04.03.2024
Консультация для родителей
Компьютерные игры: польза или вред?
Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим своих родителей, бабушек и дедушек. Даже двухлетние малыши активно пользуются планшетами и компьютерами. Дети словно рождаются с навыками обращения с современными электронными устройствами. Они самостоятельно используют компьютеры, ноутбуки родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр.
Компьютерная игра превращается в основную форму досуга детей. Многие дети ежедневно проводят у компьютера большую часть своего свободного времени, причём родители спокойно реагируют на эту ситуацию.
Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?
Можно много говорить о пользе информационных технологий и компьютере в частности: это и помощь в учёбе, и развлечение, и хобби. Однако уже давно на западе учёные забили тревогу по поводу вреда виртуального пространства.
Данная проблема широко изучается иностранными психологами. В нашей стране дело обстоит немного иначе. Зачастую родители безмятежно относятся к тому, что их ребёнок часами посиживает у монитора. Он занят делом и не мешает родителям. Разве это плохо?
Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей. Их неокрепшая психика за считанные дни пдвергается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.
Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.
- Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.
- Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.
- Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для игрока представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
- Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Уважаемы родители, негативного влияния компьютера можно избежать, и даже сделать полезным, если правильно подбирать игры и организовывать работу за компьютером. Для этого давайте разберёмся, какие «полезные» игры существуют и подходят для детей дошкольного возраста.
- Интеллектуальные игры.
В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.
- Развивающие игры.
Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.
Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, задумываться над тем, к чему они приведут, т.е. делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно также, что с помощью логических игр ребёнок учится искать разные пути решения задачи и быстрее осваивает многие понятия.
Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребёнка. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.
С помощью развивающих компьютерных игр ребёнок учится:
- мыслить логически и включать рассудочную деятельность;
- запоминать достаточно большие объёмы информации;
- развивать мелкую моторику рук и глаз;
- развивать образное мышление;
- быть собранным и внимательным в нужные моменты;
- развивать пространственное мышление.
- Обучающие игры.
Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.
С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы.
Полученные при игре навыки и умение быстро принимать решение, когда на экране появляется совсем не то, что ребёнок ожидал, помогут при возникновении более сложных задач, ситуаций.
Именно поэтому прямая обязанность взрослых – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные стрелялки» определённое количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
И так, в заключении можно сделать вывод, что компьютерные игры, популярность которых сильно возросла в последнее время, подобны медали, которая имеет две стороны. Одна сторона — это положительные последствия игр, такие как рост творческого потенциала и укрепление умственных возможностей, а другая — формирование у человека привычки вести замкнутый образ жизни, а также возникновение поведенческих и нравственных отклонений. Во многом вред или пользу получит ребенок от общения с компьютером, зависит от правильной организации – это и есть главная задача родителей.
«Правила организации занятий за компьютером»
•Главная задача родителей — контролировать время, которое ребёнок сидит за компьютером.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
— в 3–4 года ребёнок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
— в 5–6 лет – от 20 до 35 минут;
— в 7–8 лет – от 40 до 60 минут.
• Усаживать ребёнка за компьютер нужно так, чтобы расстояние между монитором и глазами малыша составляло 40-50 сантиметров.
• Вечером следует вообще ограничивать работу ребёнка за компьютером, особенно нельзя позволять играть в динамичные игры – эмоциональное напряжение во время их может негативно сказаться на сне.
• Каждые 20 минут ваш ребёнок должен оторвать глаз от компьютера и посмотреть на объект, удалённый от него, по меньшей мере, на 20 метров, 10 секунд.
• Монитор должен располагаться так, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона – до 1500.
• Источник света должен быть дневным и находиться слева от монитора.
• Следует соблюдать правильную осанку, спина и ноги ребёнка должны иметь опору.
• Обязательно формируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру. И словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учёбы или работы.
• Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми).
• Через 10-15 минут работы на компьютере необходимо сделать зарядку для глаз.
Если родители смогут подойти к обучению ребёнка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2021
Дата обновления: 28.11.2024
Дата публикации: 04.03.2024