по обучению грамоте на тему:

«Звуки [С], [С‘]»

в старшей логопедической группе №2.

   

Цели:

-уметь дифференцировать твердый и мягкий звук [с];

-уметь проводить звукослоговой анализ слова (на примере слова «Гуси»);

-формировать навык употребления слов в единственном и множественном числе;

-развивать графические навыки.

 

Задачи.

Корекционно - образовательные:

-познакомить детей со звуками [с], [с’];

-учить характеризовать эти звуки по акустическим и артикуляционным признакам;

-учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

-учить правильно  употреблять слова в единственном и множественном числе;

-упражнять в звуковом анализе слова, состоящего из 4-х звуков.

 

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

-развивать фонематический слух;

-развивать зрительную, слуховую память и внимание;

-развивать речевое дыхание;

-развивать навык анализа и синтеза слов;

-развивать грамматический строй речи;

-развивать и обогащать активный словарь;

-развивать самоконтроль над собственной речью;

-развивать высшие психические процессы;

-развивать графические навыки.

 

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;

-воспитывать умение слушать и слышать;

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

                   

Занятие   проводилось  с  детьми  5 -6   лет, старшей логопедической группы.      

На занятии присутствовало 11 детей. Все дети с ТНР, имеющими ОНР 1-3 уровня.

Занятие соответствовало перспективному плану коррекционной работы.

  Цели и задачи занятия соответствовали его содержанию.

 

Обучение строилось, как увлекательная проблемно-игровая деятельность.

Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

 

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно.

К началу занятия мною были подготовлены наглядный и раздаточный материал.

Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

 

Игровые приемы, такие как «Подушка — камень», «Один – много», дидактическая игра «Зоопарк», помогали максимально привлечь и распределить внимание и заинтересовать детей, предусматривали быструю смену деятельности.

 

В ходе занятия использовались следующие здоровьесберегающие моменты: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, физическая минутка для развития общей моторики.

С целью нормализации мышечного тонуса и улучшения состояния мышц речевого аппарата - самомассаж лица «Солнышко проснулось».

 

Для развития мелкой моторики и графических навыков, было подобрано упражнение с массажными мячиками и задание по штриховке «Спрячь самолёт за облако».

 

Сюрпризная ситуация (появление слона), способствовала развитию у детей творческих способностей и фантазии, а так же более эффективному усвоению материала.

 

      Для развития высших психических функций использовала упражнение в          звуковом анализе слова «Гуси».

  .

На всех этапах занятия я старалась контролировать произношение, оказывать своевременную помощь в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала групповые ответы - они снимали напряжение и активизировали неуверенных в себе детей.

 

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья. Считаю, что поставленная перед детьми цель достигнута.

   
  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.02.2025

Дата обновления: 24.02.2025

Дата публикации: 10.02.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».