Доклад на тему: «Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей».

25.02.2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Колобок»

               

Доклад

 

  на тему:

 

 «Интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Сизова Ирина Геннадьевна.

           

г. Улан – Удэ, 2018 г.

 

   Качественная подготовка групп дошкольного возраста к новому учебному году – одна из задач, стоящих перед педагогом ДОУ, от своевременного решения которой во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми.

 

   Федеральные государственные общеобразовательные стандарты устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

 

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

   Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

   Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей также должны решаться интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

 

При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративных подход и к организации развивающих центров активности детей.

   «Интеграция» развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития  ребенка в образовательном процессе.

 

Образовательный процесс в ДОУ:

 

·         строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов  воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребенка, с обязательным выполнением федеральных государственных требований, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательных программ дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей направленности, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей детей;

·          обеспечивает каждому ребенку как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать физические, личностные, интеллектуальные качества, свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в различных видах детских деятельностей.

 

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

При этом воспитатели:

·         имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

·          формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

·         ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

·         поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

 

На основе такого подхода дети: 

ü  активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

ü  проходят через закономерные стадии развития;

ü   обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

ü  неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

 

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

ü  развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

ü  единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании,  обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.         

 

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

 

 Реализация содержания образования:

·         обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;

·         раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов;

·         учитывает приоритет  практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

·         осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей,  готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

·          имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

 

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность  ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

 

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

 

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

 

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

 

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

     


Центры развивающей активности детей

 

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.

 

Центры развития активности детей в групповых помещениях

Образовательная область

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра

Познавательно-речевое направление развития детей

Познание

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Чтение художественной литературы.

-Коммуникация.

-Социализация.

-Безопасность.

-Музыка.

-   Центр сенсорного развития

 

-   Центр «Мы познаем мир»

 

-   Центр математического развития

·         Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

·         Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

·         Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.

·         Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

·         Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.

·         Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.

·         Развитие  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

·         Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

·         Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

·         Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.

Чтение художественной литературы

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Социализация

-Музыка

-Здоровье

-   Центр «Здравствуй, книжка»

·         Формирование потребности  рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

·         Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

·         Развитие интереса к художественной литературе.

·         Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

·         Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.

·         Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.

·         Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Коммуникация

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Социализация

-Безопасность

-Чтение художественной литературы

-Познание

-Труд

-Физическая культура

-Здоровье

-   Центр речевого развития

 

-   Центр «Будем говорить правильно

·         Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

·         Развитие всех компонентов речевой системы.

·         Формирование коммуникативных навыков.

·         Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

·         Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.

·         Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

·         Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.

·         Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

Физическое направление развития детей

Физическое развитие

Интегрируется с образовательными областями:

-Коммуникация

-Познание

-Музыка Хочу такой сайт

-Здоровье

-Социализация

-Безопасность

-Центр «ПДД»

 

- Центр «Пожарная безопасность»

·         Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

·         Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

·         Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.

·         Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

·         Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

·         Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

·         Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими упражнениями и после игр.

·         Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

·         Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.

·         Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.

·         Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.

·         Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

Здоровье

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Социализация

-Безопасность

- Центр сохранения здоровья ребенка

·         Формирование валеологических основ и основ ОБЖ. 

·         Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

·         Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития;

Художественно-эстетическое направление развития детей

Художественное творчество

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Коммуникации

-Ручной труд

- Центр изобразительной деятельности

·         Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

·         Формирование навыков изобразительной деятельности.

·         Воспитание эстетических чувств.

·         Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·         Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

·         Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

·         Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

·         Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Музыка

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

-Чтение художественной литературы

-Социализация

-Физическая культура

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

·         Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.

·         Воспитание эстетических чувств.

·         Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

·         Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

·         Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

·         Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

Социально-личностное направление  развития детей

Социализация

 

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

Чтение художественной литературы

-Труд

-Коммуникации

-Безопасность

     

-   Центр сюжетно-ролевых игр

 

-   Центр социализации

·         Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

·         Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.

·         Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.

·         Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

·         Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.

·         Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Труд

Интегрируется с образовательными областями:

-Познание

Чтение художественной литературы

-Социализация

-Физическая культура

-Художественное творчество

-   Центр труда

·         Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.

·         Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

·         Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;

·         Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.

·         Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

·         Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби.

 



В основе инновационного подхода к организации среды развития ребенка лежат научно обоснованные положения, отраженные в зарубежной и отечественной педагогики и психологии.

 

Функции образовательной среды ДОУ

 

Основные закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:

 

ü  Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

ü  Информационная функция

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

ü  Функция сохранения психологического здоровья

  Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

  Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

ü  Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

ü  Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

  Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

 

Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

 

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

реализация поставленных в программе общих задач психического развития;

реализация регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Место педагога в развивающей среде

 

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

 

Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны - ее компонентом.

    Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.

    Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

 

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

 

Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиления интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.

 

         Для нас инновационная деятельность не самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного процесса.

 

         Любое полученное знание, информация имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.

 

        Известные тезисы К.Д.Ушинского «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта» и Л.С.Выгодского «Научишься сам, когда научишь другого» можно интерпретировать следующим образом. Образовательное новшество можно считать до конца состоявшимся и освоенным в полной мере, когда данный опыт упакован в текст статьи, методических рекомендаций, выступления на педсовете, семинаре, конференции. Наша задача не только помочь педагогу в осуществлении инновационной деятельности, но и в подготовке его к созданию материала, отвечающего современным требованиям.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.11.2019

Дата обновления: 04.11.2019

Дата публикации: 25.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».