25.02.2019
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №3 «Колобок»
Доклад
на
тему:
«Интегративный подход и
к организации развивающих центров активности детей».
Подготовила: воспитатель Сизова Ирина Геннадьевна.
г. Улан – Удэ, 2018 г.
Качественная подготовка групп дошкольного
возраста к новому учебному году – одна из задач, стоящих перед педагогом ДОУ,
от своевременного решения которой во многом зависит эффективность
воспитательно-образовательной работы с детьми.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты устанавливают
нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части
определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения
обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Основная
общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
Содержание
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
Одним из требований, предъявляемых к
основной общеобразовательной программы дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Задачи психолого-педагогической работы по
формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей также
должны решаться интегрированно в
ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области.
При
проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для
успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы
дошкольного образования необходимо обеспечить интегративных подход и к
организации развивающих центров активности детей.
«Интеграция» развивающих центров активности
детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия
отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования,
обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической
и социально-личностной сфер развития
ребенка в образовательном процессе.
Образовательный
процесс в ДОУ:
·
строится
на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов воспитания и обучения, обеспечивающих
развитие ребенка, с обязательным выполнением федеральных государственных
требований, с учетом уровня и направленности реализуемых образовательных
программ дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей
направленности, возрастных и индивидуальных особенностей, способностей детей;
·
обеспечивает каждому ребенку как личности
возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать физические,
личностные, интеллектуальные качества, свои потенциальные способности,
сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в различных видах детских
деятельностей.
В основе
концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим
образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно
продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности,
проявлению инициативы и творчества.
При этом
воспитатели:
·
имеют
представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего
развития каждого ребенка;
·
формируют обстановку и предоставляют материалы
для развития;
·
ставят
перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера,
учитывая интересы, способности и потребности каждого;
·
поддерживают
в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу,
активность в освоении окружающей действительности.
На основе такого
подхода дети:
ü активно
развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов
детской деятельности;
ü проходят через
закономерные стадии развития;
ü обеспечены социальным взаимодействием
направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
ü неповторимо
индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Условиями успешной реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
ü развивающее
образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;
ü единство
педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в
воспитании и образовании, обеспечивающих
нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие
детей.
Освоение
ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается
через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной,
самостоятельной, образовательной деятельности.
Реализация
содержания образования:
·
обеспечивает
возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных
отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;
·
раскрывает
способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире
людей и предметов;
·
учитывает
приоритет практической деятельности
(деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой
дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая
образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей
образованности;
·
осуществляется
на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка
новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать
внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и
внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
·
имеет яркую воспитывающую направленность, т.е.
способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего
народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
В соответствии с
этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических,
личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере
отношений.
Основой
формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие
способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми
должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную
деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при
поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную,
развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную
функции.
Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
Инновационность подхода к организации
среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных
областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности
на принципах развития и интеграции.
Обогащение и
содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды,
обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному
включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых
психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью
формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной,
социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Центры
развивающей активности детей
Обстановка в
группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность
самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько
центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для
исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными,
однако основные центры, есть практически везде.
Центры развития активности детей в
групповых помещениях |
||
Образовательная область |
Центры активности |
Интегративная направленность
деятельности центра |
Познавательно-речевое
направление развития детей |
||
Познание Интегрируется
с образовательными областями: -Чтение
художественной литературы. -Коммуникация. -Социализация. -Безопасность.
-Музыка. |
- Центр сенсорного развития - Центр «Мы познаем мир» - Центр математического развития |
·
Развитие и обучение детей средствами игровой
предметности. ·
Стимулирование и развитие познавательной
активности ребенка. ·
Развитие системы элементарных математических,
экологических, естественно - научных представлений, физических,
коммуникативных, художественно-эстетических навыков. ·
Формирование элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника. ·
Развитие чувства прекрасного к природным объектам
и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного
творчества. ·
Приобщение к чтению познавательной и
художественной литературы. ·
Развитие
умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей
помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной
природоохранной деятельности в ближайшем окружении. ·
Формирование трудовых и безопасных навыков по
уходу за растительными и животными объектами. ·
Формирование у детей представлений о сенсорных
эталонах объектов природного и социального окружения. ·
Формирование стремления к освоению нового
(получение информации из энциклопедий, справочной литературы). Воспитание
стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и
сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. |
Чтение художественной литературы Интегрируется
с образовательными областями: -Познание
-Социализация -Музыка
-Здоровье |
- Центр «Здравствуй, книжка» |
·
Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу
ее содержания. ·
Развитие литературной речи,
художественно-творческого потенциала. ·
Развитие интереса к художественной литературе. ·
Воспитание привычки к аккуратному обращению с
книгой. ·
Воспитание эмоционального отношения к героям
художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений
разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы
литературных героев. ·
Приобщение к миру уральской художественной
культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала,
творчество известных писателей литературных произведений для детей. ·
Развитие понимания нравственно-этических отношений
героев художественных произведений. |
Коммуникация
Интегрируется
с образовательными областями: -Социализация -Безопасность
-Чтение
художественной литературы -Познание -Труд
-Физическая
культура -Здоровье |
- Центр речевого развития - Центр «Будем говорить правильно |
·
Стимулирование и развитие речевой активности
ребенка. ·
Развитие всех компонентов речевой системы. ·
Формирование коммуникативных навыков. ·
Развитие мелкой и крупной моторики. Умение
манипулировать с предметами. ·
Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах
литературных произведений. ·
Ознакомление с грамматическими конструкциями
связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка,
миф, легенда, сказ). ·
Развитие представлений о нравственных качествах:
об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и
трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после
прочтения литературных произведений. ·
Воспитание культуры речи, речевого поведения,
чтения. |
Физическое направление развития детей |
||
Физическое развитие Интегрируется
с образовательными областями: -Коммуникация
-Познание
-Здоровье
-Социализация
-Безопасность |
-Центр
«ПДД» -
Центр «Пожарная безопасность» |
·
Удовлетворение потребности детей в двигательной
активности. ·
Организация самостоятельной двигательной
активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в
области физической культуры. ·
Профилактика негативных эмоций. Формирование
способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений
передавать ощущения, эмоции в речи. ·
Ознакомление с нормами и правилами безопасности в
двигательной деятельности ·
Развитие самооценки собственных достижений в
области физической культуры. ·
Формирование навыка выполнения правил безопасного
использования физкультурного оборудования. ·
Формирование необходимых культурно-гигиенических
навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий
физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно
устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими
упражнениями и после игр. ·
Развитие потребности в творческом самовыражении
через физическую активность. ·
Развитие умения налаживать отношения со
сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с
принятыми правилами и нормами. ·
Развитие способности после рассматривания книжных
иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы
упражнений. ·
Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами,
видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями
российских, уральских спортсменов в области спорта. ·
Развитие представлений детей об основных способах
обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического
здоровья |
Здоровье Интегрируется
с образовательными областями: -Познание
-Социализация
-Безопасность |
-
Центр сохранения здоровья ребенка |
·
Формирование валеологических основ и основ
ОБЖ. ·
Формирование представлений о том, что полезно и
что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от
соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную
опасность. ·
Формирование представлений о культуре здоровья и
путях его сохранения, развития; |
Художественно-эстетическое направление
развития детей |
||
Художественное творчество Интегрируется
с образовательными областями: -Познание -Чтение
художественной литературы -Коммуникации -Ручной
труд |
-
Центр изобразительной деятельности |
·
Поддержание и развитие у ребенка интереса к
изобразительной деятельности. ·
Формирование навыков изобразительной деятельности. ·
Воспитание эстетических чувств. ·
Формирование индивидуального и коллективного
творчества и возможности самореализоваться. ·
Формирование умения определять жанры живописи:
натюрморт, портрет, пейзаж ·
Формирование умений использовать различные материалы
(природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать
средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и
средствами изображения; ·
Формирование интереса и способность проникаться
теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе
произведение искусства. ·
Приобщение детей к театральному искусству через
знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; |
Музыка Интегрируется
с образовательными областями: -Познание -Чтение
художественной литературы -Социализация -Физическая
культура |
-
Центр музыкально-театрализованной деятельности |
·
Поддержание и развитие у ребенка интереса к
музыкальной и театрализованной деятельности. ·
Воспитание эстетических чувств. ·
Формирование индивидуального и коллективного
творчества и возможности самореализоваться. ·
Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной
культуры. ·
Формирование легкость и ловкость исполнения основных естественных
движений (различных видов шага, бега, прыжков). ·
Развитие музыкального интонационно-речевого опыта,
умение пользоваться эмоционально-образным словарем. |
Социально-личностное направление развития детей |
||
Социализация
Интегрируется
с образовательными областями: -Познание Чтение
художественной литературы -Труд -Коммуникации -Безопасность |
- Центр сюжетно-ролевых игр - Центр социализации |
·
Обеспечение активизации всего чувственного
аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем,
через игровые виды деятельности. ·
Стимулирование коммуникативно–речевой,
познавательной, эстетической деятельности детей. ·
Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия
детей. ·
Формирование представлений о важности безопасного
поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице
и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами; ·
Развитие представления о поступках, людей
(великих, известных) как примерах возможностей человека. ·
Развитие этически ценных форм, способов поведения
и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и
поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов. |
Труд Интегрируется
с образовательными областями: -Познание Чтение
художественной литературы -Социализация -Физическая
культура -Художественное
творчество |
- Центр труда |
·
Формирование трудовых навыков по уходу за
растительным и животным миром. ·
Формировать потребность в ежедневной двигательной
деятельности. ·
Развивать осознание своих физических возможностей
на основе представлений о своем теле; ·
Формирование трудовых умений и навыков, основ
безопасности в разных видах труда. ·
Формирование умения осуществлять коллективную
деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности
других детей. ·
Формирование представлений о трудовой деятельности
людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о
профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой
деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об
увлечениях и хобби. |
В
основе инновационного подхода к организации среды развития ребенка лежат научно
обоснованные положения, отраженные в зарубежной и отечественной педагогики и
психологии.
Функции
образовательной среды ДОУ
Основные
закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать
функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в
соответствии:
ü Функция стимулирования активности детей имеет в своей
основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия
в разных видах деятельности.
ü Информационная функция
Необходимый
уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка
обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее
элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
ü Функция сохранения психологического здоровья
Окружающая среда является важнейшим для
ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их
размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать
возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»),
так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
ü Воспитывающая функция среды не
требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где
зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного
поведения, бережного отношения.
ü Развивающая функция среды является
ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей,
когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает
ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Деятельность
в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость,
любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к
творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок
реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из
своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по
воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации
детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации
подрастающей личности.
Развивающая функция предметной среды требует
для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что
обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более
сложным.
Педагоги
детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры,
для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей
разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности
детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями,
способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики,
пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать
настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая
их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых
средств.
Работа педагога
складывается из трех равно необходимых компонентов:
реализация
поставленных в программе общих задач психического развития;
реализация
регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного
образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.
Место
педагога в развивающей среде
Предметная
среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама
собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только
взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих
действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую
среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Воспитатель,
с одной стороны, является автором среды, с другой стороны - ее компонентом.
Автор потому, что, зная особенности
развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду
обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится
дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором,
психологом, мастеровым и т.д.
Компонент потому, что определяет свое место
в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном
развитии – он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий,
результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа
на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду
деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому
нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных
видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и
т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента
ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и
на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают
уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому,
то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами
развития.
Современная
ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для
которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической
деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация
социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию
решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Чтобы
не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания,
овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и
тем самым обеспечить возможность для своего развития. Усиления
интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности
человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.
Для нас инновационная деятельность не
самоцель, а инструмент, пространство профессионального, личностного роста
педагогов. Главный результат при этом – повышение качества образовательного
процесса.
Любое полученное знание, информация
имеет какую-либо ценность только при условии их применения. Поэтому итоги
инновационной деятельности должны находить отражение в работе педагогов.
Известные тезисы К.Д.Ушинского
«Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта» и Л.С.Выгодского «Научишься
сам, когда научишь другого» можно интерпретировать следующим образом.
Образовательное новшество можно считать до конца состоявшимся и освоенным в
полной мере, когда данный опыт упакован в текст статьи, методических
рекомендаций, выступления на педсовете, семинаре, конференции. Наша задача не
только помочь педагогу в осуществлении инновационной деятельности, но и в
подготовке его к созданию материала, отвечающего современным требованиям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.11.2019
Дата обновления: 04.11.2019
Дата публикации: 25.02.2019